СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по русскому языку в 11 классе "Мы и ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На последнее занятие по русскому языку в 11 классе я готовлю такие презентации. Выпускникам очень нравится, а мне в удовольствие приобщить их к занимательному миру русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по русскому языку в 11 классе "Мы и ЕГЭ"»

66 выпуску  ГБОУ СШ №1 посвящается… 2021-2022 учебный год

66 выпуску ГБОУ СШ №1 посвящается…

2021-2022 учебный год

Урок 1. Зачем нужен Учитель

    Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

    Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

    Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

    Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

    На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

    Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

Урок №2. Успокойтесь. Перестаньте трястись и нервничать. Всё, что с нами происходит, случается именно тогда, когда нужно.     # Вербер

Урок №2.

  • Успокойтесь. Перестаньте трястись и нервничать. Всё, что с нами происходит, случается именно тогда, когда нужно. 
  • # Вербер
И этот урок тоже!
  • И этот урок тоже!
И хотя У вас на районе не звонЯт, а звОнят(((
  • И хотя

У вас на районе

не звонЯт, а звОнят(((

И это, возможно, из вашей переписки :  — Я в химии не селён…  — Ты и в русском не олюминий…
  • И это, возможно, из вашей переписки : — Я в химии не селён… — Ты и в русском не олюминий…
Позвольте докопаться к вам с ЕГЭ

Позвольте докопаться к вам с ЕГЭ

Задание 4  Ох уж эти ударения! В словах на - ИЯ и на - ЕНИЕ особенное ударение:  Оно падает на –ИЯ в таких словах, как ассиметрИя, полиграфИя, терапИя.  Допускается на -ИЯ также в слове кулинарИя. Но на уроке геомЕтрии Говорили о симмЕтрии.

Задание 4 Ох уж эти ударения!

В словах на - ИЯ и на - ЕНИЕ особенное ударение:

Оно падает на –ИЯ в таких словах, как

ассиметрИя, полиграфИя,

терапИя.

Допускается на -ИЯ также в слове кулинарИя.

Но на уроке геомЕтрии

Говорили о симмЕтрии.

 ФенОмен звонИт по средАм.  ПринЯв договОр по годам,  Он Отдал экспЕртам эскОрта  ХодАтайство аэропОрта.

ФенОмен звонИт по средАм.

ПринЯв договОр по годам,

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
  • Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Стол, нами купленный   И в кухню занесённый,   Зовётся к У хонный,   А вовсе не кухОнный. 

Стол, нами купленный

  И в кухню занесённый,

  Зовётся к У хонный,

  А вовсе не кухОнный. 

 Долго ели т О рты –  Не налезли ш О рты.  Лучше жить без т О ртов,  Чем гулять без ш О ртов!

Долго ели т О рты – Не налезли ш О рты. Лучше жить без т О ртов, Чем гулять без ш О ртов!

Как работать неохота,        Одолела нас дрем О та! 

Как работать неохота,       Одолела нас дрем О та! 

Задание №6, 7 – Хвалю! – сказал Остап, ликуя. – Это конгениально! Хорошо бы и на ордер(а/ы) посмотреть.

Задание №6, 7

  • Хвалю! – сказал Остап, ликуя. – Это конгениально! Хорошо бы и на ордер(а/ы) посмотреть.
Задание 7,  или «горбатого могила исправит»

Задание 7, или «горбатого могила исправит»

Для любителей покушать Еду ни л О жить, ни лож И ть,  Да и накласть нельзя.  А можно класть и положить –  Запомните, друзья!

Для любителей покушать

  • Еду ни л О жить, ни лож И ть, Да и накласть нельзя. А можно класть и положить Запомните, друзья!
Существительные в Р.п. мн.ч. Уважают человека у туркмен, татар, узбек ов , у таджик ов и армян, у монгол ов и цыган, у якут ов и тунгус ов , у башкир и белорус ов , у киргиз ов и грузин, у бурят и осетин.

Существительные в Р.п. мн.ч.

Уважают человека

у туркмен, татар, узбек ов ,

у таджик ов и армян,

у монгол ов и цыган,

у якут ов и тунгус ов ,

у башкир и белорус ов ,

у киргиз ов и грузин,

у бурят и осетин.

