СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое тестирование 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый тест( по разделам) 

11 класс

Просмотр содержимого документа
«Итоговое тестирование 11 класс»


ВАРИАНТ 1.

ОРФОГРАФИЯ.

Правописание безударных гласных в корне.

Б..р..датый, к..пна, тр..гедия, хв..статый, ур..жденный, пок..яние, г..ристый, ор..шение, л..сник, накр..шить.

Чередование гласных в корне слова.

Предл..гать помощь, накл..нить голову, зар..внять канаву, выр..стить цветы, отв..рить окно, бл..стать красотой, к..снуться плечом.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

Ш..рты, ж..рдочка, ч..ткий, переж..ток, ц..кнуть, крыж..вник, ч..до, щ..чий, бесш..вный, ц..рк.

Правописание Ъ и Ь.

В..ехать, из..ять, бел..е, фортеп..яно, зав..южить, трех..ярусный, шампин..он, об..ективный, бур..ян, без..ядерный.

Правописание звонких и глухих согласных.

Упако..ка, ги..кий, у..кий, перегоро..ка, ло..ка, вере..ка, ска..ка, подви.., ро..кий, сугро…

Правописание непроизносимых согласных.

Влас..ный, чес..ный, сер..це, чу..ство, ненас..ный, отвес..ный, лес..ница, прелес..ный, вкус..ный, корыс..ный.

Правописание приставок на –З, -С.

И..следование, ра..познать, бе..заветный, бе..шумный, и..текать, ра..свет, бе..мерный, ра..задорить, ра..топтать, и..черпать.

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Пр..обретать, пр..забавный, пр..одолеть, пр..держать, пр..лив, пр..мудрый, пр..жать, пр..красный, пр..лестный, пр..липнуть.

Правописание Н, НН в разных частях речи.

Вея..ое зерно, вытача..ый сапог, кожа..ый чемодан, глиня..ый кувшин, держа..ая вещь, кури..ый бульон, подержа..ая вещь, гости..ый двор, груже..ый вагон, груже..ый цементом вагон.

Правописание окончаний имен существительных.

Идти по дорог.., играть на роял.., мечтать об идеал.., работать на строительств.. дорог.., путешествовать по Сибир.., работать на пол.., сидеть на лекци.., ехать по степ.., жить в дом…

НЕ с разными частями речи.

(Не) детская серьезность; (не) хватило времени; (не) равные силы; (не) простая, а сложная задача; (не) рад гостям; (не) ответить на вопрос; (не) выполнено в срок; (не) крашеный пол; (не) умный ответ; (не) крашеный краской пол.

Правописание Е-И в окончаниях глаголов.

Плещ..т, слыш..тся, смотр..т, выпь..т, люб..т, догон..т, прим..т, грян..т, крут..т, залива..тся.

Правописание сложных слов.

Пол..ананаса, красно..синий, полу..дремота, северо..восточный, пол..листа, вагоно..строительный, бледно..розовый, финансово..экономический, быстро..течный, тысяче..летие.

Культура речи

Вариант 1

Вопрос 1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

Под культурой речи понимается:

a) самостоятельная лингвистическая дисциплина;

b) использование слов в несвойственном им значении;

c) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

d) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

Вопрос 2. Какое из приведенных утверждений является неверным?

a) Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка.

b) Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведения людей.

c) Культура речи – умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

d) Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

Вопрос 3. Не относится к аспектам культуры речи.

a) эстетический;

b) этический;

c) нормативный;

d) коммуникативный.

Вариант 2

Вопрос 1. Отметьте словарь, к которому следует обратиться в следующей ситуации: Вы читаете статью и встречаете слово «эвтаназия», значение которого вам непонятно.

a) Орфоэпический словарь;

b) грамматический словарь;

c) ассоциативный словарь;

d) словарь иностранных слов.

Вопрос 2. Не относится к лингвистическим словарям:

a) ассоциативный;

b) терминологический;

c) орфографический;

d) синтаксический.

Вопрос 3. Знание человека о мире отражается в словаре:

a) энциклопедическом.

b) этимологическом.

c) толковом;

d) иноязычных слов.

Вариант 3

Вопрос 1. Историю происхождения слов можно узнать в словаре:

a) энциклопедическом;

b) этимологическом;

c) толковом;

d) иноязычных слов.

Вопрос 2. В толковом словаре, помимо значения слова дается помета, указывающая на

a) происхождение слова;

b) способ образования слова;

c) сочетаемость слова;

d) грамматические характеристики слова.

