«Утверждаю»
Директор МБОУ «Центр»
_________Хузина Ф.И.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные знатоки ПДД»
для 2 класса
Составила: Гарнышева Ольга Алексеевна (воспитатель Г.П.Д.)
«Согласовано» «Принято»
Зам.директора по ВР решение педагогического
__________И.А.Халимова совета МБОУ «Центр»
от « ___»__________2018 г. от____________________
Пояснительная записка
Курс «Юные знатоки ПДД» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в рамках ФГОС второго поколения. Главное назначение данного курса – подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся 2 класса.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№ | Содержание раздела, темы | Количество часов во 2 классе |
1 | Дорожная грамота | 7 |
2. | Транспортные средства | 5 |
3 | Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 5 |
4 | Наш друг – светофор | 3 |
5 | Правила дорожного движения | 7 |
6 | Дорожные знаки | 7 |
| Итого | 34 часов |
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения во 2 классе и позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно учебному плану внеурочной деятельности МБОУ «ЦЕНТР» на проведение занятий внеурочной деятельности по программе «Юные знатоки ПДД» во 2 классе выделяется всего — 34 часов, 1 раз в неделю по 30мин.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса «Юные знатоки ПДД»
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 3 класса должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 2 класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения у учащихся должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
Календарно- тематическое планирование занятий во 2 классе
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
Дорожная грамота – 7 часов |
1 | 11.09 | Откуда появились ПДД Кто ввел первые ПДД в нашей стране | 1 |
2 | 18.09 | Первые правила дорожного движения Что значит слово «Дорога». | 1 |
3 | 25.09 | Правила поведения на дороге Виды перекрестков | 1 |
4 | 02.10 | Что значит слово «тротуар» | 1 |
5 | 09.10 | История появления на дорогах постовых | 1 |
6 | 16.10 | Наблюдение за работой ГИББД просмотр видео материала | 1 |
7 | 23.10 | Повторение изученного. Тесты. | 1 |
Транспортные средства - 5 часов |
8 | 03.11 | Транспорт - каким ты был раньше? Виды транспорта | 1 |
9 | 06.11 | Правила поведения в транспорте Городской транспорт | 1 |
10 | 13.11 | Железнодорожный транспорт | 1 |
11 | 20.11 | Викторина «Мой друг-велосипед» | 1 |
12 | 27.11 | Игровое мероприятие «Я пассажир» | 1 |
Здравствуй, дорога! (Общие правила) – 5 часов |
13 | 04.12. | Что такое ДТП? Причины возникновения ДТП | 1 |
14 | 11.12 | Участник дорожного движения Обязанности пешехода | 1 |
15 | 18.12 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 |
16 | 25.12. | Требования к движению велосипедиста Движение на перекрестке | 1 |
17 | 08.01. | Создание буклета «Помни, пешеход!» | 1 |
Наш друг – светофор – 3 часа |
18 | 15.01. | В гости к Светофору Светофорычу История возникновения светофора | 1 |
19 | 22.01 | Виды светофоров Придумай сказку о Светофоре Светофорыче | 1 |
20 | 29.01 | Знание видов светофоров и их сигналов | 1 |
Правила дорожного движения – 7 часов |
21 | 05.02 | Движение группами | 1 |
22 | 12.02 | Правила юного пешехода Пешеходный переход | 1 |
23 | 19.02 | Правила поведения на дороге Правила пересечения проезжей части | 1 |
24 | 26.02 | Запрещающие и разрешающие знаки Правила перехода дороги в местах остановки транспорта | 1 |
25 | 05.03 | Правила движения пешеходов вне населенных пунктов Правила поведения рядом с проезжей частью | 1 |
26 | 12.03 | Правила управления велосипедом Личный пример соблюдения ПДД | 1 |
27 | 19.03 | Правила поведения при ДТП | 1 |
Дорожные знаки – 7 часов |
28 | 02.04 | В стране дорожных знаков История возникновения дорожных знаков | 1 |
29 | 09.04 | З Игра «Угадай, какой знак» Знак «Пешеходный переход» | 1 |
30 | 16.04 | Я знаток дорожных знаков | 1 |
31 | 23.04 | Конкурс рисунков «Группы дорожных знаков». | 1 |
32 | 30.04 | Знак «Пешеходный переход» | 1 |
33 | 07.05. | Игра «Азбука дорог» | 1 |
34 | 14.05 | Повторение. Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 часов |