На зеленый свет,медведь,  Ты не ехай  И не едь ,  И не ездий никогда, –  ПОЕЗЖАЙ!  Запомнил?  – Да!
  • На зеленый свет,медведь, Ты не ехай И не едь , И не ездий никогда, – ПОЕЗЖАЙ! Запомнил? – Да!
Кстати…  С микробами в бытовом сознании нет полной ясности, живые они или нет. Поэтому микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Средство убивает все микробы и убивает всех микробов — правильно и так, и так. Слова мертвец и покойник в русском языке — одушевленные существительные, а труп — неодушевленное. Потому что категория одушевленности-неодушевленности отражает не научное, а житейское противопоставление живого и неживого. А у нас во всех сказках мертвецы ведут себя как живые. А вот труп — это просто мертвое тело.

Кстати…

  • С микробами в бытовом сознании нет полной ясности, живые они или нет. Поэтому микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Средство убивает все микробы и убивает всех микробов

правильно и так, и так.

  • Слова мертвец и покойник в русском языке — одушевленные существительные, а труп — неодушевленное. Потому что категория одушевленности-неодушевленности отражает не научное, а житейское противопоставление живого и неживого. А у нас во всех сказках мертвецы ведут себя как живые. А вот труп — это просто мертвое тело.
Кстати… Говорить присаживайтесь вместо садитесь невежливо. Потому что приставка при- указывает на неполноту действия. Предлагая присесть, вы предлагаете сесть на краешке стула или сесть ненадолго и быстренько уйти. Вежливо: садитесь.   Ну и конечно, крайний вместо последний — тоже ошибка, если вы не авиаторы. У слова последний много значений, и последний раз не обязательно «такой, после которого никогда ничего больше не будет»

Кстати…

  • Говорить присаживайтесь вместо садитесь невежливо. Потому что приставка при- указывает на неполноту действия. Предлагая присесть, вы предлагаете сесть на краешке стула или сесть ненадолго и быстренько уйти. Вежливо: садитесь. Ну и конечно, крайний вместо последний — тоже ошибка, если вы не авиаторы. У слова последний много значений, и последний раз не обязательно «такой, после которого никогда ничего больше не будет»
Девч О нки - сластёны  в столовой сидят.  Девч О нки - сластёны все время твердят:  - Пр Е вратился бы буль О н в лим О над или крюш О н ,  а салат в марм Е лад ,  две к О тлеты в две к О нфеты ,  А из хлеба стал бы торт,  Был обед бы высший сорт!  (задания №9, 10, 11, 14) Девч … нки - сластёны  в столовой сидят.  Девч .. нки - сластёны все время твердят:  - Пр .. вратился бы буль .. н в лим .. над или крюш .. н ,  а салат в марм .. лад ,  две к .. тлеты в две к .. нфеты ,  А из хлеба стал(бы) торт,  Был обед бы высший сорт!  (задания №9, 10, 11, 14)
  • Девч О нки - сластёны в столовой сидят. Девч О нки - сластёны все время твердят: - Пр Е вратился бы буль О н в лим О над или крюш О н , а салат в марм Е лад , две к О тлеты в две к О нфеты , А из хлеба стал бы торт, Был обед бы высший сорт!

(задания №9, 10, 11, 14)

  • Девч нки - сластёны в столовой сидят. Девч .. нки - сластёны все время твердят: - Пр .. вратился бы буль .. н в лим .. над или крюш .. н , а салат в марм .. лад , две к .. тлеты в две к .. нфеты , А из хлеба стал(бы) торт, Был обед бы высший сорт!

(задания №9, 10, 11, 14)

НакачАННые или накачЕННые мышцы? (задание 12) Накаченный — тот, который «накатили». Например, бочки, накаченные на горку. Причастие «накаченный» образовано от глагола «накатИть». Накачанный — тот, который «накачали» . Например, воздушный шарик, накачанный гелем. Причастие «накачанный» образовано от глагола «накачАть».

НакачАННые или накачЕННые мышцы? (задание 12)

  • Накаченный — тот, который «накатили». Например, бочки, накаченные на горку. Причастие «накаченный» образовано от глагола «накатИть».
  • Накачанный — тот, который «накачали» . Например, воздушный шарик, накачанный гелем. Причастие «накачанный» образовано от глагола «накачАть».
 Моше НН ик у труже Н ика  одно Н украл ! н Задание №15.

