СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юный краевед 5-8

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для внеурочной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Юный краевед 5-8»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №79» городского округа Самара





Программа рассмотрена на заседании

МО «______________________»

Протокол № 1 от «26 августа2016г.

Председатель МО

_____________/______________/

Проверено

« 31 » августа 2016 г.

Зам. директора по УВР

________/Щетинина Н.Н./

Утверждаю

Директор школы

________/ Е.Г.Девяткина/

« 31» августа 2016 г.

(приказ №544 -од от 31.08.2016)

М.П.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

«Юный краевед»







Форма организации: внеурочная

Направление: эколого-краеведческое

Срок реализации: 5 лет

Программа составлена: Сухова Светлана Игоревна









Самара, 2016


Пояснительная записка


При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

  • Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

  • Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.

Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Оно является важным средством реализации концептуальных направлений, сформулированных и развитых в программных документах школьного образования: «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 гг.».

Ведущая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в воспитании гражданина России с активной жизненной позицией. Эта идея в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.

Предлагаемая программа рассчитана на преподавание краеведения в основной школе (5-9 классы). Данный вариант, соединяет в себе компоненты внеурочной, внеклассной и проектной деятельности и рассчитан на активное взаимодействие учителей истории и классных руководителей. Учебная составляющая курса синхронизирована с курсом Отечественной истории и рассчитана на 34 в год, по 1-му часу в неделю.

Предполагается и активное внедрение краеведческого компонента в воспитательные системы школ.

1.Цели и задачи данного курса:

Цель программы – воспитание гражданина России, патриота Малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

- воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания курса «Юный краевед» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.

Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.


2.Место курса в учебном плане:

На изучение курса по внеурочной деятельности «Юный краевед» в 5-9-х классах отводится:

– количество часов в год – 34 ч.;

– количество часов в неделю – 1 ч.

3.Ценностные ориентиры курса:


Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.

  • Освоение эвристических приемов рассуждений.

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.

  • Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Юный краевед» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.

  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.

  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.

  • Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.

  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном городе.

  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.

  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и ЭОР

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты:

• Изучение истории Самарского края.

• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Воспитательные результаты:

  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

  • об истории своей семьи, родного края и Отечества;

  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • о правилах проведения исследования.


Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

к концу обучения, обучающиеся получат знания об:

  • особенностях природы Самарской области,

  • основные исторические этапы развития района,

  • правила поведения на природе;

к концу обучения, обучающиеся приобретают умения:

  • работы с картой и атласом,

  • работы с архивными документами по представленному плану,

  • составление фотолетописей и родословной,

  • алгоритм проектирования детских научно-исследовательских проектов;

к концу обучения, обучающиеся приобретают навыки:

 -  Работы экскурсовода

 -  Музейной работы

 -Работы журналиста (в жанрах: репортажа, художественной фотографии, новостийных телесюжетов, очерка, письма и эссе)

обучающиеся смогут проявлять творческий подход и познавательную самостоятельность в процессе изучения родного края, любовь и уважение к природному и историческому наследию Самарской области.











Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения (5 класс, 34 часа)



Содержание программы

1. «Моя родословная» - 7ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи

2 . «Самарский край» - 9ч.

Заповедные места Самарского края. Сокольи горы. Курганы Самарского края. Водоемы Самарского края. Святые источники. Легенды и были Самарского края. Писатели, связанные с Самарским краем (Л.Н.Толстой, С.Т.Григорьев, К.А.Федин). Поэзия А.В.Ширяевца. Художники Самарского края.

Практические занятия: 1.Экскурсия на Царев курган. 2.Викторина «Знаешь ли ты свой край?» 3.Интерактивная экскурсия в музей И. Репина в Ширяево.

3. «Самара – город родной» – 6ч.

Что мы знаем из истории образования Самары? Исторические места и достопримечательности Самары. Памятники и скульптурные композиции Самары. Экскурсия по городу «Памятники героям войны». Куйбышев- запасная столица. Самарских улиц имена. Подвиги женщин-землячек в годы войны.

4. «История школы в истории микрорайона» - 3ч.

Ветераны войны 14-ого микрорайона.

История Кировского района.

Практические занятия: 1. Экскурсии в музей школы.

5. «Охрана природы» – 5ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды, «Красная книга»

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Начальные навыки туризма – 4 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия: 1. Поход в лес.

