Вопрос 3. Из какого словаря выписана данная словарная статья?

Виноватый – виновный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-н. промах, неловкость, виновный – совершивший преступление. Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.

a) Словарь паронимов;

b) словарь синонимов;

c) словарь антонимов;

d) словарь омонимов.



ПУНКТУАЦИЯ.

Предложения с однородными членами.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом.

  2. Студенческие отряды работали на Алтае и в Сибири и на Дальнем Востоке.

  3. Рабочий усовершенствовал инструмент досрочно выполнил план.

  4. Мне приходилось бывать как в северных так и в южных районах.

  5. Не отвлекают ни гости ни телефонные звонки ни заседания.



Знаки препинания в предложениях с обособлениями.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Окликнувший меня человек оказался старым знакомым.

  2. В степной дали черной и страшной вспыхивали голубые огоньки.

  3. Норка ценный пушной зверек разводится в питомниках.

  4. Честно говоря спасенный ему не понравился.

  5. Дорога очевидно была размыта после дождя.

Знаки препинания в сложном предложении.

Поставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

  1. Погода чудесная и хочется как можно дольше оставаться в лесу.

  2. Когда говорит он поминутно закидывает голову назад.

  3. Назвался груздем полезай в кузов.

  4. Мы не знали удачно ли он выступил.

  5. Мы вышли к дороге которая вела в город.

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Точность словоупотребления.

Отметьте вариант значения, соответствующий слову ФРАХТОВАТЬ:

  1. заниматься фехтованием,

  2. нанимать судно для перевозки груза,

  3. перевозить груз.

Различные типы речевых ошибок.

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками, рядом запишите предложение в исправленном виде.

  1. Они оказались в еще более худшем положении.

  2. Зайдя в воду, ноги покрылись мурашками.

  3. По песку бесшумно ступали ступни ее ног.

  4. Роман «Отцы и дети» написаны И.С.Тургеневым.

  5. Пройдя по перрону, меня посетила мысль о бренности существования.

ВАРИАНТ 2

ОРФОГРАФИЯ.

Правописание безударных гласных в корне.

Бл..кировать, отпр..вление, сл..мать, од..рить, разб..леться, осн..щенный, объед..нить, к..шачий, к..рмовой, озл..бление.

Чередование гласных в корне слова.

Газовая г..релка, пионерская з..рница, первое скл..нение, нал..гать штраф, мелкий р..сток, отск..чить в сторону, зеленые р..стения.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

Ш..лковый, ч..рный, наш..вка, ц..стерна, реш..тка, ож..дание, ч..дный, щ..вель, ш..колад, ц..ганский.

Правописание Ъ и Ь.

Из..ян, почтал..он, раз..езд, лист..я, вороб..иный, мыш..яковый, раз..единить, с..емочный, четырех..ярусный, бул..он.

Правописание звонких и глухих согласных.

Занаве..ка, но..ти, тулу.., ло..ти, ни..кий, гла..кий, ло..ка, прово..ка, вя..кий, хру..кий.

Правописание непроизносимых согласных.

Праз..ничный, здра..ствуйте, новос..ной, чес..вовать, опас..ный, гиган..ский, крепос..ной, опас..ность, кос..ный мозг, бессловес..ный.

Правописание приставок на –З, -С.

Во..зрение, во..создать, бе..вкусный, во..произвести, и..тратить, ра..считать, мирово..зрение, бе..ценный, во..делать, и..черпать.

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Пр..городный, пр..кратить, пр..сесть, пр..тащить, пр..бить, пр..одолеть, пр..большой, пр..морский, пр..шить, пр..лепить.

Правописание Н, НН в разных частях речи.

Вяза..ая кофта, ути..ая походка, вяза..ая спицами кофта, серебря..ое кольцо, дое..ая коза, дли..ая дорога, дое..ая утром коза, льви..ый рык, оси..ое гнездо, ледя..ой покров.

Правописание окончаний имен существительных.

Приехать к дочер.., драться на дуэл.., сидеть на полян.., учиться в школ.., отдыхать в санатори.., побывать на стройк.., томиться в невол.., выступать на конференци..., служить в арми.., спорить о поэзи…

НЕ с разными частями речи.

(Не) далекий человек; (не) дальний, а ближний лес; (не) большая гора; (не) кованая лошадь; (не) выпитый чай; (не) кованая кузнецом лошадь; (не) злой ребенок; (не) отдать вовремя; (не) годующий взгляд; (не) удачный доклад; (не) согласен с ответом.