Моше НН ик у труже Н ика одно Н украл !

н

Задание №15.

Ки лл ер у ди л ера букву Л отжал.

Ки лл ер у ди л ера букву Л отжал.

Смышлё(Н,НН)ый жених В прощё(Н,НН)ое воскресе(Н,НН)ье, в послед(Н,НН)ий день Масле(Н,НН)ицы, смышлё(Н,НН)ый жених, извест(Н,НН)ый всем ветре(Н,НН)ик и бессребре(Н,НН)ик, вместе с посажё(Н,НН)ым отцом и назва(Н,НН)ым братом рассматривали прида(Н,НН)ое невесты, писа(Н,НН)ой красавицы. Тут были и домотка(Н,НН)ые скатерти, и златокова(Н,НН)ые сундуки, и свежемороже(Н,НН)ые свиные окорока для свадьбы.

Смышлё(Н,НН)ый жених

  • В прощё(Н,НН)ое воскресе(Н,НН)ье, в послед(Н,НН)ий день Масле(Н,НН)ицы, смышлё(Н,НН)ый жених, извест(Н,НН)ый всем ветре(Н,НН)ик и бессребре(Н,НН)ик, вместе с посажё(Н,НН)ым отцом и назва(Н,НН)ым братом рассматривали прида(Н,НН)ое невесты, писа(Н,НН)ой красавицы. Тут были и домотка(Н,НН)ые скатерти, и златокова(Н,НН)ые сундуки, и свежемороже(Н,НН)ые свиные окорока для свадьбы.
Мечты , мечты ,   Где  ваша  сладость ? Что(бы) мне такое прочитать,  Что(бы) сразу самой умной стать!     То(же) самое, что Маша, я в тетрадке напишу,  То(же) завтра, как и Маша ,  я пятерку получу!   Так(же) на базар пойду,  Как ходила в том году,  Там куплю себе корову,  А так(же) лошадь и козу.  (задание №14)

Мечты , мечты , Где ваша сладость ?

  • Что(бы) мне такое прочитать, Что(бы) сразу самой умной стать!
  • То(же) самое, что Маша, я в тетрадке напишу, То(же) завтра, как и Маша ,

я пятерку получу! Так(же) на базар пойду, Как ходила в том году, Там куплю себе корову, А так(же) лошадь и козу.

(задание №14)

Школьная форма – это норма! Кстати… Как правильно: дресс-код, дресскод или дресс код? Заимствованное из английского языка слово. Англ. dress code. В русской версии пишется через дефис , хотя некоторые словари допускают раздельное написание. Ошибочное написание: «Дрес код», «Дресс код», «Дресскод» и еще несколько вариаций

Школьная форма – это норма!

Кстати…

  • Как правильно: дресс-код, дресскод или дресс код?
  • Заимствованное из английского языка слово. Англ. dress code. В русской версии пишется через дефис , хотя некоторые словари допускают раздельное написание.
  • Ошибочное написание: «Дрес код», «Дресс код», «Дресскод» и еще несколько вариаций
Кстати… Одинаково правильно писать интернет и Интернет , если это слово используется самостоятельно (доступ к интернету и доступ к Интернету). Но только с маленькой буквы, если это первая часть сложных слов ( интернет-библиотека ).

Кстати…

  • Одинаково правильно писать интернет и Интернет , если это слово используется самостоятельно (доступ к интернету и доступ к Интернету).
  • Но только с маленькой буквы, если это первая часть сложных слов ( интернет-библиотека ).

  Держите, дети, удачи горсти,  Теряйте ум ли ШЬ от любви!  Метеориты удовольствий  В об Ъ ятья бережно лови!   Желаю сильно, смело, страс Т но,  Смеясь, мечтая и любя,  Деепричастия с причастием  нигде не путать никогда! Деепричастие : что делая? Что сделав?  Причастие : какой? Что делающий? Что сделавший? И т.д.

Держите, дети, удачи горсти, Теряйте ум ли ШЬ от любви! Метеориты удовольствий В об Ъ ятья бережно лови! Желаю сильно, смело, страс Т но, Смеясь, мечтая и любя, Деепричастия с причастием

нигде не путать никогда!

