Диагностическая работа в рамках промежуточной аттестации
по изобразительному искусству
6 класс
Составитель: Малинина О.Н.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 6 классе по изобразительному искусству
Тема «Искусство в жизни человека»
1. Назначение
Итоговая работа по изобразительному искусству проводится с целью:
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися 6 класса тем: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»
2. Документы
Содержание КИМ определяется на основе ФГОС ООО. Учитывается содержание ООП ООО МКОУ «Липецкая ОШ» по предмету «Изобразительное искусство»
Работа по изобразительному искусству включает в себя контролируемые элементы содержания следующих разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» .
По каждому разделу предлагаются задания базового и повышенного уровней усвоения учебного материала.
3. Структура работы
Каждый вариант итоговой работы по изобразительному искусству для 6 класса состоит из 3 частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Основная часть А | 12 | 12 | С выбором ответа |
2 | Основная часть В | 3 | 7 | С кратким ответом С установлением соответствия |
3 | Дополнительная часть С | 1 | 5 | Творческое задание |
Итого | 16 | 24 | |
4. Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения по темам «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»:
-
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
-
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
-
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
-
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
-
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
-
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
-
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
-
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
-
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
-
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
-
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
-
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
-
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
-
применять перспективу в практической творческой работе;
-
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
-
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
-
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
-
навыкам создания пейзажных зарисовок;
-
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
-
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
-
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
-
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
-
пользоваться графическими материалами (карандаш), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
-
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
-
различать и характеризовать виды портрета;
-
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
-
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
-
использовать графические материалы в работе над портретом;
-
использовать образные возможности освещения в портрете;
-
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
-
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
5. Распределение заданий по уровням сложности
В работе представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в обязательную часть работы А и представляют собой 12 тестовых заданий с выбором ответа. Они проверяют знание и понимание содержания материала, изучающегося в течение года.
Задания повышенного уровня включены в основную часть В (задания с кратким ответом и нахождением соответствия) и дополнительную часть С (задание творческого характера). Оно требует от обучающихся умения создать художественное произведение (пейзаж, натюрморт, портрет).
Таблица №2 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 12 | 12 |
Повышенный | 4 | 12 |
Итого | 16 | 24 |
6. Время выполнения варианта работы
На выполнение итоговой работы отводится 40-45 минут.
7.План варианта КИМ
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания |
А1 | Изобразительное искусство Семья пространственных искусств. | Б | 1 |
А2 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | Б | 1 |
А3 | Объемные изображения в скульптуре. | Б | 1 |
А4 | Изображение предметного мира — натюрморт. | Б | 1 |
А5 | Освещение. Свет и тень. | Б | 1 |
А6 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Б | 1 |
А7 | Образ человека — главная тема в искусстве. | Б | 1 |
А8 | Изображение головы человека в пространстве. | Б | 1 |
А9 | Пейзаж — большой мир. | Б | 1 |
А10 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | Б | 1 |
А11 | Жанры в изобразительном искусстве. | Б | 1 |
А12 | Портрет в изобразительном искусстве | Б | 1 |
В1 | Художественные материалы. | П | 2 |
В2 | Великие портретисты прошлого. | П | 2 |
В3 | Виды и жанры в изобразительном искусстве. | П | 3 |
С1 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | П | 5 |
8.Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование: бланк ответа, простой карандаш, альбомный лист, линейка, ластик, пластилин, стека, салфетка.
9. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А обучающийся получает 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания части А – 12 баллов
Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного распределения материалов (2 балла), правильного соответствия (2 балла) и правильного определения видов ИЗО (за каждый правильный вид – 0,5 баллов, итого – 3). Максимальный балл за выполнение задания части В – 7 баллов
Задание части С творческого характера (выбор одного варианта из трех) определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:
-
Выбор темы, общее настроение работы, ее название
-
Композиция
-
Наличие перспективы, пропорции
-
Проработка деталей
-
Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Максимальный балл за выполнение задания части С составляет 5 баллов.
Выполнение обучающимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 33 балла, за задания базового уровня сложности – 12 баллов, повышенного уровня – 21 балл.
Баллы | менее 10 | 10-15 | 16-21 | 22-24 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итоговая работа по изобразительному искусству в 6 классе
Тема: «Искусство в жизни человека»
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет собой практическую работу.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание В-1 оценивается 2 баллами, В-2 – 2баллами, В-3 – 3баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша отметка.
Баллы | менее 10 | 10 - 15 | 16- 21 | 22 - 24 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Основные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
А) живопись, Б)графика, В)скульптура;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу: А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень - это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6: Система отображения на плоскости глубины пространства называется:
А)конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
А) портрет Б) автопортрет В) скульптура
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид пол-оборота.
А 9: Разновидностями какого жанра живописи могут называться: городской, морской, сельский, индустриальный.
А) портрет Б) натюрморт В) пейзаж
А
10: Назовите имя художника.
Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному направлению - «импрессионизм». Он жил во Франции (1840-1926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его картинах как бы вибрируют, почти растворяются.
В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие.
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Портрет, пейзаж, натюрморт - это ... изобразительного искусства.
А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру портрета?
А)
Б)
В)
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы скульптуры:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением:
1. И.Крамской 2. Рембрандт 3. И.Репин 4. Леонардо да Винчи
А)
Б)
В)
Г)
В 3:Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
Живопись | |
Графика | |
Скульптура | |
Архитектура | |
Декоративно-прикладное | |
Дизайн | |
Г
А Б В
Д Е Ж
З И К Л
М
Н О П Р
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1)Нарисуйте пейзаж в технике графики. Озаглавьте работу.
2) Попробуйте создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3)Попробуйте создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию)
При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Ответы:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 |
Б | Б | В | А | В | В | Б | Б | В | Б | В | А |
В1:
Скульптура | Глина, мрамор, металл, гипс |
Графика | Уголь, пастель, карандаш, сангина |
В2:
В3:
Живопись | В, Д, М |
Графика | Г, Ж, К |
Скульптура | А, И, Р |
Архитектура | З, Н |
ДПИ | Б, Л, О |
Дизайн | Е, П |