Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №79» городского округа Самара |
Программа рассмотрена на заседании МО «______________________» Протокол № 1 от «26 августа2016г. Председатель МО _____________/______________/ | Проверено « 31 » августа 2016 г. Зам. директора по УВР ________/Щетинина Н.Н./ | Утверждаю Директор школы ________/ Е.Г.Девяткина/ « 31» августа 2016 г. (приказ №544 -од от 31.08.2016) М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
«Юный краевед»
Форма организации: внеурочная
Направление: эколого-краеведческое
Срок реализации: 5 лет
Программа составлена: Сухова Светлана Игоревна
Самара, 2016
Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Оно является важным средством реализации концептуальных направлений, сформулированных и развитых в программных документах школьного образования: «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 гг.».
Ведущая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в воспитании гражданина России с активной жизненной позицией. Эта идея в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.
Предлагаемая программа рассчитана на преподавание краеведения в основной школе (5-9 классы). Данный вариант, соединяет в себе компоненты внеурочной, внеклассной и проектной деятельности и рассчитан на активное взаимодействие учителей истории и классных руководителей. Учебная составляющая курса синхронизирована с курсом Отечественной истории и рассчитана на 34 в год, по 1-му часу в неделю.
Предполагается и активное внедрение краеведческого компонента в воспитательные системы школ.
1.Цели и задачи данного курса:
Цель программы – воспитание гражданина России, патриота Малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;
- развитие чувства сопричастности к жизни общества;
- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;
- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания курса «Юный краевед» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.
Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
2.Место курса в учебном плане:
На изучение курса по внеурочной деятельности «Юный краевед» в 5-9-х классах отводится:
– количество часов в год – 34 ч.;
– количество часов в неделю – 1 ч.
3.Ценностные ориентиры курса:
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.
Освоение эвристических приемов рассуждений.
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Юный краевед» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения программы являются:
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.
Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном городе.
Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Предметные результаты:
• Изучение истории Самарского края.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Воспитательные результаты:
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
об истории своей семьи, родного края и Отечества;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о правилах проведения исследования.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
к концу обучения, обучающиеся получат знания об:
особенностях природы Самарской области,
основные исторические этапы развития района,
правила поведения на природе;
к концу обучения, обучающиеся приобретают умения:
работы с картой и атласом,
работы с архивными документами по представленному плану,
составление фотолетописей и родословной,
алгоритм проектирования детских научно-исследовательских проектов;
к концу обучения, обучающиеся приобретают навыки:
- Работы экскурсовода
- Музейной работы
-Работы журналиста (в жанрах: репортажа, художественной фотографии, новостийных телесюжетов, очерка, письма и эссе)
обучающиеся смогут проявлять творческий подход и познавательную самостоятельность в процессе изучения родного края, любовь и уважение к природному и историческому наследию Самарской области.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения (5 класс, 34 часа)
Содержание программы
1. «Моя родословная» - 7ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 . «Самарский край» - 9ч.
Заповедные места Самарского края. Сокольи горы. Курганы Самарского края. Водоемы Самарского края. Святые источники. Легенды и были Самарского края. Писатели, связанные с Самарским краем (Л.Н.Толстой, С.Т.Григорьев, К.А.Федин). Поэзия А.В.Ширяевца. Художники Самарского края.
Практические занятия: 1.Экскурсия на Царев курган. 2.Викторина «Знаешь ли ты свой край?» 3.Интерактивная экскурсия в музей И. Репина в Ширяево.
3. «Самара – город родной» – 6ч.
Что мы знаем из истории образования Самары? Исторические места и достопримечательности Самары. Памятники и скульптурные композиции Самары. Экскурсия по городу «Памятники героям войны». Куйбышев- запасная столица. Самарских улиц имена. Подвиги женщин-землячек в годы войны.
4. «История школы в истории микрорайона» - 3ч.
Ветераны войны 14-ого микрорайона.
История Кировского района.
Практические занятия: 1. Экскурсии в музей школы.
5. «Охрана природы» – 5ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды, «Красная книга»
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Начальные навыки туризма – 4 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия: 1. Поход в лес.