Деепричастие : что делая? Что сделав? Причастие : какой? Что делающий? Что сделавший? И т.д.

Кстати… Мари я , Анастаси я , Елизавет а , Ангелин а , Виктори я … Можете ли вы вспомнить русские женские имена, оканчивающиеся не на –а или –я ?

Кстати…

  • Мари я , Анастаси я , Елизавет а , Ангелин а , Виктори я …
  • Можете ли вы вспомнить русские женские имена, оканчивающиеся не на –а или –я ?
Задание №26  Прекрасный друг, отличный парень -  Олег, все это о тебе!  ЕГЭ на «5» мы сдать заставим!  Ну, а пока ответь-ка мне:  где в этих строчках есть эпитет?  Где обращение и т.д.?

Задание №26

Прекрасный друг, отличный парень - Олег, все это о тебе! ЕГЭ на «5» мы сдать заставим! Ну, а пока ответь-ка мне:

где в этих строчках есть эпитет?

Где обращение и т.д.?

Кстати… Если после обращения имеется определение или приложение , то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение:   Дедушка, миленький, где же ты был?     Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни!  

Кстати…

  • Если после обращения имеется определение или приложение , то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение:  
  • Дедушка, миленький, где же ты был?  
  •   Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни!  
Пунктуация? Нет, не слышали… Здравствуйте Виктория ответьте пожалуйста Артему там кажется вопрос который очевидно не решен словом он по-моему запутался.

Пунктуация? Нет, не слышали…

  • Здравствуйте Виктория ответьте пожалуйста Артему там кажется вопрос который очевидно не решен словом он по-моему запутался.
И вообще… Не спорю, русский язык сложен, порой даже парадоксален, и невозможно помнить, как пишутся, произносятся, употребляются все слова русского языка во всех формах. Поэтому чем грамотнее человек, тем чаще (а не реже) он смотрит в словарь.

И вообще…

  • Не спорю, русский язык сложен, порой даже парадоксален, и невозможно помнить, как пишутся, произносятся, употребляются все слова русского языка во всех формах.
  • Поэтому чем грамотнее человек, тем чаще (а не реже) он смотрит в словарь.
Можете ли вы произнести самое длинное русское слово ? Превысокомногорассмотрительствующий (35 букв – 3 корня) Можете ли вы произнести самое длинное казахское слово ? қанағаттандырылмағандықтарыңыздан (33 буквы -1 корень)
  • Можете ли вы произнести самое длинное русское слово ?

Превысокомногорассмотрительствующий (35 букв – 3 корня)

  • Можете ли вы произнести самое длинное казахское слово ?

қанағаттандырылмағандықтарыңыздан (33 буквы -1 корень)

Можете ли представить в русском языке предложение из 5 одинаково пишущихся слов? А в казахском есть!  Атты атты атты атты атты. (перевод: Всадник по имени Атты пристрелил коня.)
  • Можете ли представить в русском языке предложение из 5 одинаково пишущихся слов?
  • А в казахском есть!

  • Атты атты атты атты атты.

(перевод: Всадник по имени Атты пристрелил коня.)

Для общего развития… О курении  Каждый отличный студент должен курить папиросы;  ты, Юн, мала –  пей ночью чай.  Расшифровка по первым буквам слов:  К ембрийский, о рдовикский, с илурийский, д евонский, к аменноугольный, п ермский, т риасовый, ю рский, м еловой, п алеоген, н еоген, ч етвертичный периоды

Для общего развития… О курении

  • Каждый отличный студент должен курить папиросы;

ты, Юн, мала –

пей ночью чай.

  • Расшифровка по первым буквам слов:

К ембрийский, о рдовикский, с илурийский, д евонский, к аменноугольный, п ермский, т риасовый, ю рский, м еловой, п алеоген, н еоген, ч етвертичный периоды

Все! Это уже последний урок!  А дальше – швабодааааа!

Все! Это уже последний урок! А дальше – швабодааааа!

Но я надеюсь, что вы будете помнить школу и нас, учителей

Но я надеюсь, что вы будете помнить школу и нас, учителей

Мы тоже будем скучать по вас … Да-да, именно по ВАС ! (Предложный падеж – о/по ком?)

Мы тоже будем скучать по вас

  • Да-да, именно по ВАС !
  • (Предложный падеж – о/по ком?)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!