Ф.И. учащегося________________________________________________________
Класс__________ Дата _____________
Итоговый тест по литературному чтению 4 класс
1 вариант
Прочитай текст.
С.Т. Аксаков «Река Белая».
Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: "Когда же мы поедем в Сергеевку?" обыкновенно отвечали: "А вот как река пройдет".
И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: "Белая тронулась!" Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.
Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: "Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться". Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.
С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.
1. Определи жанр этого произведения _______________________________
2. В какое время года происходили описанные события? _________________________
3. Где происходили описанные события? _____________________________________
4. Какому животному сочувствовали люди?_________________________________
5. Чем сменился ледоход? ___________________________
6. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?
А) «Желанный день»
Б) «Весенний ледоход»
В) «Белая тронулась!»
7. Как ты понимаешь слова «река вскроется»? Запиши ответ. __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши предложение, в котором говорится, как автор называет время начала ледохода. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышенный уровень.
1*. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории. Ответ запиши цифрами.
Ледоход.
Корова на льду.
1. Потоки весенней воды.
«Белая тронулась!»
Две собаки.
Разлив.
2*. Прочитай отрывок из стихотворения. Подбери рифму.
Треск и грохот среди вод –
На реке вновь __________________________
3*. Сформулируй и запиши два вопроса к произведению.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. учащегося________________________________________________________
Класс__________ Дата _____________
Итоговый тест по литературному чтению 4 класс
2 вариант
Прочитай текст.
В.В. Путилина «Тёплый хлеб».
Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить – пойдем! Пить – пойдем! Пить!» Я спросила свою хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:
- Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, - и засмеялась.
А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:
- Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?
И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.
- Надо прыгать, - сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.
- Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.
- Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.
Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.
- Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.
Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.
- Отдыхаете, дедушка? – спросила я.
- А, - махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.
Оля торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.
- Погоди, Оля, - остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.
- Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?
- Отдают, - сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.
А когда жалеешь человека, он уже не чужой.
- Возьмите, дедушка, - вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.
И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.
Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:
- Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!
- Ешьте на здоровье, - сказала я.
- На здоровье, - повторила и Оля.
А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.
1. Определи жанр этого произведения _________________________
2. В какое время года происходили описанные события? _____________________
3. Где происходила описанная история? ______________________
4. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»? ___________________________
5. Какой самый драгоценный запах на земле? _____________________
6. Как считала Маруся, что на столе должно быть в первую очередь? ___________________
7. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши предложение из текста, в котором говорится, какой была девочка Оля?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как сумела рассказчица убедить Олю, что хлеб надо отдать старику. Найди ответ в тексте. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышенный уровень.
1*. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории. Ответ к заданию запиши цифрами.
Встреча со стариком.
1. Песня перепёлки.
Свежий хлеб.
Дорога в Верхние Колокольцы.
Запах тёплого хлеба.
Воспоминания о войне.
2*.Какие пословицы подходят к этому рассказу?
А) Хлеб – всему голова.
Б) Не великое дело – великая помощь.
В) Великое слово: спасибо.
Г) Всякий хлопочет, себе добра хочет.
3*. Сформулируй и запиши два вопроса к произведению.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________