2 год обучения (6 класс, 34 часа)

Содержание программы


Раздел №1. Я живу в Самаре (9 час.).

В этом разделе учащиеся знакомятся с историей Самарской области и города Самары от крепости и до наших дней. Административном делении города Самары. Историей, особенностями и традициями Советского района, в котором проживают. Этому способствует экскурсия по улицам Советского района. Учащиеся знакомятся с многообразием культур народов Поволжья, что воспитывает толерантное отношение к любой национальности. Учащиеся готовят проекты об истории своей семьи, что способствует активизации интереса к поиску своих корней и гордости за свой род, свою фамилию, за своих предков. В данной работе задействованы и родители учащихся, что в конечном итоге даёт общее повышение самосознания Самарцев. Учащиеся знакомятся с наиболее выдающимися деятелями Самары прошлого и настоящего времени. Учащиеся знакомятся с историей и традициями своего учебного заведения, которые помогают учащимся осознать свою причастность к большей школьной семье.

Раздел №2.Природа Самарской области (6 час.)

Во втором разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы Самарской области: рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. Происходит первое знакомство с Жигулёвским заповедником и национальным парком Самарская Лука. В поэтической форме ребята воспевают красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины.

Раздел №3.История региона (10 час.)

В третьем разделе курса учащиеся узнают об интересных исторических фактах, происходивших на территории Самарской области. Наибольший акцент материала раздела направлен на период Великой отечественной Войны. Что способствует развитию патриотизма у подрастающего поколения.

Раздел №4.Самара промышленный центр (6 час.)

В четвёртом разделе учащиеся знакомятся с особенностями промышленности и хозяйства города Самары. Узнают о приоритетных направлениях Самарского производства. Крупных промышленных объектах экономики. Наиболее полно узнать о техническом процессе на производстве способствует экскурсия на одно из самарских предприятий.

Раздел №5.Самара культурная столица региона (3час)

В пятом разделе учащиеся знакомятся с культурной жизнью города Самары. Ребята узнают о многообразии театров и музеев, художественных выставках, действующих в нашем городе. Обязательным опытом в развитии культуры школьников является посещение одного из Самарских театров или музея по выбору педагога.

В курсе «Юный краевед» для 6-х классов предусмотрено 7 экскурсий.

Эти экскурсии позволят в полной мере закрепить полученные знания на уроках краеведения, зародить интерес к жизни региона, сформировать активную жизненную позицию учащихся, сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Малую Родину.

В разделе №1. Я живу в Самаре (9 час.)

Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№1 по Советскому район.

Экскурсия№2 Дома Дружбы Народов.

В Разделе №2.Природа Самарской области (6 час.)

Предусмотрено 1 экскурсия: Экскурсия№3 по паркам и скверам Самары.

В Разделе №3.История региона (10 час.)

Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№4 в музей Фрунзе.

Экскурсия№5 в музей ПрИВО

В Разделе №4.Самара промышленный центр ( 6 час.)

Предусмотрено 2 экскурсии: Экскурсия№6 в музей «Ракета».

Экскурсия №7 на кондитерский комбинат «БКК»

В Разделе №5.Самара культурная столица региона (3час.)

Предусмотрено 1 экскурсия: Посещение театра или музея города Самары.



















3 год обучения (7 класс, 34 часа)

Содержание программы


Тема 1. География Самарского края (5 часов)

Природные условия Самарской области: климат, геология и полезные ископаемые, рельеф, почвы, водоёмы, леса, луга, степная зона, животный и растительный мир. Географические названия и топонимика Самарского края.

Тема 2. Этнография Самарского края (5 часов)

Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Современный этнический состав Самарской области. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.

Посещение одного из национально – культурных самарских объединений, или приглашение на тематический классный час одного или группы их представителей.

Тема 3. Самарский край в древности (3 часа)

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

Экскурсия в музей археологии или приглашение специалиста – археолога на урок.

Тема 4. Самарский край в средневековье (8 часов)

Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. Население Самарского края в XV-XVI веках. Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.

Тема 5. Самарский край в XVI веке (12 часов)

Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара. Первые описания и рисунки крепости «Самарскиё городок» Деятельность Г. О. Засекина.

Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница».