Правописание Е-И в окончаниях глаголов.

Чита..т, плач..т, вид..т, пи..т, пряч..т, тоску..т, брод..т, ненавид..т, обид..т, уч..тся.

Правописание сложных слов.

Полу..шепот, железно..дорожный, газетно..журнальный, пол..столицы, быстро..режущий, четырех..этажный, пол..Москвы, густо..серый, розово..щекий, физико..математический.

ПУНКТУАЦИЯ.

Предложения с однородными членами.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Алена бегала то в сад то в дом.

  2. Он не имел ни брата ни сестры.

  3. На смелого собака лает а трусливого кусает.

  4. Трава лежала не только на подоконнике но и на глиняном полу.

  5. Иван Иванович худощав и высокого роста.

Знаки препинания в предложениях с обособлениями.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Матрос вышел на палубу омываемую брызгами волн.

  2. Туманы клубясь сползали по морщинам соседних скал.

  3. К работе можно приступить начиная со следующей недели.

  4. Однако шторм скоро утих.

  5. Поднявшись с высокой вершины орел парит неподвижно в небе.

Знаки препинания в сложном предложении.

Поставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

  1. Мы спешили с постройки лодки чтобы успеть к весенней регате.

  2. Он может армией командовать если надо.

  3. Роняет лес багряный свой убор серебрит мороз увянувшее поле.

  4. Тут его осенила мысль магазин должен быть где-то рядом.

  5. Молвит слово соловей поет.



КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Точность словоупотребления.

Отметьте вариант значения, соответствующий слову КАНИФОЛЬ:

  1. средство от моли,

  2. средство для натирания смычков струнных инструментов,

  3. музыкальный инструмент.



Различные типы речевых ошибок.

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками, рядом запишите предложение в исправленном виде.

  1. Купить килограмм помидор.

  2. Наденьте шляпу!

  3. Стоя у двери в кабинет, мне четко доносились звуки музыки.

  4. Магазин закрывается директором ровно в восемь.

  5. Родители всегда удивлялись трудолюбием ребенка.

ВАРИАНТ 3.

ОРФОГРАФИЯ.



Правописание безударных гласных в корне.

Д..р...вянный, с..леный, наскр..сти, разв..нтить, прим..ритьвр..гов, разл..чать, скр..пить, обн..вить, др..жать.

Чередование гласных в корне слова.

Выр.сти в теплице, пром..кнуть пятно, подр..внять волосы, провести к..сательную, накл..нить ветку, отв..рить дверь, соб..рать урожай.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

Ц..ферблат, ощ..пью, щ..лкать, ш..рох, сощ..риться, ч..епитие, расч..ска, ч..лка, ш..фровка, пиж..н.

Правописание Ъ и Ь.

Кар..ера, зареч..е, об..ятия, раз..езжать, нес..едобный, с..ехать, п..ю, суб..ект, волч..и, медвеж..его.

Правописание звонких и глухих согласных.

Сколь..кий, утю.., жу..кий, моло..ьба, бли..кий, поду..ка, вере..ка, фля..ка, сапо.., ре..ьба.

Правописание непроизносимых согласных.

Чу..ство, ус..ный, словес..ный, ужас..ный, мес..ность, пас..бище, влас..ный, извес..ный, вы..шее, кудес..ник.

Правописание приставок на –З, -С.

И..бить, ра..смотреть, ра..селить, ра..мотать, и..пепелить, и..датель, бе..смертный, ра..сказать, бе..болезненный, бе..вкусица.

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Пр..красный, пр..усадебный, пр..обладать, пр..ободриться, пр..коснуться, пр..мкнуть, пр..восходный, пр..брежный, пр..старелый, пр..мять.

Правописание Н, НН в разных частях речи.

Весе..ий день, жаре..ый картофель, шерстя..ая пряжа, жаре..ый на масле картофель, голуби..ое крыло, взвеше..ый товар, были..ые герои, мгнове..ый ответ, торфя..ое болото, ю..ый пионер.

Правописание окончаний имен существительных.

В Хабаровском кра.., увидеть в толп.., работать в милици.., утонуть в пучин.., побывать в Астрахан.., выступать на сесси.., подготовиться к жатв.., отдыхать в санатори.., герой революци.., позвонить матер…

НЕ с разными частями речи.