2 год обучения (6 класс, 34 часа)
Содержание программы
Раздел №1. Я живу в Самаре (9 час.).
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей Самарской области и города Самары от крепости и до наших дней. Административном делении города Самары. Историей, особенностями и традициями Советского района, в котором проживают. Этому способствует экскурсия по улицам Советского района. Учащиеся знакомятся с многообразием культур народов Поволжья, что воспитывает толерантное отношение к любой национальности. Учащиеся готовят проекты об истории своей семьи, что способствует активизации интереса к поиску своих корней и гордости за свой род, свою фамилию, за своих предков. В данной работе задействованы и родители учащихся, что в конечном итоге даёт общее повышение самосознания Самарцев. Учащиеся знакомятся с наиболее выдающимися деятелями Самары прошлого и настоящего времени. Учащиеся знакомятся с историей и традициями своего учебного заведения, которые помогают учащимся осознать свою причастность к большей школьной семье.
Раздел №2.Природа Самарской области (6 час.)
Во втором разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы Самарской области: рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. Происходит первое знакомство с Жигулёвским заповедником и национальным парком Самарская Лука. В поэтической форме ребята воспевают красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины.
Раздел №3.История региона (10 час.)
В третьем разделе курса учащиеся узнают об интересных исторических фактах, происходивших на территории Самарской области. Наибольший акцент материала раздела направлен на период Великой отечественной Войны. Что способствует развитию патриотизма у подрастающего поколения.
Раздел №4.Самара промышленный центр (6 час.)
В четвёртом разделе учащиеся знакомятся с особенностями промышленности и хозяйства города Самары. Узнают о приоритетных направлениях Самарского производства. Крупных промышленных объектах экономики. Наиболее полно узнать о техническом процессе на производстве способствует экскурсия на одно из самарских предприятий.
Раздел №5.Самара культурная столица региона (3час)
В пятом разделе учащиеся знакомятся с культурной жизнью города Самары. Ребята узнают о многообразии театров и музеев, художественных выставках, действующих в нашем городе. Обязательным опытом в развитии культуры школьников является посещение одного из Самарских театров или музея по выбору педагога.
В курсе «Юный краевед» для 6-х классов предусмотрено 7 экскурсий.
Эти экскурсии позволят в полной мере закрепить полученные знания на уроках краеведения, зародить интерес к жизни региона, сформировать активную жизненную позицию учащихся, сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Малую Родину.
В разделе №1. Я живу в Самаре (9 час.)
Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№1 по Советскому район.
Экскурсия№2 Дома Дружбы Народов.
В Разделе №2.Природа Самарской области (6 час.)
Предусмотрено 1 экскурсия: Экскурсия№3 по паркам и скверам Самары.
В Разделе №3.История региона (10 час.)
Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№4 в музей Фрунзе.
Экскурсия№5 в музей ПрИВО
В Разделе №4.Самара промышленный центр ( 6 час.)
Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№6 в музей «Ракета».
Экскурсия №7 на кондитерский комбинат «БКК»
В Разделе №5.Самара культурная столица региона (3час.)
Предусмотрено 1 экскурсия: Посещение театра или музея города Самары.
3 год обучения (7 класс, 34 часа)
Содержание программы
Тема 1. География Самарского края (5 часов)
Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный и растительный мир. Географические названия и топонимика Самарского края.
Тема 2. Этнография Самарского края (5 часов)
Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Современный этнический состав Самарской области. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.
Посещение одного из национально – культурных самарских объединений, или приглашение на тематический классный час одного или группы их представителей.
Тема 3. Самарский край в древности (3 часа)
Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.
Экскурсия в музей археологии или приглашение специалиста – археолога на урок.
Тема 4. Самарский край в средневековье (8 часов)
Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. Население Самарского края в XV-XVI веках. Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.
Тема 5. Самарский край в XVI веке (12 часов)
Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара. Первые описания и рисунки крепости «Самарскиё городок» Деятельность Г. О. Засекина.
Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница».