Итоговый урок по курсу (2 часа).














































4 год обучения (8 класс, 34 часа)

Содержание программы

I. Введение (1ч.)

Понятие «краеведение». Основное содержание программы «Люби и знай свой отчий край». Самарская область на карте России. Общая характеристика области: географическое положение, размеры территории, соседи региона, численность населения, национальный состав. Каким был наш край в древности? Природные памятники края.

II. Страницы истории нашего края (28ч.).

Тема1. Первобытнообщинный строй на территории Среднего Поволжья. Заселение территории Среднего Поволжья человеком. Археологические памятники: эпохи позднего палеолита - стоянка в овраге Подпольщиков, мезолита – Нурская стоянка, комплекс памятников у с. Съезжее. Возникновение земледелия и скотоводства.

Тема 2. Волжская БулгарияОбразование государства Волжская Булгария. Хозяйство и культура Волжских булгар.

Тема 3. Наш край в XIII- в первой половине XVI века. Славяне на Волге. Монгольское нашествие и татаро-монгольское иго. Казанское ханство. Присоединение края к Русскому государству.

Тема 4. Наш край во II половине XVI векаКазаки на Волге. Основание Самары.

Тема 5. Самарский край в XVII- XVIII в.в. Экономическое развитие края. Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина. История создания Самарского герба. Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Культура и быт самарчан.

Тема 6. Самарский край в XIX веке. История образования села Алексеевка Самарской области. Участие Самарцев в Отечественной войне 1812 года. Образование Самарской губернии. Участие Самарцев в Севастопольской обороне. Отмена крепостного права в Самарской губернии. П. Алабин и самарское знамя в Болгарии. Пребывание Л.Н.Толстого в Самарской губернии и Алексеевском районе.

Тема 7. Самарский край в XX веке.

Легендарный начдив В.И. Чапаев. Самарский голод 1921-1922 г.г.

Подвиги Самарцев в годы Великой отечественной войны: З.И. Смирновой, В.И. Фадеева, В. Суркова, Е. Никонова, П. Потапова. Подвиг и фронтовая судьба жителей села Алексеевка, Героев Советского Союза: И.С. Ефременко, Ф.М. Синичкина, Г.Н. Ковтунова, Н.И. Глотова, И.Д. Ваничкина. Героический путь ветерана В.О. войны сельского поселения Герасимовка Остапенко Д.У. Все для фронта, все для победы!» Ратный подвиг алексеевцев в тылу. Куйбышев запасная столица государства. Военный парад. Бункер Сталина. Мемориальные комплексы и краснозвездные обелиски на территории края, Алексеевского района, Герасимовского поселения.

Стройки XX века на территории Самарской области. Волжская ГЭС и автомобильный завод.



III «Яркие культурные страницы нашего края» (5ч.)

Театральная Самара. Музыкальная Самара: Ф.И. Шаляпин, Д.Шостакович и 7 симфония, Грушинский фестиваль. Ф.С. Востриков- поэт земли Алексеевской. Утевский иконописец Г. Журавлев.







































5 год обучения (9 класс, 34 часа)

Содержание программы

Тема 1. Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в. (5 часов)

Рост населения. Изменение численности и состава населения в первой половине XIX в. Роль помещиков в освоении Заволжья. Массовые переселения государственных крестьян в 1825-1834 годах. Переселение в Заволжье в предреформенные десятилетия. Прерывание многовековой истории казачества в Поволжье.

Административное деление Самарского края. Причины перемен в административном делении. Ликвидация военно - служилых сословий в крае и её последствия. Беглые в Самарском крае. Изменение уездных границ. Развитие промыслового хозяйства. Торговля в первой половине XIX в. Промышленное развитие.

Русское крестьянство. Государственные и помещичьи крестьяне. Другие народы в сельском населении края. Аграрный облик края в первой половине XIX в. Реформа П. Д. Киселёва в Самарском крае. Неземледельческие занятия. Дворянское и помещичье землевладение. Залог, продажа и аренда земель. Социальные конфликты в деревне. Выступления крестьян в первой четверти XIX в. Волнение в 30-50-е годы XIX в

Тема 2. Городская, уездная и губернская жизнь в первой половине XIX в., в Самарском крае (2 часа)

Ополчение 1812 года. Рост социальной активности крестьян во время Отечественной войны 1812 года. Декабристы в Самарском крае. И. А. Второв и декабристы.

Общественная жизнь уездной Самары. Самара и самарское общество в 30-40-е гг. Н. В. Шелгунов, братья Беляевы, И. С. Аксаков, д. а. Путилов.

