СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист …………………………………
Пояснительная записка…………………………
Учебный план……………………………………
Содержание учебного плана……………………
Календарный учебный график………………….
Методическое обеспечение программы………..
Список литературы………………………………
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 МР-81/02вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242 (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Устав учреждения МКОУ «Новодугинская СШ»
Уровень освоения программы: кружок «Юный медик» имеет стартовый уровень- предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа кружка «Юный медик» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим медицинским дисциплинам, объединяются в кружок.
Направленность (профиль) программы: социально-гуманнитарная.
Актуальность программы: заключается в том, что она способствует углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Также данная программа отвечает запросам родителей и детей.
Программа направлена на углубление понимания обучающихя биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер.
Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается кружок «Юный медик», назначение которого – дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Новизна: программа предусматривает решение ситуационных задач, что должно готовить обучающихся к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия в кружке способствуют овладению обучающихся системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках окружающего мира, биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу. Содержание кружка направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.
Отличительные особенности программы:
содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки обучающихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Отличительные особенности программы заключаются:
успешность
обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных опасных условиях.
доступность
наглядность
при обучении личной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, видеофильмы, презентации, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.
единство воспитания и обучения
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
Цели программы:
создать условия для овладения учащимися основными медицинскими понятиями и терминами;
учить применять полученные знания на практике;
сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной;
формирование здорового образа жизни у обучающихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
воспитательные задачи:
Образовательные:
способствовать овладению и углублению полученных знаний в области спасения;
иметь знания о поведении человека в экстремальных условиях, оказания само и взаимопомощи в случае опасных ситуаций возникающих в следствии различных обстоятельств;
формировать необходимые навыки оказания первой доврачебной помощи;
формировать навыки и умения по распознанию некоторых травм, болезней;
обучить детей владению инструментами и приспособлениями при оказании помощи пострадавшему.
Развивающие:
развивать способности быстрого оказания само и взаимопомощи в случае ее необходимости;
развивать внимание, память, усидчивость, толерантность, гуманность;
расширять анатомический и медицинский кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;
способствовать в потребности ответственного отношения к своему здоровью, умению находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Воспитательные:
формировать в себе позицию гражданина, готового оказать помощь нуждающемуся;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим такие как сострадание, милосердие, ответственность.
Полученные учащимися знания позволят укрепить им здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев личности.
Адресат программы:
Возраст обучающихся по программе 9-13 лет. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбор, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма обучения – очная.
Объем программы: 72 часа, 2 часа в неделю.
Срок реализации: 1 год.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая теоретическая и практическая форма организации занятий.
Ориентирует обучающихся на создание малых групп (группа по 2-е обучающихся) и групп- команд по 4-5 обучающихся. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможность каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Умение работать в команде.
Индивидуальная теоретическая и практическая форма организации занятий.
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации педагога. Индивидуальная форма позволяет формировать и оттачивать личностные результаты.
Формы занятий: лекция, беседы, дискуссия, викторина, конференция, экскурсия, круглые столы, ролевые игры, выставка, соревнования, конкурс, составление и защита проектов, рисование рисунков, плакатов и стензгазеты, праздник, акция, встреча с интересными людьми, «мозговой штурм», игра-путешествие, эстафета, просмотр видео и презентаций.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
Пути реализации программы:
1.Организационный период (организация кружка, выработка единых норм и методов поведения, ТБ, обновление оборудования и т.д.).
2.Основной период (изучение основ медицины, практическая и теоретическая работа в кружке по освоению знаний).