(Не) серьезный человек; (не) глубокая, а мелкая река; (не) сделать в срок; (не) ответить на звонок; (не) проверенные факты; (не) жалея сил; (не) проверенные учеными факты; (не) настная погода; (не) знакомая улица; (не) похож на брата.

Правописание Е-И в окончаниях глаголов.

Пыш..т, гон..т, гоня..т, се..т, прослуша..т, услыш..т, уме..т, угон..т, реж..т, мо..т.

Правописание сложных слов.

Пол..лавки, быстро..растворимый, полу..станок, много..томный, северо..западный, пяти..километровый, добро..желательный, сине..зеленый, пол..ночь, шлако..блочный.

ПУНКТУАЦИЯ.

Предложения с однородными членами.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Лицо радиста то хмурилось то улыбалось.

  2. В холод и зной вечером и ночью метеорологи ведут свои наблюдения.

Знаки препинания в предложениях с обособлениями.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. На березе стоящей на краю берега лист был совсем желтый и мелкий.

  2. Наталья Ивановна учительница немецкого языка вошла в кабинет.

  3. Не надевая фуражки он вышел на крыльцо.

  4. Этот день наверное он запомнит надолго.

  5. Нужно поговорить именно с ним.

Знаки препинания в сложном предложении.

Поставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

  1. Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела.

  2. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

  3. Никто не знал есть ли в деревне люди.

  4. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

  5. Волков бояться в лес не входить.



КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Точность словоупотребления.

Отметьте вариант значения, соответствующий слову ФУЭТЕ:

  1. эстрадный номер,

  2. кулинарное блюдо,

  3. элемент классического танца.



Различные типы речевых ошибок.

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

  1. Войдя в дом, только одна мысль не давала мне покоя.

  2. Она вежливая и воспитанная.

  3. В собрании принимало участие 240 студентов.

  4. Этот студент способен на многое.

  5. Прочитав пьесу, передо мной четко возникли ее герои.

ВАРИАНТ 4.

ОРФОГРАФИЯ.

Правописание безударных гласных в корне.

Р..чной, б..гом, л..кционный, разм..гчить, щ..левой, зав..нтить, обл..денеть, хл..стать, к..рпусной, обр..мление.

Чередование гласных в корне слова.

Написать прил..гательное, нелепое предл..жение, разг..релся костер, зар..сли бурьяна, м..кать в молоко, ср..щение костей, зеленая р..внина.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

Трущ..ба, ц..нга, ш..пение, ч..рточка, ухаж..р, ц..пленок, ш..фон, ч..деса, сч..стье, ж..вотное.

Правописание Ъ и Ь.

Раз..емный, охотнич..и, об..единение, раз..езженная, с..ежиться, рел..еф, интерв..ю, комп..ютер, сер..езный, пол..ю.

Правописание звонких и глухих согласных.

Ре..кий, про..ка, моро.., рого..ка, ста..ка, ска..ка, шу..ка, ку..шин, громоз..кий, тормо…

Правописание непроизносимых согласных.

Лаборан..ский, предчу..ствие, рес..ницы, радос..ный, комплекс..ный, президен..ский, сер..це, облас..ной, вкус..ный, ус..ный.

Правописание приставок на –З, -С.

Бе..болезненный, бе..треперный, ра..лагать, бе..граничный, бе..ценный, бе..совестный, и..ключить, ра..кидать, бе..дарный, ра..познать.



Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Пр..неприятный, пр..ступить, пр..крыть, пр..дворный, пр..возносить, пр..успевать, пр..открыть, пр..брежный, пр..старелый, пр..лечь.

Правописание Н, НН в разных частях речи.

Лимо..ый чай, орли..ое гнездо, пуга.ая птица, журавли..ая стая, пуга.ая охотником птица, торжестве..ая встреча, еди..ые нормы, кова..ая лошадь, исти..ое лицо, подкова..ая лошадь.

Правописание окончаний имен существительных.

Узнать о постановк.., присутствовать на репетици.., сообщить о пьес.., рассказать о героизм.., участвовать в восстании.., работать на станк.., находиться в размышлени.., письмо для Анастаси.., взять из коллекции.., написать в книг…

НЕ с разными частями речи.

(Не) быстрый, а медленный шаг; (не) удержать в руках; (не) плодородная земля; (не) должен подвести; сильно (не) годовать; (не) заживающая рана; (не) любитель рассказвать; (не) заживающая долго рана; (не) дружная команда; (не) верный ответ.