Тема3. Развитие культуры в первой половине XIX в., в Самарском крае. (1 час)

Изучение края отрядами академической экспедиции. Развитие народного образования. Литература, книга, периодика. Уроженцы Самарского края – деятели русской литературы. Распространение книги и периодики. Развитие здравоохранения в Самарском крае. Деятельность А. Гетте в Усолье. Больницы и курорты в 10-50-е гг. Н. В. Постников – создатель первой кумысолечебницы в Самарском крае.

Тема 4. Социально-экономическое развитие края во второй половине XIX в. (6 часов). Причины образования новой губернии. Административное деление и образование Самарской губернии. Первые Самарские губернаторы. Самарский флаг, герб. Новая губерния и её администрация. Завершение превращения Заволжья в одну из коренных территорий Российской империи. Экономическое развитие Самарского края после преобразования. Изменение социального состава. Развитие промыслового хозяйства, торговли, купеческих мануфактур и фабрик с вольнонаёмным трудом.

Самарский край в эпоху великих реформ. Административно – территориальное устройство Самарского края в 50-70-е гг. Самарского край и отмена крепостного права. К. К. Грот, Ю. Ф. Самарин, А. А. Шишков, Д. Н. Рычков. Пореформенная деревня. Крестьянские волнения после отмены крепостного права. Реализация земской, судебной реформ в Самарском крае. М. М. Шошин, В. Е. Буреев. Изменение в городском самоуправлении.

Расцвет самарского купечества. Цвет купечества: А. Н., М. Н., Е. Н. Шехобаловы, А. М. Горбунов, Е. Н. Аннаев. Сфера деятельности купечества.

Самара – центр экономического региона. Развитие торговли во второй половине XIX в. Промышленное развитие. Развитие финансовой сферы. Учреждение в Самаре частного и взаимного кредита коммерческого характера.

Тема 5. Общественно – политическая жизнь Самарской губернии во второй половине XIX в. (1 час)

Поддержка жителей края освободительной борьбы балканских народов. Создание Самарского знамени. История участия Самарского знамени в русско–турецкой войне 1877-1878 гг. Общественно-политическая жизнь Самарской губернии во второй половине XIX в. «Народники» в Самарской губернии.

Тема 6. Просвещение и культура Самарского края во второй половине XIX в (1 час)

Развитие образования. Открытие начальных школ и реальных училищ, духовной семинарии. Появление первых научных учреждений. Первые специальные и высшие учебные заведения Самары. Начало изучения истории и фольклора Самарского края. Первые самарские литераторы, поэты и писатели Самары. Семья Аксаковых в Самаре. Театральная жизнь Самары. Первые волжские курорты на территории Самарского края

Тема 7. Самарский край в эпоху войн и революций. (1901 – 1917 гг.) (2 часа)

Экономическое развитие Самарской губернии в начале XX-ого века. Рост социального напряжения в обществе в начале XX-ого века. Политические организации, существовавшие в Самаре в начале XX-ого века. Возникновение и деятельность первого в Самаре Совета рабочих депутатов. Крестьянские волнения во время революции 1905-1907, образование «Старо-Буянской республики».

Цели столыпинской реформы. Самарский край в годы первой мировой войны. Расстановка сил в Самаре накануне Февральской революции. Становление новых органов власти после отречения царя от престола. Причины социальной напряжённости в крае в августе – октябре 1917 г.

Тема 8. Гражданское противостояние в Самарском крае (1917-1920 гг.). (1 час)

Провозглашение Советской власти в Самаре. Мероприятия по упрочению Советской власти в Самарской губернии. Цели и реальная политика Комитета членов Учредительного собрания. Причины поражения КОМУЧа. События гражданской войны на территории Самарской губернии Культурно – просветительные мероприятия в крае в годы гражданской войны.

Тема 9. Самарский край в 20-е годы XX-ого века (2 часа).