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты обучения:
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты обучения:
- овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
В результате освоения предметного содержания кружка у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
• Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
•Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка осуществляется знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Предметные результаты обучения:
обучающиеся будут:
- знать содержание аптечки первой помощи и назначение препаратов в ней;
-уметь собирать аптечку первой помощи;
-уметь давать понятие рана и знать виды ран;
- знать, что такое кровотечение, его виды и способы остановки;
-знать разные виды повязок и способы их наложения;
-уметь выполнять разные виды повязок; переноска пострадавшего, при различных видах травм;
-уметь оказать первую доврачебную помощь при ушибе, растяжении связок, вывихе;
- знать виды переломов и способы оказания первой доврачебной помощи при них;
- уметь накладывать шину из подручных средств;
- знать виды отравлений (пищевые отравления, отравления грибами и ягодами) и оказать первую помощь при них;
-знать виды ожогов и способы оказание первой доврачебной помощи при них;
-знать виды отморожения и способы оказание первой доврачебной помощи;
-уметь выполнять первую доврачебную помощь при тепловом и солнечном ударе, при поражении электрическим током;
- знать понятие утопление и оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при нём;
- знать понятие клиническая смерть и приемы реанимации при ней;
-знать основные понятия гигиены. Гигиена зубов, одежды и обуви;
-знать влияние вредных привычек на организм человека;
-знать, что такое режим дня и умение его составлять;
- знать профилактику гнойничковых, грибковых, аллергических заболеваний кожи, чесотки;
-знать понятие сбалансированного питания, витаминов. Иммунитет человека;
-умение ухаживать за своей кожей;
-знать понятие об инфекционных заболеваниях и их профилактика;
- уметь применять дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях;
- формирование навыков ухода за больными на дому (наблюдение за дыханием, пульсом, уход за кожей, накормить и напоить больного);
-уметь поставить согревающие компрессы, горчичники, банок, грелок, ингаляций; сменять постельное и нательное бельё;
-знать о чём говорят анализы;
- знать лекарственные растения нашей местности;
- уметь правильно собирать, сушить и хранить лекарственные растения;
-уметь применять овощные и плодово-ягодные культуры в качестве лекарственных растений и источников витаминов;
-знать воздействие окружающего ландшафта на психоэмоциональное состояние человека;
-знать, как влияют разные комнатные растения на человека;
-уметь выращивать лекарственные растения на приусадебном участке и готовить блюда из них;
- знать представления о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния;
-знать сроки заготовок лекарственных растений и личная гигиена при сборе;
-знать и уметь различать съедобные и ядовитые грибы;
-знать возникновение и развитие красно-крестного движения в России и за рубежом;
-знать создание Российского общества Красного Креста, его ели и задачи;
- знать деятельность общества Красного Креста в годы Великой Отечественной войны;
- знать общественную деятельность Н.И. Пирогова и гуманитарную деятельность общества Красного Креста;
- уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Формы аттестации/контроля
организация тестирования и контрольных опросов по медицине;
проведение викторин, смотров знаний;
организация игр-тренингов практической направленности;
анализ результатов деятельности.
Аттестация учащихся
- Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела, путем тестирования.
- Итоговая аттестация – представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года. Аттестация проходит в форме зачета.
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде знаний, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, проекты, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма аттестации/ контроль |
всего | теория | практика |
1. | Введение. Оснащение санитарного поста и аптечки первой помощи. | 2ч | 1ч | 1ч | вводный контроль знаний (устный опрос); комплектование аптечки первой помощи |
2. | Оказание первой медицинской помощи | 40ч | 19ч | 21ч | устный опрос, тестирование, видеоигра, практическое занятия, викторины |
3. | Личная и общественная гигиена. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. | 8ч | 5ч | 3ч | просмотр видеоматериала и ответить на вопросы, устный опрос, практическая деятельность, проект, тест |
4. | Предупреждение инфекционных заболеваний | 6ч | 4ч | 2ч | просмотр презентации, видеоматериалов, устный опрос |
5. | Уход за больными на дому | 3ч | 2ч | 1ч | просмотр видеоматериала и презентации, игра- практикум, ответы на вопросы (тест и устный опрос) |
6. | Лекарственные растения | 3ч | 2ч | 1ч | защита проектов, викторина, онлайн- тест |
7. | История Российского общества Красного Креста | 1ч | 1ч | - | просмотр видео и ответить на вопросы, проекты по теме, устный опрос |
8. | Способы сохранения здоровья | 5ч | 3ч | 2ч | Итоговый контроль. Итоговый проект по любой теме кружка, работа по карточкам, игра- соревнования, создание буклетов по правилам ЗОЖ. |
Итого | 68ч | 37ч | 31ч | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Оснащение санитарного поста и аптечки первой помощи-2ч
Теория (1ч)
Введение в образовательную программу кружка: цели, задачи кружка;
Утверждение программы;
Организационные вопросы;
Инструктаж по ТБ;
Аптечка аптечки первой помощи, ее содержание и назначение.