Правописание Е-И в окончаниях глаголов.

Гляд..т, завис..т, выключ..т, та..т, въезжа..т, меша..т, угон..т, разнос..т. уед..т, остав..т.

Правописание сложных слов.

Пол..лимона, машино..писный, северо..восточный, полу..тьма, быстро..ходный, горько..соленый, пол..Волги, пол..яблока, семи..дневный, паровозо..ремонтный.

ПУНКТУАЦИЯ.

Предложения с однородными членами.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Любил он сильное решительное слово.

  2. А вокруг был дым бой и смерть.

  3. Темнота скрывала и площадку на берегу и поселок из палаток и самих людей.

  4. Это была не гроза а стремительный ураган..

  5. Иногда Софья негромко зато красиво пела новые песни.



Знаки препинания в предложениях с обособлениями.

Поставьте, где необходимо, пропущенные запятые.

  1. Остановившийся над головами месяц показывал полночь.

  2. Ржавая осока все еще зеленая и сочная склонялась к земле.

  3. Может быть они примут наше предложение.

  4. Ваза стоящая на столе была полна.

  5. Дробясь о мрачные скалы шумит волна.



Знаки препинания в сложном предложении.

Поставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

  1. Сверкнула молния и озарила небо.

  2. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечи.

  3. Чтобы не обидеть его она выслушала его рассказ и улыбнулась.

  4. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

  5. Они работали вчетвером там где полагается быть двум рабочим.

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Точность словоупотребления.

Отметьте вариант значения, соответствующий слову ПАРИТЕТ:

  1. равенство,

  2. выражение несогласия с чем-либо или кем-либо,

  3. ценная вещь.

Различные типы речевых ошибок.

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

  1. Пьеса произвела на меня большое впечатление.

  2. Это был самый наилучший вариант правки текста.

  3. Проснувшись, ему сказали, что его ждут великие дела.

  4. Пользуясь этим кремом, ваша кожа всегда останется нежной и бархатистой.

  5. Делая работу над ошибками, будьте внимательны.



Время выполнения задания – 1 час30 минут

Критерии оценок:

    1. При выполнении всех заданий допущено менее 5 ошибок – «5»

    2. От 5 ошибок до 8 ошибок- «4»

    3. От 8 до 10 ошибок «3»

    4. Более 10 ошибок «2»

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Вариант-1

ТЕМА: Лексическая и фразеологическая норма.

Цель: закрепить навыки правильного

словоупотребления,умение видеть лексические и фразеологические ошибки и исправлять их.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1.Перечислите виды лексических ошибок.

2. Какие ошибки могут возникнуть при

употреблении фразеологизмов?


ЗАДАНИЕ№1. В следующих предложениях

исправьте ошибки, связанные с лексической

сочетаемостью слов.

1 .Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

2.Наступил о глубокое лето.

З.Этот писатель заслужил известность.

4.Нам слишком долго зажимали языки.

5.В этом заплыве мы одержали поражение.


ЗАДАНИЕ №2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

1.Язык Пушкина отличается от Гоголя.

2.Условия в городе не такие, как в деревне.

З.На стене висела картина маслом,

4.В связи с эпидемией гриппа на занятиях

присутствовало только 0,5 студента.

5.Каждый классный руководитель должен

обеспечить явку своих родителей.


ЗАДАНИЕ №3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1 .Перед своей смертью он написал завещание.

Онпринял решительное решение.

3.Толпа людей шла по улице.

4.Люди должны взаимно уважать друг друга.

5.Я написал свою автобиографию.


ЗАДАНИЕ №4.Исправьте ошибки в следующих

предложениях. Определите тип ошибок.

1.Теперь понятно, где собака зарылась.

2.Жил он одиноко, как говорят, варился в соку.

З.Отец держал его в ежовых перчатках,

4.Наконец-то мы вычистили свою авгиеву конюшню.

5.Это просто ни в какие рамки не вяжется.


ЗАДАНИЕ №5. Какие фразеологизмы имеют значение:

а) заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно
тратить время;

б) ни при каких обстоятельствах;

в) очень много, в больших количествах, в изобилии;

г) пусть мирно покоится (По отношению к

умершему);

д)огорчаться, приходить в отчаяние.

.

Вариант-2

ТЕМА. Лексические и фразеологические единицы языка.

ЦЕЛЬ: закрепить навыки употребления лексических и фразеологических единиц языка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1 .Что изучает лексика?