Причины тяжелейшего экономического положения края в начале 20-ых годов XX-ого века. Меры, которыми преодолевались разруха и голод в 1921-1923 гг. Формы и методы осуществления новой экономической политики на территории Самарского края. Развитие промышленности в губернии. Сооружение промышленных предприятий на рубеже 20-30-х гг. Коллективизация в территории Самарской губернии

Развитие народного образования края в 20-е годы XX-ого века. Роль Самарского государственного университета в научной и культурной жизни Самарской губернии. Известные учёные Самарский края 20-х годов. Краеведческие исследования этого Кочкуров, А. Я. Дорогойченко)

Тема 10. Самарский край в 30-е годы XX - ого века (3 часа)

Изменения административных границ Самарского края и его названия в 30-е годы XX-ого века. Изменения в индустриальном развитии, начало промышленной добычи нефти. Итоги сельскохозяйственных преобразований в 30-е гг. Общественно-политическая жизнь в области. Жертвы репрессивной политики.

Изменение архитектурного облика города. Театральная жизнь Куйбышева. Научно-исследовательские организации. Литературный и поэтический Куйбышев.

Тема 11. Наш край в годы Великой Отечественной войны (4 часов)

Куйбышев – «запасная столица». Вклад Самарцев в экономическую победу над фашизмом. Ратный подвиг Самарцев. Патриотизм жителей края. Участие Самарцев в партизанском движении во время Великой Отечественной войны. Вклад научной и художественной интеллигенции области в победу над врагом.

Проекты по тематике «Этих дней не смолкнет слава», «Здесь тыл был фронтом».

Тема 12. Экономическое развитие Самарского края во второй половине XX-ого века. (3 часа)

Основные направления развития промышленности и сельского хозяйства в области. Крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е гг. Роль Волжской ГЭС и ВАЗа в экономике области. Развитие газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности. Кавалеры государственных наград и лаурятов Государственных премий: А. И. Губанов, К. Б. Аширов, И. В. Иванов, И. Л. Ханин и т. д. Крупнейшие промышленные центры области.

Кризисные явления в экономике края в 80-90-е гг. Промышленное и аграрное состояние края на рубеже веков. Современная структура экономики края. Место области в системе российского и мирового рынка. Социальная структура области во второй половине XX - ого века. Итоги социально-экономического развития области 1995-2005-ом г.г.

Тема 13. Наука, образование, культурная жизнь Самарского края во второй половине XX-ого века. (2 часа)

Научные учреждения и высшая школа. Иена известных самарских учёных в различных областях науки и техники. Деятельность Самарской областной библиотеки, Волжского народного хора, литературно-мемориального музея имени А. М. Горького. Роль Самары в освоении космоса. Самарцы – космонавты. Деятельность академиков Н. Д. Кузнецова и Д. И. Козлова.

Значение выражения Н. М. Карамзина: «Россия сильна провинцией». Литература и Самарский край. Край в творчестве живописцев. Страницы музыкальной жизни современной Самары. Летопись в камне и дереве – современный архитектурный облик города. Храмы и моностыри. Возрождение традиционной культуры народов края.

Тема 14. Повторительно-обобщительное занятие по курсу «Самарский край в XX в» (1 час).



























Тематическое планирование


1 год обучения (5 класс)


п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

Раздел 1. «Моя родословная»


1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1

1


Сентябрь

2

Имя твое. Что означает твое имя.

1

1


сентябрь

3

Фамилия – флаг семьи.

1

1


сентябрь

4

Моя семья. Семейные традиции.

1

1


сентябрь

5

Семейные гербы. Составление герба своей семьи.

1


1

октябрь

6

Семейные гербы. Составление герба своей семьи.

1


1

октябрь

7

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».

1


1

октябрь

Раздел 2. «Самарский край»

8

Заповедные места Самарского края. Сокольи горы.

1

1


октябрь

9

Курганы Самарского края.

1

1


ноябрь

10

Экскурсия на Царев курган.

1


1

ноябрь

11

Водоемы Самарского края. Святые источники.

1

1


ноябрь

12

Легенды и были Самарского края.

1

1


ноябрь

13

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

1


1

декабрь

14

Писатели, связанные с Самарским краем (Л.Н.Толстой, С.Т.Григорьев, К.А.Федин). Поэзия А.В.Ширяева.

1

1


декабрь

15

Художники Самарского края.

1

1


декабрь

16

Интерактивная экскурсия в музей И. Репина в Ширяево.

1


1

декабрь

Раздел 3. «Самара – город родной»

17

Что мы знаем из истории образования Самары?

1

1


январь

18

Исторические места и достопримечательности Самары. Памятники и скульптурные композиции Самары.

1

1


январь

19

Экскурсия по городу «Памятники героям войны».

1


1

январь

20

Куйбышев- запасная столица.