Итоговый урок по курсу (2 часа).
4 год обучения (8 класс, 34 часа)
Содержание программы
I. Введение (1ч.)
Понятие «краеведение». Основное содержание программы «Люби и знай свой отчий край». Самарская область на карте России. Общая характеристика области: географическое положение, размеры территории, соседи региона, численность населения, национальный состав. Каким был наш край в древности? Природные памятники края.
II. Страницы истории нашего края (28ч.).
Тема1. Первобытнообщинный строй на территории Среднего Поволжья. Заселение территории Среднего Поволжья человеком. Археологические памятники: эпохи позднего палеолита - стоянка в овраге Подпольщиков, мезолита – Нурская стоянка, комплекс памятников у с. Съезжее. Возникновение земледелия и скотоводства.
Тема 2. Волжская Булгария. Образование государства Волжская Булгария. Хозяйство и культура Волжских булгар.
Тема 3. Наш край в XIII- в первой половине XVI века. Славяне на Волге. Монгольское нашествие и татаро-монгольское иго. Казанское ханство. Присоединение края к Русскому государству.
Тема 4. Наш край во II половине XVI века. Казаки на Волге. Основание Самары.
Тема 5. Самарский край в XVII- XVIII в.в. Экономическое развитие края. Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина. История создания Самарского герба. Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Культура и быт самарчан.
Тема 6. Самарский край в XIX веке. История образования села Алексеевка Самарской области. Участие Самарцев в Отечественной войне 1812 года. Образование Самарской губернии. Участие Самарцев в Севастопольской обороне. Отмена крепостного права в Самарской губернии. П. Алабин и самарское знамя в Болгарии. Пребывание Л.Н.Толстого в Самарской губернии и Алексеевском районе.
Тема 7. Самарский край в XX веке.
Легендарный начдив В.И. Чапаев. Самарский голод 1921-1922 г.г.
Подвиги Самарцев в годы Великой отечественной войны: З.И. Смирновой, В.И. Фадеева, В. Суркова, Е. Никонова, П. Потапова. Подвиг и фронтовая судьба жителей села Алексеевка, Героев Советского Союза: И.С. Ефременко, Ф.М. Синичкина, Г.Н. Ковтунова, Н.И. Глотова, И.Д. Ваничкина. Героический путь ветерана В.О. войны сельского поселения Герасимовка Остапенко Д.У. Все для фронта, все для победы!» Ратный подвиг алексеевцев в тылу. Куйбышев запасная столица государства. Военный парад. Бункер Сталина. Мемориальные комплексы и краснозвездные обелиски на территории края, Алексеевского района, Герасимовского поселения.
Стройки XX века на территории Самарской области. Волжская ГЭС и автомобильный завод.
III «Яркие культурные страницы нашего края» (5ч.)
Театральная Самара. Музыкальная Самара: Ф.И. Шаляпин, Д.Шостакович и 7 симфония, Грушинский фестиваль. Ф.С. Востриков- поэт земли Алексеевской. Утевский иконописец Г. Журавлев.
5 год обучения (9 класс, 34 часа)
Содержание программы
Тема 1. Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в. (5 часов)
Рост населения. Изменение численности и состава населения в первой половине XIX в. Роль помещиков в освоении Заволжья. Массовые переселения государственных крестьян в 1825-1834 годах. Переселение в Заволжье в предреформенные десятилетия. Прерывание многовековой истории казачества в Поволжье.
Административное деление Самарского края. Причины перемен в административном делении. Ликвидация военно - служилых сословий в крае и её последствия. Беглые в Самарском крае. Изменение уездных границ. Развитие промыслового хозяйства. Торговля в первой половине XIX в. Промышленное развитие.
Русское крестьянство. Государственные и помещичьи крестьяне. Другие народы в сельском населении края. Аграрный облик края в первой половине XIX в. Реформа П. Д. Киселёва в Самарском крае. Неземледельческие занятия. Дворянское и помещичье землевладение. Залог, продажа и аренда земель. Социальные конфликты в деревне. Выступления крестьян в первой четверти XIX в. Волнение в 30-50-е годы XIX в
Тема 2. Городская, уездная и губернская жизнь в первой половине XIX в., в Самарском крае (2 часа)
Ополчение 1812 года. Рост социальной активности крестьян во время Отечественной войны 1812 года. Декабристы в Самарском крае. И. А. Второв и декабристы.
