СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юный математик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юный математик.»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель __________________/И.В. Орехова/

(Протокол №__1__ от _22 августа______ 2023года)


Принята на заседании педагогического совета



(Протокол №_1___ от _23августа______2023 года)



УТВЕРЖДЕНА


Директор школы ______________/А.В. Матяшова/

(Приказ №_112___ от _23августа__2023 года)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

(Занятия ,связанные с реалицацией особых интеллектуальных

и социокультурных потребностей обучающихся)


ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории



п.Новокасторное,2023 г.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный математик» для 3 класса составлена на основе:


Нормативные документы


1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ.


2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)


3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы


4

Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2023/2024 учебный год.


5

Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2023/2024 учебный год.


6

Примерной программы по внеурочной деятельности Кочуровой Е.Э. «Юный математик» для 3 класса



В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

Кочурова Е.Э.

Примерная программа по внеурочной деятельности «Юный математик» для 3 класса


2020

М.: «Просвещение»

2

Жикалкина Т.И.

«Игровые и занимательные задания по математике». Сборник заданий для начальной школы.

2020

М.: «Просвещение»



Программа курса входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.



  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса

(ФГОС)



Личностные

Третьеклассники должны научиться:

- формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога..

- создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать: сообразительность, логическое мышление при решении задач, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

- формировать культуру общения, ценностного отношения к решению сложных задач как наследию и к проявлению здорового образа жизни.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

Третьеклассники должны приобрести следующие умения:


  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии,

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,

  • проговаривать последовательность действий на занятии,

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника,

  • учиться работать по предложенному учителем плану,

·  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

·  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

·  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Познавательные УУД:


  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


·  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

·  находить ошибки, отбирать способы их исправления;

·  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

·  планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе деятельности;














Предметные


  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).




Коммуникативные УУД:


  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).


·  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

·  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

·  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

·  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
























предметные

Ученик научится:


- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- планировать деятельность в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

·  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

сформировать следующие умения:

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.







  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема

Часы

Содержание


Общие понятия

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание.

Вычислительные приборы.

Решаем уравнения с увлечением.

Задачи повышенной сложности."Магические квадраты".

. Решение задач повышенной сложности.

5

Развивать логическое мышление учащихся и формировать важнейшие общеучебные навыки, необходимые для успешной учебы по математике и другим предметам. Поиск решения задач повышенной сложности и решение уравнений.Самостоятельное решение и составление задач.Знакомство с вычислительными приборами.




История математики



Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи. "Арифметика" Диофанта.

Как ценили математику наши предки.

Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм, исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Числа и операции над ними

Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль-Хорезми об индийском счете.

Зашифрованные примеры.

Задания с историческими датами.

Умножение и деление круглых чисел.

Решение нестандартных задач. Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему.

Признаки делимости. Курьез делимости.

Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. Решение задач на движение.

Умножение на двузначное число.

Умножение на трехзначное число. Познавательные математические цепочки.


5














11

Знакомство учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывать приложения математики в практике. Познакомить с выдающимися учеными-математиками.История ученых математиков в прошлом.Способы записи

выражений и алгоритмов в прошлом.Последовательность алгоритмов.



















Формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.Поиск нескольких возможных ва-

риантов решения при нестандартных задачах.Составление задач по собственному замыслу.Знакомство с новым увлекательным действием деления и умножения,облегчающим счет предметов.Выполнение познавательных математических цепочек. Показать, как работать с историческими датами.








вЗанимательная математика

В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы".

Оригинальные задачи. Познавательные задачи.

Решение задач на сообразительность.

"Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости.

Затруднительные ситуации. Решение логических задач.


8

Показать,что есть задачи,допускающие несколько способов решения.Задачи с недостающими данными,с избыточным составом условия.Последовательность шагов решения задач.Обратные задачи и решения.Ориентировка в решении задач.

Выбор необходимой информации,содержащейся втексте задачи, на рисунке или в таблице.Старинные задачи.Нестандартные задачи.Задачи,решаемые способом подбора.Использование знаково-символических средствдля моделирования ситуаций, описанных в задачах.








