Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Белоярского городского округа
ПРОЕКТ
на тему «Математические настольные игры»
п. Белоярский
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..3
-
Проблемный вопрос
-
Цель
-
Задачи
-
Методы исследования
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ…………………………...……………………………...4
1.1. История возникновения настольных игр.
1.2. Математические настольные игры.
Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ…………………………………………………………...8
2.1. Игра - фишка «Сосчитай!».
2.2. Мастер-класс.
Вывод…………………………………………………………………………….............10
Заключение……………………………………………………………………………...10
Источники информации………………………….….…….…………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
При изучении математики необходимо постоянно отрабатывать пройденный материал, решать множество заданий, доводить свои навыки до автоматизма. Детям выполнять это скучно и утомительно. Я, как выпускник, это понимаю. Поэтому решил создать настольную математическую игру. Ведь ученые считают, что во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал.
Проблемный вопрос:
Возможно ли самому придумать и изготовить настольную математическую игру?
Цель – изготовление настольной математической игры.
Задачи:
-
Изучить историю возникновения и виды настольных игр.
-
На основе изученного материала разработать правила и дизайн новой игры.
-
Провести мастер-класс среди обучающихся школы.
Методы исследования:
Продукт проекта:
Настольная математическая игра.
ГЛАВА 1. Теоретическая.
1.1. История возникновения настольных игр.
Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной.
Легенды и мифы приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но современные ученые считают, что шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки.
Три тысячи лет до нашей эры были изобретены знаменитые нарды. В это время в Индии уже играли в Чаупар, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождается игра наподобие шашек в Испании и России. Непрекращающиеся войны в XII в. до н.э. повлияли и на тематику игр. Появились игры – военные стратегии. Самой красивой и узнаваемой игрой, которая появилась в Древнем Египте считается игра «Собаки и шакалы» или игра «58 дырочек», настоящее название которой неизвестно. Игра состоит из множества компонентов и поля, похожего на поле шахмат. Поле называлось «городом», а фигуры «собаками». Фигуры имели два цвета, и искусство игры состояло в том, чтобы захватывать фишку противника между двумя своими. Игра домино была изобретена примерно в 1120 г. до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены из Индии в Китай. Шашки. Шашки были изобретены французами в XII веке. Это смесь древней мавританской игры Алькерк и шахмат.
На Руси всё началось с бирюлек. В них играли еще наши прапрадедушки. Имя мастера, который первым начал изготавливать точеные наборы из различных предметов для игры в бирюльки тоже осталось неизвестным Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл. Увлечение быстро распространилось и стало настоящей семейной игрой в России. Из крестьянских изб бирюльки попали в дома состоятельных горожан, а затем и в светские салоны. Играть в бирюльки стало модным среди светских дам и бирюльки стали непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки искусной работы делались на заказ, шкатулки и коробочки, в которых они хранились, украшались драгоценными камнями и тонкой резьбой.
Были на Руси и другие, не менее популярные настольные игры. Игра, которую на Руси называли «Мельница», – дальняя родственница крестиков-ноликов. Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».
Затем появилась игра «Гусёк», которая в 19 веке трансформировалась в «Путешествие». В неё играли на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта. «По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры. Кто дойдёт до конца первым, тот и победил.
Наиболее древними настольными играми в Древней Руси, как и во многих других культурах, можно считать игру в кости и шашки. Шашки округлой формы делались из самых различных материалов: стекло, кости, янтарь, глина. Считается, что эта игра была завезена на Киевскую Русь викингами.
В 19 веке были популярны настольные игры с исторической подоплекой: было много стратегических игр, посвящённых русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, при помощи которых дети изучали историю, языки, азбуку. Они были сделаны по принципу лото.
Городки так же относятся к настольным играм. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.
В период СССР настольные игры сначала выступали просто в качестве одного из вариантов проведения досуга, а потом приобрели дополнительные пропагандистские и воспитательные функции.
Таким образом, настольные игры появились в глубокой древности, некоторые из них исчезли, некоторые - сохранились до наших дней.
1.2. Математические настольные игры.
Операции сложения и вычитания мы применяем в жизни постоянно. Но иногда бывает так скучно вместо игр выполнять домашнее задание! Вот было бы здорово, если бы математику можно было изучать с помощью настольных игр. Оказывается, это возможно! Ученые считают, что во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал. К настольным математическим играм относят математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Математические игры делятся на несколько видов:.
- настольные игры, обучающие счёту;
- настольные игры на развитие внимательности и умения находить подобное;
- настольные игры и понятие «больше-меньше-равно»;
- игры на развитие логики и умения выделять признаки;
- настольные игры и пространственное мышления;
- настольные игры, которые знакомят с понятием «комбинация»;
- настольные игры и теория вероятности.
Математическая игра имеет свою структуру:
-
Игровой замысел выражен в названии игры, часто выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры, или в виде загадки;
-
Правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной рабочей обстановки;
-
Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры;
-
Содержание - заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей;
-
Оборудование - все, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов;
-
Результат – финал игры, придает игре законченность, достижение поставленной цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий.