Общественная жизнь уездной Самары. Самара и самарское общество в 30-40-е гг. Н. В. Шелгунов, братья Беляевы, И. С. Аксаков, д. а. Путилов.
Тема3. Развитие культуры в первой половине XIX в., в Самарском крае. (1 час)
Изучение края отрядами академической экспедиции. Развитие народного образования. Литература, книга, периодика. Уроженцы Самарского края – деятели русской литературы. Распространение книги и периодики. Развитие здравоохранения в Самарском крае. Деятельность А. Гетте в Усолье. Больницы и курорты в 10-50-е гг. Н. В. Постников – создатель первой кумысолечебницы в Самарском крае.
Тема 4. Социально-экономическое развитие края во второй половине XIX в. (6 часов). Причины образования новой губернии. Административное деление и образование Самарской губернии. Первые Самарские губернаторы. Самарский флаг, герб. Новая губерния и её администрация. Завершение превращения Заволжья в одну из коренных территорий Российской империи. Экономическое развитие Самарского края после преобразования. Изменение социального состава. Развитие промыслового хозяйства, торговли, купеческих мануфактур и фабрик с вольнонаёмным трудом.
Самарский край в эпоху великих реформ. Административно – территориальное устройство Самарского края в 50-70-е гг. Самарского край и отмена крепостного права. К. К. Грот, Ю. Ф. Самарин, А. А. Шишков, Д. Н. Рычков. Пореформенная деревня. Крестьянские волнения после отмены крепостного права. Реализация земской, судебной реформ в Самарском крае. М. М. Шошин, В. Е. Буреев. Изменение в городском самоуправлении.
Расцвет самарского купечества. Цвет купечества: А. Н., М. Н., Е. Н. Шехобаловы, А. М. Горбунов, Е. Н. Аннаев. Сфера деятельности купечества.
Самара – центр экономического региона. Развитие торговли во второй половине XIX в. Промышленное развитие. Развитие финансовой сферы. Учреждение в Самаре частного и взаимного кредита коммерческого характера.
Тема 5. Общественно – политическая жизнь Самарской губернии во второй половине XIX в. (1 час)
Поддержка жителей края освободительной борьбы балканских народов. Создание Самарского знамени. История участия Самарского знамени в русско–турецкой войне 1877-1878 гг. Общественно-политическая жизнь Самарской губернии во второй половине XIX в. «Народники» в Самарской губернии.
Тема 6. Просвещение и культура Самарского края во второй половине XIX в (1 час)
Развитие образования. Открытие начальных школ и реальных училищ, духовной семинарии. Появление первых научных учреждений. Первые специальные и высшие учебные заведения Самары. Начало изучения истории и фольклора Самарского края. Первые самарские литераторы, поэты и писатели Самары. Семья Аксаковых в Самаре. Театральная жизнь Самары. Первые волжские курорты на территории Самарского края
Тема 7. Самарский край в эпоху войн и революций. (1901 – 1917 гг.) (2 часа)
Экономическое развитие Самарской губернии в начале XX-ого века. Рост социального напряжения в обществе в начале XX-ого века. Политические организации, существовавшие в Самаре в начале XX-ого века. Возникновение и деятельность первого в Самаре Совета рабочих депутатов. Крестьянские волнения во время революции 1905-1907, образование «Старо-Буянской республики».
Цели столыпинской реформы. Самарский край в годы первой мировой войны. Расстановка сил в Самаре накануне Февральской революции. Становление новых органов власти после отречения царя от престола. Причины социальной напряжённости в крае в августе – октябре 1917 г.