Практика (1ч)
Форма контроля знаний: вводный контроль знаний (устный опрос); комплектование аптечки первой помощи.
Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи-40ч
Теория- 19ч
Понятие раны. Виды ран. Кровотечения, виды кровотечений;
Повязки. Виды повязок, способы наложения повязок;
Ушибы, растяжения связок, вывихи, способы оказания первой доврачебной помощи;
Перелом. Виды переломов, способы оказания первой доврачебной помощи;
Пищевые отравления, отравления грибами и ягодами.
Укусы ядовитых змей и насекомых;
Ожоги, виды ожогов.
Отморожения, виды отморожения;
Тепловой и солнечный удары, способы оказания первой доврачебной помощи.
Поражения электрическим током.
Практика- 21ч
Способы остановки кровотечений;
Круговая повязка. Спиральная повязка на палец;
Восьмиобразная повязка. Пращевидные повязки;
Способы оказания первой доврачебной помощи;
Наложение шины из подручных средств;
Способы оказания первой доврачебной помощи при ожогах;
Способы оказания первой доврачебной помощи при отморожении;
Обморок, шок. Клиническая смерть и приемы реанимации;
Утопление, способы оказания первой доврачебной помощи;
Переноска пострадавших, способы переноски при различного рода травмах.
Форма контроля: устный опрос, тестирование, видеоигра, практическое занятия, викторины.
Раздел 3. Личная и общественная гигиена . Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви -8ч
Теория- 5ч.
Гигиена, основные понятия. Гигиена зубов.
Вредные привычки и их влияние на организм. Режим дня.
Функции кожи и причины их нарушений. Уход за кожей. Профилактика гнойничковых, грибковых, аллергических заболеваний, чесотки.
Гигиена одежды и обуви.
Сбалансированное питание. Витамины. Иммунитет.
Терморегуляция и приемы закаливания.
Практика-3ч
Уход за кожей.
Профилактика гнойничковых, грибковых, аллергических заболеваний, чесотки.
Гигиена зубов
Форма контроля: просмотр видеоматериала и ответить на вопросы, устный опрос, практическая деятельность, проект, тест.
Раздел 4. Предупреждение инфекционных заболеваний-6час
Теория- 4ч
Микроорганизмы – возбудители болезней.
Защитные силы организма.
Понятие об инфекционных заболеваниях. Стадии инфекционного процесса. Профилактика инфекционных заболеваний.
Предупредительные прививки.
Средства личной гигиены, уход инфекционными больными.
Практика- 2ч
Приемы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Форма контроля: просмотр презентации, видеоматериалов, устный опрос.
Раздел 5. Уход за больными на дому- 3час
Теория-2ч
Наблюдение за дыханием, пульсом.
Уход за лихорадящими больными.
Постановка согревающих компрессов.
Уход за инфекционными больными.
Уход за кожей.
Постановка горчичников, банок.
Ингаляции.
Смена постельного белья.
О чем говорят анализы.
Практика- 1ч
Умение накормить и напоить больного.
Смена постельного и нательного белья.
Постановка согревающих компрессов, банок, горчичников, грелок, холодных компрессов.
Форма контроля: просмотр видеоматериала и презентации, игра- практикум, ответы на вопросы (тест и устный опрос).
Раздел 6. Лекарственные растения- 3 час
Теория-2ч
Лекарственные растения нашей местности (подорожник и его лечебные свойства. Черемуха. Пижма. Мать-и-мачеха. Сосна. Брусника. Зверобой. Калина. Береза. Пустырник. Валериана. Земляника. Крапива. Ландыш. Малина. Одуванчик. Черника. Черная смородина. Шиповник. Чистотел. Рябина. Липа. Календула. Ромашка).
Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
Правила личной гигиены при сборе лекарственных трав.
Сроки заготовки лекарственных растений.
Культивируемые лекарственные растения.
Практика-1ч
Форма контроля: защита проектов, викторина, онлайн- тест.
