Конспект итогового НОД «Зимушка-зима» к проекту «Вот зима, кругом бело… для детей подготовительной группы.
Автор: воспитатель Стародубцева Г.П. Цель: Формирование целостной картины восприятия зимнего времени года, расширение знаний детей о характерных признаках зимы посредством интегрирования различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, чтения художественной литературы.
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщать представления детей о времени года зима; называть признаки и приметы зимы. Использовать элементы ТРИЗ.
Развивающие:
Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно ласкательные существительные; обогатить лексику детей родственными словами. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения . Активизировать словарь детей по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.
Словарная работа: зима- волшебница, снегопад, кружевница.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминуток, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс» К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер».
Планируемые результаты: умеет взаимодействовать в игровой деятельности, договариваться со сверстниками и взрослыми; умеет поддержать беседу, (о признаках и приметах зимы), высказывать свою точку зрения. Ребенок может рассуждать, выражает положительные эмоции при проведении игр, физминуток. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
Материал и оборудование: презентация «Зима», мяч (снежок), аудиозапись музыки Чайковского, ноутбук, снежинки, 3 елки.
Ход НОД:
1.Организационный момент
- Ребята, какое у вас настроение?
-Вставайте все в круг и давайте поздороваемся, поделимся друг с другом теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты.
Воспитатель:
- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима).
Воспитатель:
- Спасибо, что помогли разгадать мой сон.
Воспитатель: -О чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).
- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме.
Воспитатель:
-Как можно назвать зиму? (Волшебница, кружевница, художница, мастерица).
Воспитатель: - Где мы можем увидеть зимнюю природу? - (В лесу).
Воспитатель: - Хотите отправиться в зимний лес в гости к зимушке-зиме? - (Да).
Воспитатель: - Чтобы попасть в лес, нужно выполнить задание.
Игра «Разрезные картинки»
(На столе разложены элементы картинок)
-Подойдите, ребята, к столу и выберите по одному элементу.
-А теперь посмотрите на обратную сторону.
-Видите «рубашка» у картинок разного цвета. Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой» подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к столу, отмеченному желтым кругом.
-А теперь можете приступать к складыванию картинки..
- Вот мы и попали в зимний лес! (Стоят покрытые «снегом» ели). Посмотрите вокруг. Полюбуйтесь зимним пейзажем!
-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, ветреная, снежная, вьюжная, метельная, серебристая).(Воспитатель предлагает сесть на «пенечки» (стульчики) и беседует с детьми).
Воспитатель :
-Мне интересно знать, что вам известно о зимнем времени года? Расскажите.
- Как люди ласково называют зиму? - (Зимушка, Зимонька).
- Назовите зимние месяцы. - (Декабрь, Январь, Февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? –(Падает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).
-Что происходит зимой с деревьями? - (Они спят).
-Что происходит зимой с животными? - (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки).
- Что сейчас делает бурый медведь? (спит в берлоге)
-Что сейчас делает белый медведь? (не спит, мама – медведица выкармливает в снежной берлоге медвежат)
- Какого цвета шубка у зайца? (белого)
- Что сейчас делает лягушка? (спит на дне озера, реки, зарывшись в ил, или под большим камнем)
- Что сейчас делает дятел? (долбит шишки ели, сосны, чтобы съесть семена, а летом он ел насекомых)
- Какого цвета перья у полярной совы? (белые)
- Что сейчас делает божья коровка? ( спряталась под корой дерева или пня)
-Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).
- Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона).
- Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)
- Как люди стали одеваться? (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки)
- Правильно, молодцы дети, а какие зимние забавы вы знаете?
Физминутка «Мы с тобой…»
-Давайте тоже поиграем в «снежки». .
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз- подбросим,
Два- поймали,
Три- уроним,
Ой, сломали.
-Итак, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы- с неба падает снег.
-Ребята, а как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
-Правильно, зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.
-Давайте придумаем красивые слова к слову «ЗИМА».
Зима-чудесница
Зима-волшебница
Зима-красавица
-Ой, какие молодцы!
-Ребята, скажите, а зима- это хорошо или плохо?
-Давайте с вами постараемся разобраться: зима- это все-таки хорошо или зима-это плохо!
Словесная игра «Хорошо-плохо»
(Плохо- солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;
Хорошо- идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)
-Не смотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче- зима веселая пора.
-Обобщим свои ответы. Для кого зима в радость? (Для детей, растений). Для кого это время года является тяжёлым? (Для животных, птиц).
Игра «Закончи предложение»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые … (снежинки)
На посёлки, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … (снегурка)
На снегу – то посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Воспитатель:
-Какие слова- отгадки здесь повторяются?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно. Это слова-родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ. Давайте ещё подберём родственные слова к слову «зима».
(Дети отвечают: зимовать, зимний, зимовье, зимушка, зимой).
Воспитатель:
-У меня есть волшебный снежок, поиграем в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете слово и возвращаете снежок мне обратно. Прошу вас встать в кружок.
Игра «Назови ласково»
Лед — … (ледок)
Мороз — … (морозец)
Санки — … (саночки)
Холод — … (холодок)
Метель — … (метелица)
Снег — … (снежок)
Солнце — … (солнышко).
Зима — … (зимушка)
(Не садятся!)
Воспитатель:
Вот и подходит к концу наша прогулка.
- С лесом нам пора прощаться,
Да и в группу возвращаться!
(Звучит музыка). «Вокруг себя обернитесь, в детском саду окажитесь
Воспитатель:
- Вот вы и в детском саду.
-Понравилась вам зимняя прогулка?
- Что понравилось?
- Что вы узнали нового?
- Что вам было трудно?
-Молодцы! Я согласна с вами, мы сегодня много интересного вспомнили о зиме.