Тема 8. Гражданское противостояние в Самарском крае (1917-1920 гг.). (1 час)
Провозглашение Советской власти в Самаре. Мероприятия по упрочению Советской власти в Самарской губернии. Цели и реальная политика Комитета членов Учредительного собрания. Причины поражения КОМУЧа. События гражданской войны на территории Самарской губернии Культурно – просветительные мероприятия в крае в годы гражданской войны.
Тема 9. Самарский край в 20-е годы XX-ого века (2 часа).
Причины тяжелейшего экономического положения края в начале 20-ых годов XX-ого века. Меры, которыми преодолевались разруха и голод в 1921-1923 гг. Формы и методы осуществления новой экономической политики на территории Самарского края. Развитие промышленности в губернии. Сооружение промышленных предприятий на рубеже 20-30-х гг. Коллективизация в территории Самарской губернии
Развитие народного образования края в 20-е годы XX-ого века. Роль Самарского государственного университета в научной и культурной жизни Самарской губернии. Известные учёные Самарский края 20-х годов. Краеведческие исследования этого Кочкуров, А. Я. Дорогойченко)
Тема 10. Самарский край в 30-е годы XX - ого века (3 часа)
Изменения административных границ Самарского края и его названия в 30-е годы XX-ого века. Изменения в индустриальном развитии, начало промышленной добычи нефти. Итоги сельскохозяйственных преобразований в 30-е гг. Общественно-политическая жизнь в области. Жертвы репрессивной политики.
Изменение архитектурного облика города. Театральная жизнь Куйбышева. Научно-исследовательские организации. Литературный и поэтический Куйбышев.
Тема 11. Наш край в годы Великой Отечественной войны (4 часов)
Куйбышев – «запасная столица». Вклад Самарцев в экономическую победу над фашизмом. Ратный подвиг Самарцев. Патриотизм жителей края. Участие Самарцев в партизанском движении во время Великой Отечественной войны. Вклад научной и художественной интеллигенции области в победу над врагом.
Проекты по тематике «Этих дней не смолкнет слава», «Здесь тыл был фронтом».
Тема 12. Экономическое развитие Самарского края во второй половине XX-ого века. (3 часа)
Основные направления развития промышленности и сельского хозяйства в области. Крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е гг. Роль Волжской ГЭС и ВАЗа в экономике области. Развитие газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности. Кавалеры государственных наград и лаурятов Государственных премий: А. И. Губанов, К. Б. Аширов, И. В. Иванов, И. Л. Ханин и т. д. Крупнейшие промышленные центры области.
Кризисные явления в экономике края в 80-90-е гг. Промышленное и аграрное состояние края на рубеже веков. Современная структура экономики края. Место области в системе российского и мирового рынка. Социальная структура области во второй половине XX - ого века. Итоги социально-экономического развития области 1995-2005-ом г.г.
Тема 13. Наука, образование, культурная жизнь Самарского края во второй половине XX-ого века. (2 часа)
Научные учреждения и высшая школа. Иена известных самарских учёных в различных областях науки и техники. Деятельность Самарской областной библиотеки, Волжского народного хора, литературно-мемориального музея имени А. М. Горького. Роль Самары в освоении космоса. Самарцы – космонавты. Деятельность академиков Н. Д. Кузнецова и Д. И. Козлова.
Значение выражения Н. М. Карамзина: «Россия сильна провинцией». Литература и Самарский край. Край в творчестве живописцев. Страницы музыкальной жизни современной Самары. Летопись в камне и дереве – современный архитектурный облик города. Храмы и моностыри. Возрождение традиционной культуры народов края.
Тема 14. Повторительно-обобщительное занятие по курсу «Самарский край в XX в» (1 час).