2.Какие лексические и фразеологические единицы языка вы знаете?

З.Что такое прямое и переносное значение слова?

4. Дайте определение синонимам, антонимам,

паронимам.


ЗАДАНИЕ№1.Определите, в каком из словосочетаний слова употреблены в переносном значении, а в каком - в прямом.

Неосторожный поступок - неосторожный путешественник; резать ножом - резать по живому -резать коньками лёд; писаная красавица - писанная в книжку; домик с садом - сады Санкт-Петербурга; попасть в точку - пунктир из точек - точка зрения; умный поступок - умный мальчик - умный компьютер.


ЗАДАНИЕ №2.Составьте словосочетания, используя слова из скобок.

Высказать, выдвинуть (гипотеза, предположение); выпить, поднять, провозгласить (тост, вино, бокал); иметь, играть (роль, значение); лопнуть, переполниться (терпение, чаша, терпения); принести, оказать (польза, помощь); трепать, тратить (нервы, здоровье).

ЗАДАНИЕ №3. Найдите антонимы в следующих пословицах:

а) «Ученье - свет, а неученье - тьма»;

б) «Маленькое дело лучше большого безделья»;

в) «Добрая слава лежит, а худая - бежит».
Допишите 3 пословицы или поговорки, в которых
есть антонимы.

ЗАДАНИЕ №4. Составьте словосочетания с приведенными паронимами: короткий - краткий; ближний - близкий ; мелкий - мелочный ; представить - предоставить ; одевать - надевать ; двойной -двойственный ; поступок - проступок ; вражеский -вражий.

ЗАДАНИЕ №5. Закончите следующие предложения,

вставляя соответствующие фразеологизмы из тех,

которые даны в скобках. Определите тип

фразеологических единиц.

1.0н пришел к нам недавно, он здесь....

2.0н спал....

3 .Все было сделано....

4.Среди нас он сильно выделялся, был как....

5.Началась зима, полетели....

б.Она такая транжира, любит....

7. В доме был такой беспорядок, все было просто....

8.Он был такой проницательный, что всех....

(белые мухи, насквозь видеть, без сучка без

задоринки, белая ворона, без году неделя, бросать

деньги на ветер, без задних ног, перевернуть вверх

дном).

Вариант №3


ТЕМА. Лексические и фразеологические единицы языка.

Цель: закрепить навык употребления лексических и фразеологических единиц языка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ № 1.

1. Что изучает лексика?

2. Какие лексические и фразеологические единицы вы знаете?

З.Что такое прямое и переносное значение слова? 4.Дайте определение синонимам, антонимам, паронимам.

ЗАДАНИЕ №1. Укажите, в каких сочетаниях слова употребляются в своем прямом значении, а в каких -в переносном.

Блеск зарницы - блеск остроумия; цепь якоря - цепь событий; меткая стрельба - меткое выражение; холодный взгляд - холодный ветер; прочная сталь -

-а. .5-

прочные отношения; поднять пыль - поднять вопрос; войти в доверие - войти в дом; крыло птицы = крыло самолета ; глазное яблоко = спелое яблоко ; рукав реки - рукав рубахи; горят щеки - горит костер.


ЗАДАНИЕ №2. Составьте словосочетания, подбирая к _ каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках:

а) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом,
дерево):

б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли):

в) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище).

ЗАДАНИЕ №3. Найдите антонимы в следующих пословицах:

а) «Доброе слово дом построит, а злое - разрушит»;

б) «Красно говорит, а слушать нечего»;

в) «Старый друг лучше новых двух».

Допишите 3 своих пословицы, в которых были бы антонимы.


ЗАДАНИЕ №4.Составьте словосочетания с

приведенными паронимами,

Войти ~ взойти; логический - логичный: надеть -одеть: нетерпимый - нестерпимый: подпись -роспись; призывной - призывный: сытый - сытный; терпеливость - терпимость; черепаший черепаховый; эффектный - эффективный,


ЗАДАНИЕ №5. Закончите следующие предложения, вставляя соответствующие фразеологизмы из тех, которые даны в скобках. Определите тип фразеологических единиц,

1. Он пришел к нам недавно, он здесь...

2. Он спал...

  1. Все было сделано...

  2. Среди нас он сильно выделялся, был как...

  3. Началась зима, полетели....

6. Она такая транжира, любит....

7.Вдоме был такой беспорядок, все было просто....

8.Он был такой проницательный, что всех...

