СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юмористический рассказ А.П. Чехова "Хирургия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юмористический рассказ А.П. Чехова "Хирургия"»

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе

Тема: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

        Тип урока: урок освоения новых знаний

        Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

        Предметные УУД:

- понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористичекие особенности рассказа;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»

Метапредметные УУД.

Коммуникативные:

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;

-уметь отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с использованием цитат;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

-уметь вести диалог;

-уметь работать в группе.

Регулятивные:

целеполагание;

- прогнозирование результатов;

- контроль знаний и умений.

Познавательные:

уметь анализировать художественное произведение;

- установление  причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

- собственная интерпретация, высказывание понимания темы и идеи художественного произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

взаимодействие учащихся в групповой  работе.

        Воспитательные задачи:

        воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- воспитание стремления к хорошей успеваемости на антипримере героев рассказа.

        Метод:  смысловое чтение

        Приемы: чтение с пометками,  поисковая деятельность; постановка проблемных вопросов.

        Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

        Материальное обеспечение:  текст произведения, тетради, карточки для доски.

Сценарий урока.

1.Организационный момент. Настрой на работу.

Друзья мои!

Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные  друг другу,  пронесите это настроение через весь урок.

2. Актуализация знаний. Терминологическая разминка

Предлагаю начать урок с терминологической разминки.

Сюжет- последовательность событий в произведении. Система основных событий, действий, конфликтов.

Диалог-разговор 2х и более лиц

Идея-основная мысль произведения. ТО,что хотел сказать автор своим призведением и как видит пути ее решения.

Рассказ-эпическое произведение небольшого объёма. В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий из жизни одного или двух героев. Довольно часто в произведении такого рода присутствует рассказчик, что создаёт впечатление устного рассказа.

Юмор-один из видов комического в литературе наряду с иронией, сарказмом и сатирой; добродушная насмешка, которая не предполагает обличения пороков и их высмеивания.

- Хорошо, ребята, эти знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.

(. На доске карточки)

3. Определение темы урока. Постановка цели .

Для того чтобы определить тему нашего урока поиграем в  « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках,

сегодня познакомимся с произведением А.П.Чехова  «Хирургия». (На доске появляются карточки)

Посмотрите на это произведение, оно лежит у вас на столе.

- Как вы думаете, какой жанр данного произведения?  (рассказ)

 (Открывается часть темы на доске)

Между А.П. Чеховым и Н.В.Гоголем существует связь не только на литературном поприще.

Поэтому в качестве эпиграфа я взяла высказывание Гоголя и Чехова (написаны с двух сторон на доске)

О смех, великое дело! 
Ничего более не боится человек так, как смеха… 
Боясь смеха, человек удержится от того, 
от чего  не удержит его никакая сила. 
Н.В.Гоголь.  

 Они смешные, но невесёлые. 
А.П.Чехов. 

Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос:

- какой смысл заключается в этих словах?

 (Человек боится быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше). 

 Вывод: значит, смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех исправляет человеческие недостатки.( Юмор)

Значит, мы будем знакомиться с  юмористическим  произведением А.П.Чехова.

Запишем число и тему урока. Юмористический рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.

- Как вы думаете,  какова будет цель нашего урока?

 (Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На доске)

Давайте построим план работы на уроке.

1. Познакомиться с  юмористическим произведением А.П.Чехова «Хирургия».

2. Проанализировать прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое произведение.

3. Сделать выводы.

 Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный  случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное  глазами ученых-литературоведов. 
Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые 
называются художественными средствами.  (Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История из жизни писателя,  легла в основу рассказа «Хирургия».

- Давайте предположим, о чём этот рассказ?

4. Лексическая работа.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня».

-- Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение?

Чтобы во время работы над данным произведением язык Чехова не показался и вам странным и нескладным, я приготовила подсказку.

Наверняка некоторые значения слов покажутся и вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов. (На листах )

Земская больница – это больница, организованная  земством.  Земство -  орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для  крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.  

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.

 Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным.

-А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер Курятин не сумел удалить зуб).

- А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)

- А рассказ получился смешным. Почему?

 Теперь мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».

                        «Коли не умеешь рвать, так не берись».

-  А кому принадлежат эти слова?

Дьячку Вонмигласову.)

- Почему именно дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?

 Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

 На доске Средства:

1. Говорящие фамилии героев.

-Как вы думаете, что означает фамилия Курятин? На что она намекает?

Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.

 -Наверняка, все слышали такое выражение «мокрая курица». А что оно означает?

 (Можно вспомнить фразеологизм «Куриные мозги» - ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень).

 Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами предстаёт Курятин?

Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.)

- Получилось это у него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

6.Работа в группах.

Почему Курятин не смог сыграть роль врача?

Над чем смеётся писатель?

 Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь, помогающую создать юмористический жалкий образ.

Эту работу мы проделаем в группах.

 У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев и маркеры. Выберите правильно ответы и обозначьте маркерами. Подготовьтесь к ответу.

1 группа даёт Характеристику Курятину, 2 группа Вонмигласову. (На работу даётся 3-5 минут).

Фельдшер Курятин

Внешность

Речь

Поведение, поступки









Дьячок Вонмигласов

Внешность

Речь

Поступки, поведение




Отчёт групповой работы

 Итак, охарактеризуем героя . Смешной ли Курятин? (выступление первой группы)

Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет…)

 Итак, охарактеризуем героя. Смешной ли Вонмигласов? (выступление второй группы)

(Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том, что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…)

Давайте взглянем на смешное глазами учёных-литераторов.

Вывод

 Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого использует? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).

На доске Средства:

1. Говорящие фамилии героев.

2. Описание внешности героев

3. Речь героев.(диалог)

4 Поступки и поведения героев.

Выполнили мы вторую часть плана?


7.Итог  урока. 

-Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?

Чехов так и сказал о своих рассказах:

Эпиграф на доске.   «Они смешные, но невесёлые»

А.П.Чехов

Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?

(Над глупостью и невежеством.)

- Это уже недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.

Ребята! Порой в жизни получае

тся так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?

 Чехов видел смысл своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
-Что бы вы посоветовали нашим героям?

- Какой должна быть речь?

А поведение?

- Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).

- Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия» А.П,Чехов.»

Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать юмористическим и почему?

(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства создания характера (внешность, речь, поступки)).

8. Домашнее задание.

Читать текст по ролям.

Теперь вы имеете представление о героях рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный эпизод рассказа ( по желанию)

9. Рефлексия.

10. Подведение итогов.

Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других”).

Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.

















Фельдшер Курятин



Внешность

Речь

Поведение, поступки




















Дьячок Вонмигласов

Внешность

Речь

Поведение, поступки























Самоанализ урока литературы

по теме «Юмористический рассказ А.П. Чехова «Хирургия»», проведённого в 5 классе учителем русского языка и литературы  МКСОУ ОШ № 11 с. Красногвардейского Медведевой Е.В.

    Проведенный мною урок литературы в 5 классе  посвящён теме  «Юмористический рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это 1-й урок по теме «Творчество А.П. Чехова». На проведение данного урока было отведено 2 часа.

Тип урока:   изучение нового материала.

Вид урока: урок - лекция с элементами сообщений учащихся и с элементами беседы.

               При подготовке к уроку была поставлена цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова..

            Для достижения этой цели на уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

  • продолжить работу по изучению творчества А.П. Чехова, пробудить интерес к его произведениям;

  • вспомнить основные сведения о Чехове, познакомить с некоторыми страницами биографии писателя и с людьми, которые окружали его.;

Развивающие:

  • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова;

  • способствовать развитию творческого воображения;

  • развивать наблюдательность, внимательность к писательскому слову слову;

  • развить умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать заинтересованное отношение к личности писателя;

  • воспитывать уважение к его творчеству.

Для достижения цели и успешного решения поставленных  задач была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы   урока.

IV. Постановка цели  урока.

V. Изучение нового материала  ( сообщения учащихся, лекция учителя с элементами беседы).

VI. Закрепление полученных знаний (викторина).

VII. Заключительное слово учителя.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

         Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

         Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:

  • коммуникативно-ориентированный;

  • учебная работа под руководством учителя;

  • наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

  • словесный метод (рассказ, элементы беседы);

  • логические методы (сравнение, анализ);

  • метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

       На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, рефлексия, самооценка. Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение. Учащимся было предложено самостоятельно ознакомиться с жизнью и творчеством  А.П. Чехова, подготовить развёрнутые сообщения по теме урока.

 Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока  личностно ориентировано, доступно.

            Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

            Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Факты – это основа литературных знаний. Они учат учащихся сопоставлять разрознённые явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Фактический материал, осознанный учениками, плодотворно влияет на их мысли и чувства, вызывает заинтересованное отношение  к  личности писателя и его творчеству. Иными словами, является не только основой литературных знаний, но и нравственного воспитания.  Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование  и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

         Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

         Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности (викторины).

         Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных  особенностей учащихся и познавательного интереса.

        Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммукативных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

         Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

         Отклонений от плана урока не было.

         Результативность урока хорошая.

         Учитывая  небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

         Перегрузки детей не было.

         Цель урока достигнута.

         Задачи урока решены. Этому помогло четкое планиро­вание структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.































Земская больница – это больница, организованная  земством.  Земство -  орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для  крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.  

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.



Земская больница – это больница, организованная  земством.  Земство -  орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для  крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.  

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!