Тематическое планирование
1 год обучения (5 класс)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примерные сроки проведения |
Раздел 1. «Моя родословная» | |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | | Сентябрь |
2 | Имя твое. Что означает твое имя. | 1 | 1 | | сентябрь |
3 | Фамилия – флаг семьи. | 1 | 1 | | сентябрь |
4 | Моя семья. Семейные традиции. | 1 | 1 | | сентябрь |
5 | Семейные гербы. Составление герба своей семьи. | 1 | | 1 | октябрь |
6 | Семейные гербы. Составление герба своей семьи. | 1 | | 1 | октябрь |
7 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа». | 1 | | 1 | октябрь |
Раздел 2. «Самарский край» |
8 | Заповедные места Самарского края. Сокольи горы. | 1 | 1 | | октябрь |
9 | Курганы Самарского края. | 1 | 1 | | ноябрь |
10 | Экскурсия на Царев курган. | 1 | | 1 | ноябрь |
11 | Водоемы Самарского края. Святые источники. | 1 | 1 | | ноябрь |
12 | Легенды и были Самарского края. | 1 | 1 | | ноябрь |
13 | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» | 1 | | 1 | декабрь |
14 | Писатели, связанные с Самарским краем (Л.Н.Толстой, С.Т.Григорьев, К.А.Федин). Поэзия А.В.Ширяева. | 1 | 1 | | декабрь |
15 | Художники Самарского края. | 1 | 1 | | декабрь |
16 | Интерактивная экскурсия в музей И. Репина в Ширяево. | 1 | | 1 | декабрь |
Раздел 3. «Самара – город родной» |
17 | Что мы знаем из истории образования Самары? | 1 | 1 | | январь |
18 | Исторические места и достопримечательности Самары. Памятники и скульптурные композиции Самары. | 1 | 1 | | январь |
19 | Экскурсия по городу «Памятники героям войны». | 1 | | 1 | январь |
20 | Куйбышев- запасная столица. | 1 | 1 | | январь |
21 | Самарских улиц имена. | 1 | 1 | | февраль |
22 | Подвиги женщин-землячек в годы войны. | 1 | 1 | | февраль |
Раздел 4. «История школы в истории микрорайона» |
23 | Экскурсии в музей школы. | 1 | | 1 | февраль |
24 | «Ветераны войны 14-ого микрорайона». | 1 | 1 | | февраль |
25 | «История Кировского района». | 1 | 1 | | март |
Раздел 5. «Охрана природы» |
26 | Растительность нашего края. | 1 | 1 | | март |
27 | Растительность нашего края. | 1 | 1 | | март |
28 | Животный мир нашей местности. | 1 | 1 | | март |
29 | Животный мир нашей местности. | 1 | 1 | | апрель |
30 | Защита проекта «Наша экологическая тропа». | 1 | | 1 | апрель |
Раздел 6. «Начальные навыки туризма» |
31 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу. | 1 | 1 | | апрель |
32 | Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | | апрель |
33 | Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | | май |
34 | Поход в лес | 1 | | 1 | май |
| Итого | 34 часа | 24 (71%) | 10 (29%) | |
Тематическое планирование
2 год обучения (6 класс)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примерные сроки проведения |
Раздел 1. «Я живу в Самаре» | |
1 | История возникновения Самары от крепости до наших дней. | 1 | | 1 | Сентябрь |
2 | Административное деление г. Самары. | 1 | 1 | | сентябрь |
3 | Советский район: история и культура | 1 | | 1 | сентябрь |
4 | Самара многонациональная. | 1 | 1 | | сентябрь |
5 | Дома Дружбы Народов. | 1 | | 1 | октябрь |
6 | Я родился в Самаре. Традиции самарских семей. | 1 | 1 | | октябрь |
7 | Известные самарцы: П. Алабин. | 1 | 1 | | октябрь |
8 | Известные самарцы: космонавты, спортсмены. | 1 | | 1 | октябрь |
9 | История и традиции школы № 79. | 1 | 1 | | ноябрь |
Раздел 2. «Природа Самарской области». |
10 | Самара красивейший город Поволжья | 1 | | 1 | ноябрь |