(белые мухи, насквозь видеть, без сучка без задоринки, белая ворона, без году неделя, бросать деньги на ветер, без задних ног, перевернуть вверх дном, как убитый).



Зачетная работа

1 вариант

1.В каком слове неверно выделены буквы, обозначающая ударные гласный звук?

1) исподвОль

2) исповЕдание

3) Искра

4) диспансЕр

2.В каком слове не верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) блокИровать

2) катАлог

3)( игольное)ушкО

4)пОрознь

3.В каком слове не верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кУхонный

2) пОдовый(хлеб)

3) тортЫ

4) плесневЕть

4.В каком слове не верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) (с утра) дО ночи

2) (шепнуть) на Ухо

3) (бросил)на пОл

4) (шел) под Гору

5. В каком слове не верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бюрокрАтия

2) буржуАзия

3) дЕфис

4) втридОрога

6. В каком слове не верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ополоснУтый

2) разОгнутый

3) бомбардИровать

4) нефтепрОвод

7.Укажите пример с ошибкой в образование формы слова.

1) грамотный бухгалтер

2) девятистами рублями

3) гляди в оба

4)простейшая задача

8. Укажите пример с ошибкой в образовании или употреблении формы слова.

1) в обеих руках

2) полезайте наверх

3) двое собак

4) две пары брюк

9 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) по их приказу

2) весёлые шоферы

3) глубочайшие моря

4) более пятиста ребят

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ширина плечей

2) пять суток

3) лажу по деревьям

4) разожжёт огонь

11 .укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяча девятьсот сорок пятом году

2) самый простой

3) наклонился к ним

4) наиболее храбрейший

12 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляжьте ровно

2) полтораста дворов

3) недостает пятисот рублей

4) тончайший из них

13 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) двое очков

2) весьма медленно

3) ложит на стол

4 )мастера своего дела

14 .Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Нагрубив незнакомому человеку,

1) я почувствовал себя совсем нехорошо.

2) у меня остался осадок.

3) чувствовалось какое-то недовальство.

4) моя совесть страдала.

15. Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Обороняя осажденный Ленинград

1) блокада тысячами уносила людские жизни.

2) голод и холод царили в нем

3) днём и ночью велись артобстрелы

4) наши солдаты показывали чудеса храбрости.

16. Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Изложив в сочинении личностную позицию,

1)продуманно аргументируйте её.

2)аргументы должны быть убедительными.

3)у меня возникла неожиданная идея.

4)сочинение получилось интересным.

17. Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Выдвинув Фарадея в члены Королевского общества,

1) душная волна тайной завести захлестнула некоторых его противников.

2) учёные признали его огромный вклад в науку об электричестве.

3) удача сопутствовала ему.

4) наука о магнетизме вышла на широкую дорогу.

18 . Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Думая о межпланетных полетах,

1) дальний космос перестал быть недосягаемым.

2) С.П. Королев обсуждал конструкторами свои планы.

3) Мечты С.П. Королева оказались воплощены в жизнь

4) необходимо создание нового типа ракет.

19. Укажите грамматический правильное продолжение предложения.

Читая воспоминания о Толстом,

1) моё мнение о нём изменилось.

2) книга оставила приятное впечатление.

3) у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну.

4) понимаешь его величие как писателя и человека.

20. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.

1) В подавляющем количестве случаев пациенты выздоравливают \.

2) Для успешного выполнения этого задания необходимо обратиться к словарю.

3) Все пришли на выставку художника Крамского

4) В этом доме все напоминало о прошлом.

21.В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употребить СОСЕДСКИЙ?

1) СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусным вишнями.

2) СОСЕДНЯЯ девочка постипила в МГУ.

2) В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира.

4) На ОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги

22 .В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРОМАТИЧНЫЙ.

1) Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕСКИЕ и вкусные.

2) Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.

3) В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко употребляются в кулинарии

4) АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус речной рыбы.

23 .В каком предложении вместо ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?

1) Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что можно купить дешевле.

2) Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть ЭКОНОМНЫМ.

3) ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

4) Я не люблю ЭКОНОМНЫХ- они почти всегда жадные!

24 .В каком предложении вместо слово ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

1) Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение- служить в армии.

2) только свободный ,ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.

3) ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России

4) Добровольная помощь пострадавшим- благородное дело.

25. укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.

2) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.

3) В журнале впервые была опубликована повесть А.И. Солженицына

4) Наука может мгновенно изменить наши предоставления о мироздании.