Геометрические фигуры и величины

Метрическая система мер. Временная метрическая система: "м "кило", "гекто", " "деци", "санти", "милли".

Архивный метр. Д.И. Менделеев - метролог. Построение симметрических фигур - узоров.

Время. Меры времени. Откуда появились дни недели и месяцы.

Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень.

Итоговое занятие.

5

Изучение величин, развитие пространственных представлений учащихся.Формирование элементарных геометрических представлений и

пространственных представлений.Геометрические узоры.Закономерности в узорах.Симметрия.Решение задач,формирующих геометрическую наблюдательность.Знакомство с мерами времени , историей мер времени.

Знакомство с механическими часами.


  1. Учебно-тематический план



Наименование раздела


Всего часов


1

Общие понятия.

5 ч.

2

История математики.

5 ч.

3

Числа и операции над ними.

11 ч.

4

Занимательная математика.

8 ч.

5

Геометрические фигуры и величины.

5 ч.

Итого

34 ч.


График проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения


Тесты



Практичес.работа Провероч.работа. Проектная работа.

1 четверть 9

---

1 ---- ------

2 четверть 7

---

1 ---- ---

3 четверть 10

---

1 ---- ---

4 четверть 8

---

1 ---- ----

Итого 34ч

----

4 ---- ------


  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата


план. факт.

Общие понятия. (5 часов)

1.

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание.

1 ч.


05.09


2.

Вычислительные приборы.

1 ч.


12.09


3.

Решаем уравнения с увлечением.


1 ч.


19.09


4.

Задачи повышенной сложности. "Магические квадраты".


1 ч.


26.09


5.

Формула произведения а=хс. Решение задач повышенной сложности.


1 ч.


03.10



История математики (5 часов).


6

Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи.


1 ч.


10.10


7

"Арифметика" Диофанта.


1 ч.


17.10


8

Как ценили математику наши предки.


1 ч.


24.10


9

Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм, исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов.


1 ч.


07.11


10

Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм, исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов.


1 ч.


14.11




Числа и операции над ними (11 часов).


11

Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль-Хорезми об индийском счете.


1 ч.


21.11


12

Зашифрованные примеры.


1 ч.


28.11


13

Задания с историческими датами.


1 ч.


05.12


14

Умножение и деление круглых чисел.


1 ч.


12.12


15

Решение нестандартных задач. Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему.


1 ч.


19.12


16

Решение нестандартных задач. Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему.


1 ч.


26.12


17

Признаки делимости. Курьез делимости.


1 ч.


09..01


18

Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. Решение задач на движение.

1 ч.


16.01


19

Умножение на двузначное число.

1 ч.


23.01


20

Умножение на трехзначное число. Познавательные математические цепочки

1 ч.


30.01


21

Умножение на трехзначное число. Познавательные математические цепочки

1 ч.


06.02




Занимательная математика (8 часов).


22

В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы".

1 ч.


13.02


23

В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы".

1 ч.


20.02


24

Оригинальные задачи. Познавательные задачи.


1 ч.


27.02


25

Решение задач на сообразительность.

1 ч.


05.03


26

"Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости.


1 ч.


12.03


27

"Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости.


1 ч.


19.03


28

Затруднительные ситуации. Решение логических задач.


1 ч.


02.04


29

Затруднительные ситуации. Решение логических задач.


1 ч.


09.04




Геометрические фигуры и величины (5 часов).


30

Метрическая система мер. Временная метрическая система: " "кило", "гекто", " "деци", "санти", "милли".

1 ч.


16.04


31

Архивный метр. Д.И. Менделеев - метролог. Построение симметрических фигур - узоров.


1 ч.


23.04


32

Время. Меры времени. Откуда появились дни недели и месяцы.

1 ч.


07.05


33

Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень.


1 ч.


14.05


34

Итоговое занятие.

1 ч.


21.05


Итого 34 ч.