11 | Природа Самарского края. Особенности климата, рельефа, растительного и животного мира. | 1 | 1 | | ноябрь |
12 | Многообразие растений и животных Самарской области. Редкие лекарственные, ядовитые растения. | 1 | | 1 | ноябрь |
13 | Жигулёвский заповедник жемчужина Поволжья. Национальный парк Самарская Лука. Красная книга Поволжья. | 1 | 1 | | декабрь |
14 | Волга великая река России. | 1 | | 1 | декабрь |
15 | Поэты и писатели о Волге и Самаре. | 1 | | 1 | декабрь |
Раздел 3. «История региона». |
16 | Легенды и былины седых Жигулей. | 1 | 1 | | декабрь |
17 | Стенька Разин и Казачья вольница. | 1 | 1 | | январь |
18 | Самара купеческая. Особенности культуры и быта. Купцы меценаты. | 1 | | 1 | январь |
19 | Наш край в началеXX века. | 1 | 1 | | январь |
20 | Предреволюционный период, революция, послереволюционный период. | 1 | | 1 | январь |
21 | Самара в годы ВОВ. Запасная столица. | 1 | 1 | | февраль |
22 | Самара город труженик. Эвакуированная промышленность. «Всё для фронта, всё для победы!» | 1 | | 1 | февраль |
23 | Герои Самарской земли. | 1 | | 1 | февраль |
24 | Самара в годы ВОВ | 1 | | 1 | февраль |
Раздел 4. «Самара промышленный центр» |
25 | Самара развитый промышленный центр. | 1 | 1 | | март |
26 | Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика Самарской области. | 1 | 1 | | март |
27 | Самара аэрокосмическая . Авиационный завод. | 1 | 1 | | март |
28 | Самара аэрокосмическая . | 1 | | 1 | март |
29 | Пищевая промышленность Самары. | 1 | 1 | | апрель |
30 | Пищевая промышленность Самары. | 1 | | 1 | апрель |
31 | Обобщающий урок | 1 | | 1 | апрель |
Раздел 5. «Самара культурная столица региона» |
32 | Музеи и театры Самары. | 1 | 1 | | апрель |
33 | Театры Самары. | 1 | | 1 | май |
34 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | май |
| Итого | 34 часа | 16 (47%) | 18 (53%) | |
Тематическое планирование
3 год обучения (7 класс)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примерные сроки проведения |
1 | Вводный урок. | 1 | | 1 | Сентябрь |
| Тема 1. География Самарского края (5 часов) | | | | |
2 | Природные условия Самарской области. | 1 | 1 | | сентябрь |
3-4 | Географические названия и топонимика Самарского края. | 2 | 1 | 1 | сентябрь |
5-6 | Животный и растительный мир. | 2 | 1 | 1 | октябрь |
| Тема 2. Этнография Самарского края (5 часов) | | | | |
7 | Основные этапы заселения Самарского края. | 1 | 1 | | октябрь |
8-9 | Одежда народов края. | 2 | 1 | 1 | Октябрь-ноябрь |
10-11 | Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. | 2 | 1 | 1 | ноябрь |
| Тема 3. Самарский край в древности (3 часа) | | | | |
12 | Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. | 1 | 1 | | ноябрь |
13 | Племена, обитавшие на земле края. | 1 | 1 | | декабрь |
14 | Археологи – исследователи Самарского Поволжья. | 1 | | 1 | декабрь |
| Тема 4. Самарский край в средневековье (8 часов) | | | | |
15-16 | Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. | 2 | 1 | 1 | декабрь |
17-18 | Золотоордынский период в истории Среднего Поволжья. | 2 | 1 | 1 | январь |
19-20 | Население Самарского края в XV-XVI веках. | 2 | 1 | 1 | январь |
21-22 | Самарский край в составе Русского государства. | 2 | 1 | 1 | февраль |
| Тема 5. Самарский край в XVI веке (12 часов) | | | | |
23 | Складывание казачества в Жигулях. | 1 | 1 | | февраль |
24-25 | Имена известных жигулевских казаков. | 2 | 1 | 1 | Февраль- март |