1

1


январь

21

Самарских улиц имена.

1

1


февраль

22

Подвиги женщин-землячек в годы войны.

1

1


февраль

Раздел 4. «История школы в истории микрорайона»

23

Экскурсии в музей школы.

1


1

февраль

24

«Ветераны войны 14-ого микрорайона».

1

1


февраль

25

«История Кировского района».

1

1


март

Раздел 5. «Охрана природы»

26

Растительность нашего края.

1

1


март

27

Растительность нашего края.

1

1


март

28

Животный мир нашей местности.

1

1


март

29

Животный мир нашей местности.

1

1


апрель

30

Защита проекта «Наша экологическая тропа».

1


1

апрель

Раздел 6. «Начальные навыки туризма»

31

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.

1

1


апрель

32

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.

1

1


апрель

33

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.

1

1


май

34

Поход в лес

1


1

май


Итого

34 часа

24 (71%)

10 (29%)




















Тематическое планирование


2 год обучения (6 класс)

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

Раздел 1. «Я живу в Самаре»


1

История возникновения Самары от крепости до наших дней.

1


1

Сентябрь

2

Административное деление г. Самары.

1

1


сентябрь

3

Советский район: история и культура

1


1

сентябрь

4

Самара многонациональная.

1

1


сентябрь

5

Дома Дружбы Народов.

1


1

октябрь

6

Я родился в Самаре. Традиции самарских семей.

1

1


октябрь

7

Известные самарцы: П. Алабин.

1

1


октябрь

8

Известные самарцы: космонавты, спортсмены.

1


1

октябрь

9

История и традиции школы № 79.

1

1


ноябрь

Раздел 2. «Природа Самарской области».

10

Самара красивейший город Поволжья

1


1

ноябрь

11

Природа Самарского края. Особенности климата, рельефа, растительного и животного мира.

1

1


ноябрь

12

Многообразие растений и животных Самарской области. Редкие лекарственные, ядовитые растения.

1


1

ноябрь

13

Жигулёвский заповедник жемчужина Поволжья. Национальный парк Самарская Лука. Красная книга Поволжья.

1

1


декабрь

14

Волга великая река России.

1


1

декабрь

15

Поэты и писатели о Волге и Самаре.

1


1

декабрь

Раздел 3. «История региона».

16

Легенды и былины седых Жигулей.

1

1


декабрь

17

Стенька Разин и Казачья вольница.

1

1


январь

18

Самара купеческая. Особенности культуры и быта. Купцы меценаты.

1


1

январь

19

Наш край в началеXX века.

1

1


январь

20

Предреволюционный период, революция, послереволюционный период.

1


1

январь

21

Самара в годы ВОВ. Запасная столица.

1

1


февраль

22

Самара город труженик. Эвакуированная промышленность. «Всё для фронта, всё для победы!»

1


1

февраль

23

Герои Самарской земли.

1


1

февраль

24

Самара в годы ВОВ

1


1

февраль

Раздел 4. «Самара промышленный центр»

25

Самара развитый промышленный центр.

1

1


март

26

Металлургия, машиностроение, химическая промышленность,

электроэнергетика Самарской области.

1

1


март

27

Самара аэрокосмическая . Авиационный завод.

1

1


март

28

Самара аэрокосмическая .

1


1

март

29

Пищевая промышленность Самары.

1

1


апрель

30

Пищевая промышленность Самары.

1


1

апрель

31

Обобщающий урок

1


1

апрель

Раздел 5. «Самара культурная столица региона»

32

Музеи и театры Самары.

1

1


апрель

33

Театры Самары.

1


1

май

34

Итоговое занятие

1


1

май


Итого

34 часа

16 (47%)

18 (53%)















Тематическое планирование


3 год обучения (7 класс)

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

1

Вводный урок.

1


1

Сентябрь


Тема 1. География Самарского края (5 часов)




2

Природные условия Самарской области.

1

1


сентябрь

3-4

Географические названия и топонимика Самарского края.

2

1

1

сентябрь

5-6

Животный и растительный мир.

2

1

1

октябрь


Тема 2. Этнография Самарского края (5 часов)




7

Основные этапы заселения Самарского края.

1

1


октябрь

8-9

Одежда народов края.

2

1

1

Октябрь-ноябрь

10-11

Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области.