26 .Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом заключена

готовность беспредельному познанию.

2) Твои советы- это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная!

3) Для человека, привыкшего к чтению, оно становиться необходимейшей потребностью.

4) Пифагор говорил, что

27. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Людей, занимающихся опасными видами спорта, называют экстремалями

2) Я не мог отличить старшую сестру от младшей.

3) Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.

4) Я с невольными восхищением наблюдаю за танцующими и завидую грациозность их движений.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала в которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

2) Боттичели был учеником известного живописца ФилиппеЛиппи, а также флорентийского живописца и скульптора АндреаВерроккио.

3) Своим спасением я обязан случаю.

4 )Школьники наблюдали солнечное затмение.

Зачётная работа

2 вариант

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОллапс

2) зимОвщик

3) крЕмень

4) каучУк

2.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) индустрИя

2) рАкушка

3) квартАл

4) кедрОвый

3.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) килОметр

2) премИрованный

3) простынЯ

4) случАй

4.В каком слове верно выделена буква,обозначающая ударный гласный звук?

1)Августовский

2) аэропортЫ

3) прИнята

4) согнУтый

5.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) укрАинский
2) бАловать

3) щАвель

4) балОванный

6.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) стОляр

2) хвОя

3) сОзыв

4) туфлЯ

7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шире Волги

2) наименее удобный

3) двадцать двое моряков

4) выложите на тарелку

8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двумстам сорока трём

2) рядом с ними

3) самый умнейший

4) плантации чая

9.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пригласили грузин

2) к обоим старикам

3) редакторы газет

4) пятистами рублями

10.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) приближаются выборы

2) трехсот девяноста писем

3) не реже двух раз

4)в двухтысяч восьмом году

11.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) построили катера

2) пара цапель

3) более тише

4) два ведра баклажанов

12.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) не хотят ехать

2) несколько кочерёг

3)много басен

4) отбежи в сторону

13.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) после заморозков

2) менее сладкий

3) несколько армянов

4) клади аккуратнее

14.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая законы движения планет,

1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.

2) ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.

3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.

4) можно составить модель строения Вселенной.

15.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо,

1)возникает желание уберечь её от любых бед.

2)космонавту хотелось запечатлеть это на фотоснимке.

3)космонавта охватило радостное возбуждение.

4)космонавт зачарованно замер.

16.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Помогая бедным и обездоленным,

1) выбирались лучшие продукты и вещи.

2) моё сердце сжимается от боли за них.

3) старайтесь быть деликатными.

4) проверяется сострадание и милосердие.

17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Очистив улицы и дворы от мусора,

1) наше настроение было замечательным.

2) воздух становится чище.

3) не забудьте потом посадить цветы и деревья.

4) понадобились большие мусорные баки.

18.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Пригласив девушку в кинотеатр,

1) мне не удалось купить билеты.

2) моя галантность не знала границ.

3) не опаздывайте к началу сеанса.

4) помощь друзей мне не понадобилась.

19.Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости

1)Мы хотели, чтобы он извинился.

2) В этот период времени совы особенно активны.

3) Лес-наше богатство.

4) Снег падал, но долго на земле не задерживался.

20.В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?

1)БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?
2)Среди БЕДНЫХ слоёв населения реформы не нашли поддержки.

3)Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей.

4)Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказывают бесплатную помощь.

21.В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

1)БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому артисту.

2)Командир части отправил родителям солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.

3)Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

4)В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил директору все Витькины секреты.

22.В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1) Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор затянулся до глубокой ночи.

3) Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4) ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

23.В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

1)Нобелевская премия- ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.

2)Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слёз.

3)Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

4)Мальчики бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

24.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

2)Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных.

3)Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота о семье вызывают уважение других наций.

4)Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново.

25.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Вдруг в доме, стоящем на другой стороне улицы, раздались звуки органа.

2) В турнире участвовали представители разных стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния.

3) Великие дела совершаются без шума ,они скромно творятся на пользу человечества.

4) Подвиг создаёт и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность.

26.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Найдя чужую вещь, следует немедленно возвратить её хозяину.

2) Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат.

3) В русский язык вошли и стали его частью имена многих литературных героев.

4) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, рубивших деревья.

27.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Мне немало в жизни пришлось повидать хороших людей и которые никогда не отказывали в помощи.

2) Поняв проблемы другого человека, помогите ему решить их.

3) Преподаватели выслушали студента и порадовались его обширным знаниям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!