26-27 | Строительство крепости Самара. | 2 | 1 | 1 | март |
28-29 | «Самарский городок». | 2 | 1 | 1 | Март- апрель |
30 | Деятельность князя Засекина. | 1 | 1 | | апрель |
31-32 | Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница» | 2 | | 2 | апрель |
33-34 | Итоговый урок по курсу (2 часа) | 2 | | 2 | май |
| Итого | 34 часа | 17 (50%) | 17 (50%) | |
Тематическое планирование
4 год обучения (8 класс)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примерные сроки проведения |
«Введение» |
1 | Что изучается в курсе «Краеведение». | 1 | | 1 | Сентябрь |
2 | Природные памятники края. | 1 | 1 | | сентябрь |
«Страницы истории нашего края» |
3 | Первобытнообщинный строй на территории Среднего Поволжья. Археологические памятники. | 1 | 1 | | сентябрь |
4 | Образование и крушение государства Волжская Булгария. | 1 | 1 | | сентябрь |
5 | Славяне на Волге. Присоединение края к Русскому государству. | 1 | 1 | | октябрь |
6 | Казаки на Волге. Основание Самары. | 1 | | 1 | октябрь |
7 | Экономическое развитие края в XVII- XVIII в.в. | 1 | 1 | | октябрь |
8 | Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина. | 1 | 1 | | октябрь |
9 | История создания Самарского герба. | 1 | | 1 | ноябрь |
10 | Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. | 1 | 1 | | ноябрь |
11 | Культура и быт самарчан. | 1 | | 1 | ноябрь |
12 | История образования села Алексеевка Самарской области. | 1 | 1 | | ноябрь |
13 | Участие Самарцев в Отечественной войне 1812 года. | 1 | 1 | | декабрь |
14 | Образование Самарской губернии. | 1 | 1 | | декабрь |
15 | Участие Самарцев в Севастопольской обороне. | 1 | | 1 | декабрь |
16 | Отмена крепостного права в Самарской губернии. | 1 | 1 | | декабрь |
17 | П. Алабин и самарское знамя в Болгарии. | 1 | 1 | | январь |
18-19 | Пребывание Л.Н.Толстого в Самарской губернии и на Алексеевской земле. | 2 | 1 | 1 | январь |
20 | Легендарный герой Гражданской войны начдив В.И. Чапаев – наш земляк. | 1 | | 1 | январь |
21 | Самарский голод 1921-1922 г.г. | 1 | 1 | | январь |
22 | Подвиги Самарцев в годы Великой отечественной войны: З.И. Смирновой, В.И. Фадеева, В. Суркова, Е. Никонова, П. Потапова. | 1 | 1 | | февраль |
23 | Подвиг и фронтовая судьба жителей села Алексеевка, Героев Советского Союза: И.С. Ефременко, Ф.М. Синичкина, Г.Н. Ковтунова, Н.И. Глотова, И.Д. Ваничкина. | 1 | | 1 | февраль |
24 | Героический путь ветерана В.О. войны сельского поселения Герасимовка Остапенко Д.У. | 1 | 1 | | февраль |
25 | «Все для фронта, все для победы!» Ратный подвиг алексеевцев в тылу. | 1 | 1 | | февраль |
26 | Куйбышев запасная столица государства. Военный парад. Бункер Сталина. | 1 | | 1 | март |
27 | «И помнит мир, спасенный…». Мемориальные комплексы и краснозвездные обелиски на территории края, Алексеевского района, Герасимовского поселения. | 1 | 1 | | март |
28 | Стройки XX века на территории Самарской области. Волжская ГЭС и автомобильный завод. | 1 | 1 | | март |
29 | Экскурсия в историко-краеведческие музеи с. Алексеевка и п. Авангард. | 1 | | 1 | март |
«Яркие культурные страницы нашего края» |
30 | Театральная и музыкальная Самара. | 1 | | 1 | апрель |
31 | Ф.С. Востриков – поэт земли Алексеевской. | 1 | 1 | | апрель |
32 | Утевский иконописец Г. Журавлев. | 1 | 1 | | апрель |
33 | Контрольное тестирование, защита проекта. | 1 | | 1 | апрель |
34 | Обзорная экскурсия в г. Самара. Посещение историко-краеведческого музея. | 1 | | 1 | май |
| Итого | 34 часа | 21 (62%) | 13 (38%) | |