СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый индивидуальный проект на тему «Математические настольные игры»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – изготовление настольной математической игры.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения и виды настольных игр.
  2. На основе изученного материала разработать правила и дизайн новой игры.
  3. Провести мастер-класс среди обучающихся школы.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Итоговый индивидуальный проект на тему «Математические настольные игры»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Белоярского городского округа






ПРОЕКТ

на тему «Математические настольные игры»















п. Белоярский

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..3

  • Проблемный вопрос

  • Цель

  • Задачи

  • Методы исследования

Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ…………………………...……………………………...4

1.1. История возникновения настольных игр.

1.2. Математические настольные игры.

Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ…………………………………………………………...8

2.1. Игра - фишка «Сосчитай!».

2.2. Мастер-класс.

Вывод…………………………………………………………………………….............10

Заключение……………………………………………………………………………...10

Источники информации………………………….….…….…………………………..11

















ВВЕДЕНИЕ

При изучении математики необходимо постоянно отрабатывать пройденный материал, решать множество заданий, доводить свои навыки до автоматизма. Детям выполнять это скучно и утомительно. Я, как выпускник, это понимаю. Поэтому решил создать настольную математическую игру. Ведь ученые считают, что во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал.

Проблемный вопрос:

Возможно ли самому придумать и изготовить настольную математическую игру?

Цель – изготовление настольной математической игры.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения и виды настольных игр.

  2. На основе изученного материала разработать правила и дизайн новой игры.

  3. Провести мастер-класс среди обучающихся школы.

Методы исследования:

  • Поиск и анализ источников информации в сети Интернет.

  • Практический метод.

  • Мастер-класс.

  • Опрос.

Продукт проекта:

Настольная математическая игра.















ГЛАВА 1. Теоретическая.

1.1. История возникновения настольных игр.

Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной.

Легенды и мифы приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но современные ученые считают, что шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки.

Три тысячи лет до нашей эры были изобретены знаменитые нарды. В это время в Индии уже играли в Чаупар, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождается игра наподобие шашек в Испании и России. Непрекращающиеся войны в XII в. до н.э. повлияли и на тематику игр. Появились игры – военные стратегии. Самой красивой и узнаваемой игрой, которая появилась в Древнем Египте считается игра «Собаки и шакалы» или игра «58 дырочек», настоящее название которой неизвестно. Игра состоит из множества компонентов и поля, похожего на поле шахмат. Поле называлось «городом», а фигуры «собаками». Фигуры имели два цвета, и искусство игры состояло в том, чтобы захватывать фишку противника между двумя своими. Игра домино была изобретена примерно в 1120 г. до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены из Индии в Китай. Шашки. Шашки были изобретены французами в XII веке. Это смесь древней мавританской игры Алькерк и шахмат.

На Руси всё началось с бирюлек. В них играли еще наши прапрадедушки. Имя мастера, который первым начал изготавливать точеные наборы из различных предметов для игры в бирюльки тоже осталось неизвестным Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл. Увлечение быстро распространилось и стало настоящей семейной игрой в России. Из крестьянских изб бирюльки попали в дома состоятельных горожан, а затем и в светские салоны. Играть в бирюльки стало модным среди светских дам и бирюльки стали непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки искусной работы делались на заказ, шкатулки и коробочки, в которых они хранились, украшались драгоценными камнями и тонкой резьбой.

Были на Руси и другие, не менее популярные настольные игры. Игра, которую на Руси называли «Мельница», – дальняя родственница крестиков-ноликов. Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».

Затем появилась игра «Гусёк», которая в 19 веке трансформировалась в «Путешествие». В неё играли на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта. «По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры. Кто дойдёт до конца первым, тот и победил.

Наиболее древними настольными играми в Древней Руси, как и во многих других культурах, можно считать игру в кости и шашки. Шашки округлой формы делались из самых различных материалов: стекло, кости, янтарь, глина. Считается, что эта игра была завезена на Киевскую Русь викингами.

В 19 веке были популярны настольные игры с исторической подоплекой: было много стратегических игр, посвящённых русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, при помощи которых дети изучали историю, языки, азбуку. Они были сделаны по принципу лото.

Городки так же относятся к настольным играм. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

В период СССР настольные игры сначала выступали просто в качестве одного из вариантов проведения досуга, а потом приобрели дополнительные пропагандистские и воспитательные функции.

Таким образом, настольные игры появились в глубокой древности, некоторые из них исчезли, некоторые - сохранились до наших дней.

1.2. Математические настольные игры.

Операции сложения и вычитания мы применяем в жизни постоянно. Но иногда бывает так скучно вместо игр выполнять домашнее задание! Вот было бы здорово, если бы математику можно было изучать с помощью настольных игр. Оказывается, это возможно! Ученые считают, что во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал. К настольным математическим играм относят математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Математические игры делятся на несколько видов:.

- настольные игры, обучающие счёту;

- настольные игры на развитие внимательности и умения находить подобное;

- настольные игры и понятие «больше-меньше-равно»;

- игры на развитие логики и умения выделять признаки;

- настольные игры и пространственное мышления;

- настольные игры, которые знакомят с понятием «комбинация»;

- настольные игры и теория вероятности.