Таким образом, достав настольную игру из коробки, дети радостно садятся заниматься наукой. Математику можно изучать с помощью математических игр.
Правильно выбранная математическая игра с учетом возраста способствует возникновению у школьников интереса к математике.
ГЛАВА 2. Практическая.
2.1. Игра - фишка «Сосчитай!».
-10 | +47 | -13 | +2 | -9 | +7 | -8 | -39 | 0 | +60 |
+27 | -12 | +29 | -1 | +14 | -21 | -30 | +48 | +10 | -4 |
-20 | +59 | -25 | +1 | -3 | +26 | -5 | +3 | -11 | +28 |
+6 | -31 | +13 | -7 | +20 | -17 | +35 | -51 | +51 | -27 |
-56 | +49 | -2 | +25 | -16 | +17 | -18 | +40 | -33 | +22 |
+30 | -14 | +12 | -61 | +31 | -19 | +36 | -23 | -59 | -26 |
-22 | +33 | -32 | -46 | -36 | -47 | -37 | +19 | -40 | +24 |
+8 | -55 | +15 | -29 | +34 | -24 | +52 | -50 | +39 | +50 |
-35 | +37 | -41 | +42 | -62 | +4 | +11 | +45 | -64 | +44 |
+32 | -57 | +46 | -28 | +21 | -34 | +5 | -43 | +18 | -45 |
-60 | +23 | -15 | +38 | -49 | +56 | -54 | +57 | -52 | +58 |
+43 | -6 | +16 | -38 | +9 | -48 | +61 | -53 | +62 | -63 |
-42 | -44 | +65 | -58 | +66 | -65 | +67 | +80 | -80 | -66 |
Эта настольная игра представляет собой таблицу с различными положительными и отрицательными числами, подобранными таким образом, что результат сложения и вычитания любых соседних чисел находится в таблице. Игра предназначена для школьников 6 – 9 классов. Может быть использована для парной или групповой работы. Цель игры: проверить и закрепить навык сравнения, сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Правила игры:
- В игре участвуют от двух до шести участников;
- Каждый игрок получает фишку. Подбрасывая кубик, игрок складывает свое число под фишкой с тем числом, на которое указал кубик. Таким образом фишка игрока перемещается по игровому полю.
- Выигрывает тот, кто за определенный промежуток времени получит самое большое целое число. Другие варианты: игрок получит самое маленькое целое число, наибольшее отрицательное число или положительное число, наименьшее отрицательное или положительное число, или, например, дальше всех продвинется по полю и т.д. (можно придумать условия выигрыша самим).
2.2. Мастер-класс.
ТЕМА: «Сосчитай!».
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить школьников с многообразием математических настольных игр.
2. Предложить апробировать игру «Сосчитай!».
3. Провести опрос.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Добрый день, ребята!
Меня зовут Дима, ученик девятого класса.
Я хочу представить вам свой проект на тему «Математические настольные игры», конечным продуктом которого является созданная мною игра.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Мастер-класс проводился в 7 «Б» и 7 «Г» классе. На данном занятии ребята узнали, какие бывают математические игры, как можно самому создать игру, поиграли в новую математическую игру. По итогам работы среди учеников был проведен опрос. (40 участников)
Каждый ученик ответил на следующие вопросы:
ВЫВОД:
В результате работы над проектом мне удалось добиться поставленной цели. Я изучил историю возникновения настольных игр и виды математических игр. На основе изученного материала создал новую настольную игру. Провёл мастер-класс в 7 «Б» и 7 «Г» классах МАОУ «Белоярской СОШ № 1».
В ходе мастер-класса я познакомил школьников с видами математических игр и предложил поиграть в свою игру. Провел опрос, из которого узнал, что большинству школьников моя игра понравилась, её смысл был всем понятен. Также многие ребята считают, что она может быть полезна для них полезна.
Я считаю, что всё задуманное было выполнено. Наиболее интересным этапом работы для меня был процесс придумывания игры. Особых трудностей в работе над проектом я не испытывал. Времени на выполнение работы было достаточно.
В процессе работы над проектом я научился ориентироваться в различных источниках информации и обрабатывать ее, определять цель и задачи своей работы, планировать собственную деятельность, подводить итоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Некоторые настольные игры известны с глубокой древности. В настоящее время на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.
Изготовленная мною игра может пригодится учителям математики для внеурочных занятий с учениками, школьникам при изучении такой темы по математике, как «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», а также для развития интереса к математике.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
-
Настольные игры — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
-
История появления настольных игр, пазлов и кроссвордов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://logictoys.ru/blog/posts/istoriy
-
История появления настольной игры, ее создание и развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solunsun.ru/istoriya-poyavleniya-golovolomok/ –
-
Полная история настольных игр [Электронный ресурс] // Портал о настольных играх. - URL: https://tesera.ru/article/778208
-
Игра в 15 — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_в_15
-
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. —М.: Просвещение, 1990
-
Кубик Рубика — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубик_Рубика
-
Математические игры - https://yandex.ru/games/tag/matematicheskie_159