2

1

1

ноябрь


Тема 3. Самарский край в древности (3 часа)




12

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области.

1

1


ноябрь

13

Племена, обитавшие на земле края.

1

1


декабрь

14

Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

1


1

декабрь


Тема 4. Самарский край в средневековье (8 часов)




15-16

Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар.

2

1

1

декабрь

17-18

Золотоордынский период в истории Среднего Поволжья.

2

1

1

январь

19-20

Население Самарского края в XV-XVI веках.

2

1

1

январь

21-22

Самарский край в составе Русского государства.

2

1

1

февраль


Тема 5. Самарский край в XVI веке (12 часов)




23

Складывание казачества в Жигулях.

1

1


февраль

24-25

Имена известных жигулевских казаков.

2

1

1

Февраль- март

26-27

Строительство крепости Самара.

2

1

1

март

28-29

«Самарский городок».

2

1

1

Март- апрель

30

Деятельность князя Засекина.

1

1


апрель

31-32

Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница»

2


2

апрель

33-34

Итоговый урок по курсу (2 часа)

2


2

май


Итого

34 часа

17 (50%)

17 (50%)




























Тематическое планирование


4 год обучения (8 класс)



п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

«Введение»

1

Что изучается в курсе «Краеведение».

1


1

Сентябрь

2

Природные памятники края.

1

1


сентябрь

«Страницы истории нашего края»

3

Первобытнообщинный строй на территории Среднего Поволжья. Археологические памятники.

1

1


сентябрь

4

Образование и крушение государства Волжская Булгария.

1

1


сентябрь

5

Славяне на Волге. Присоединение края к Русскому государству.

1

1


октябрь

6

Казаки на Волге. Основание Самары.

1


1

октябрь

7

Экономическое развитие края в XVII- XVIII в.в.

1

1


октябрь

8

Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина.

1

1


октябрь

9

История создания Самарского герба.

1

1

ноябрь

10

Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.

1

1


ноябрь

11

Культура и быт самарчан.

1


1

ноябрь

12

История образования села Алексеевка Самарской области.

1

1


ноябрь

13

Участие Самарцев в Отечественной войне 1812 года.

1

1


декабрь

14

Образование Самарской губернии.

1

1


декабрь

15

Участие Самарцев в Севастопольской обороне.

1


1

декабрь

16

Отмена крепостного права в Самарской губернии.

1

1


декабрь

17

П. Алабин и самарское знамя в Болгарии.

1

1


январь

18-19

Пребывание Л.Н.Толстого в Самарской губернии и на Алексеевской земле.

2

1

1

январь

20

Легендарный герой Гражданской войны начдив В.И. Чапаев – наш земляк.

1

1

январь

21

Самарский голод 1921-1922 г.г.

1

1


январь

22

Подвиги Самарцев в годы Великой отечественной войны: З.И. Смирновой, В.И. Фадеева, В. Суркова, Е. Никонова, П. Потапова.

1

1


февраль

23

Подвиг и фронтовая судьба жителей села Алексеевка, Героев Советского Союза: И.С. Ефременко, Ф.М. Синичкина, Г.Н. Ковтунова, Н.И. Глотова, И.Д. Ваничкина.

1


1

февраль

24

Героический путь ветерана В.О. войны сельского поселения Герасимовка Остапенко Д.У.

1

1

февраль

25

«Все для фронта, все для победы!» Ратный подвиг алексеевцев в тылу.

1

1

февраль

26

Куйбышев запасная столица государства. Военный парад. Бункер Сталина.

1


1

март

27

«И помнит мир, спасенный…». Мемориальные комплексы и краснозвездные обелиски на территории края, Алексеевского района, Герасимовского поселения.

1

1


март

28

Стройки XX века на территории Самарской области. Волжская ГЭС и автомобильный завод.

1

1


март

29

Экскурсия в историко-краеведческие музеи с. Алексеевка и п. Авангард.

1


1

март

«Яркие культурные страницы нашего края»

30

Театральная и музыкальная Самара.

1


1

апрель

31

Ф.С. Востриков – поэт земли Алексеевской.

1

1

апрель

32

Утевский иконописец Г. Журавлев.

1

1

апрель

33

Контрольное тестирование, защита проекта.

1

1

апрель

34

Обзорная экскурсия в г. Самара. Посещение историко-краеведческого музея.

1


1

май


Итого

34 часа

21 (62%)

13 (38%)