Математическая игра имеет свою структуру:

  1. Игровой замысел выражен в названии игры, часто выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры, или в виде загадки;

  2. Правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной рабочей обстановки;

  3. Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры;

  4. Содержание - заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей;

  5. Оборудование - все, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов;

  6. Результат – финал игры, придает игре законченность, достижение поставленной цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий.

Таким образом, достав настольную игру из коробки, дети радостно садятся заниматься наукой. Математику можно изучать с помощью математических игр.

Правильно выбранная математическая игра с учетом возраста способствует возникновению у школьников интереса к математике.


ГЛАВА 2. Практическая.

2.1. Игра - фишка «Сосчитай!».

-10

+47

-13

+2

-9

+7

-8

-39

0

+60

+27

-12

+29

-1

+14

-21

-30

+48

+10

-4

-20

+59

-25

+1

-3

+26

-5

+3

-11

+28

+6

-31

+13

-7

+20

-17

+35

-51

+51

-27

-56

+49

-2

+25

-16

+17

-18

+40

-33

+22

+30

-14

+12

-61

+31

-19

+36

-23

-59

-26

-22

+33

-32

-46

-36

-47

-37

+19

-40

+24

+8

-55

+15

-29

+34

-24

+52

-50

+39

+50

-35

+37

-41

+42

-62

+4

+11

+45

-64

+44

+32

-57

+46

-28

+21

-34

+5

-43

+18

-45

-60

+23

-15

+38

-49

+56

-54

+57

-52

+58

+43

-6

+16

-38

+9

-48

+61

-53

+62

-63

-42

-44

+65

-58

+66

-65

+67

+80

-80

-66







Эта настольная игра представляет собой таблицу с различными положительными и отрицательными числами, подобранными таким образом, что результат сложения и вычитания любых соседних чисел находится в таблице. Игра предназначена для школьников 6 – 9 классов. Может быть использована для парной или групповой работы. Цель игры: проверить и закрепить навык сравнения, сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Правила игры:

- В игре участвуют от двух до шести участников;

- Каждый игрок получает фишку. Подбрасывая кубик, игрок складывает свое число под фишкой с тем числом, на которое указал кубик. Таким образом фишка игрока перемещается по игровому полю.

- Выигрывает тот, кто за определенный промежуток времени получит самое большое целое число. Другие варианты: игрок получит самое маленькое целое число, наибольшее отрицательное число или положительное число, наименьшее отрицательное или положительное число, или, например, дальше всех продвинется по полю и т.д. (можно придумать условия выигрыша самим).

2.2. Мастер-класс.

ТЕМА: «Сосчитай!».

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить школьников с многообразием математических настольных игр.

2. Предложить апробировать игру «Сосчитай!».

3. Провести опрос.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Добрый день, ребята!

Меня зовут Дима, ученик девятого класса.

Я хочу представить вам свой проект на тему «Математические настольные игры», конечным продуктом которого является созданная мною игра.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Мастер-класс проводился в 7 «Б» и 7 «Г» классе. На данном занятии ребята узнали, какие бывают математические игры, как можно самому создать игру, поиграли в новую математическую игру. По итогам работы среди учеников был проведен опрос. (40 участников)

Каждый ученик ответил на следующие вопросы:



ВЫВОД:

В результате работы над проектом мне удалось добиться поставленной цели. Я изучил историю возникновения настольных игр и виды математических игр. На основе изученного материала создал новую настольную игру. Провёл мастер-класс в 7 «Б» и 7 «Г» классах МАОУ «Белоярской СОШ № 1».

В ходе мастер-класса я познакомил школьников с видами математических игр и предложил поиграть в свою игру. Провел опрос, из которого узнал, что большинству школьников моя игра понравилась, её смысл был всем понятен. Также многие ребята считают, что она может быть полезна для них полезна.

Я считаю, что всё задуманное было выполнено. Наиболее интересным этапом работы для меня был процесс придумывания игры. Особых трудностей в работе над проектом я не испытывал. Времени на выполнение работы было достаточно.

В процессе работы над проектом я научился ориентироваться в различных источниках информации и обрабатывать ее, определять цель и задачи своей работы, планировать собственную деятельность, подводить итоги.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Некоторые настольные игры известны с глубокой древности. В настоящее время на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

Изготовленная мною игра может пригодится учителям математики для внеурочных занятий с учениками, школьникам при изучении такой темы по математике, как «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», а также для развития интереса к математике.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Настольные игры — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. История появления настольных игр, пазлов и кроссвордов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://logictoys.ru/blog/posts/istoriy

  3. История появления настольной игры, ее создание и развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solunsun.ru/istoriya-poyavleniya-golovolomok/

  4. Полная история настольных игр [Электронный ресурс] // Портал о настольных играх. - URL: https://tesera.ru/article/778208

  5. Игра в 15 — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_в_15

  6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. —М.: Просвещение, 1990

  7. Кубик Рубика — Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубик_Рубика

  8. Математические игры - https://yandex.ru/games/tag/matematicheskie_159



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!