Раздел 7. История Российского общества Красного Креста-1час
Теория-1ч
Возникновение и развитие красно-крестного движения в России и за рубежом.
Создание Российского общества Красного Креста.
Цели и задачи общества Красного Креста.
Организационная структура общества Красного Креста. Деятельность общества Красного Креста.
Деятельность общества Красного Креста в годы Великой Отечественной войны.
Международная деятельность Российского общества Красного Креста.
Общественная деятельность Н.И. Пирогова. Гуманитарная деятельность общества Красного Креста.
Форма контроля: просмотр видео и ответить на вопросы, проекты по теме, устный опрос.
Раздел 8. Способы сохранения здоровья. –5 час
Теория-3ч
Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений.
Влияние комнатных растений.
Шум и здоровье человека.
Окружающий ландшафт и его воздействие на психоэмоциональное состояние.
Природа и человек. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.
ЗОЖ как способ сохранения и укрепления здоровья.
Практика-2ч
Выращивание лекарственных растений на приусадебных участках.
Приготовление блюд.
Выполнение проектной работы по любой теме кружка
Экскурсия в ФАП
Форма контроля: итоговый проект по любой теме кружка, работа по карточкам, игра- соревнования, создание буклетов по правилам ЗОЖ.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Введение. Оснащение санитарного поста и аптечки первой помощи. 2 ч. |
1 | | | | групповая (теория, практика) | 2 | Вводное занятие. Цели, задачи кружка. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка .Препараты и материалы аптечки первой помощи | Кааб.№1 точка роста на базе МКОУ « Новодугинская СШ» | вводный контроль знаний, устный опрос. |
Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи- 40ч. |
2 | | | | групповая (теория, практика)) | 2 | Общие правила. ПМП Понятие раны. Виды ран | | устный опрос. |
3 | | | | групповая (теория, практика) | 4 | Кровотечения, виды кровотечений. Способы остановки кровотечений | | практика, тест |
4 | | | | групповая (теория, практика) | 4 | Повязки. Виды повязок, способы наложения повязок | | практика, устный опрос |
5 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Круговая повязка. Спиральная повязка на палец. Восьмиобразная повязка. Пращевидные повязки | | практика, устный опрос,тест |
6 | | | | групповая (теория, практика | 4 | Ушибы, растяжения связок, вывихи, способы оказания первой доврачебной помощи | | практика, устный опрос, |
7 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах | | практика, устный опрос, викторина |
8 | | | | групповая (теория, практика | 4 | Перелом. Виды переломов, способы оказания первой доврачебной помощи. | | Прослушивание, Ответы на вопросы, чтение учебника Практикум |
9 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Наложение шины из подручных средств | | Видеоигра |
10 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Пищевые отравления, отравления грибами и ягодами. ПМП | | Прослушивание, и просмотр сценария Практикум |
11 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Укусы ядовитых змей и насекомых. ПМП | | Проведение игры Практикум |
12 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Ожоги, виды ожогов, ПМП при ожогах | | Прослушивание, просмотр. тест |
13 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Отморожения, виды отморожения. Практическая работа. Способы оказания первой доврачебной помощи при отморожении | | Прослушивание, Ответы на вопросы, Практикум |
14 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Тепловой и солнечный удары, способы оказания первой доврачебной помощи | | Прослушивание, Ответы на вопросы, Практикум |
15 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Обморок, шок. Клиническая смерть и приемы реанимации | | Прослушивание, просмотр. Практикум |
16 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Поражения электрическим током. Утопление, способы оказания первой доврачебной помощи | | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы Практикум |
17 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Переноска пострадавших, способы переноски приразличного рода травмах | | Практикум |
Раздел 3. Личная и общественная гигиена . Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.- 8 ч. |
18 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Гигиена, основные понятия. Гигиена зубов. Вредные привычки и их влияние на организм. Режим дня. Гигиена одежды и обуви. | | Тест проект |
19 | | | | групповая (теория, практика | 4 | Функции кожи и причины их нарушений. Уход за кожей. Профилактика гнойничковых, грибковых, аллергических заболеваний, чесотки | | Тест практика |
20 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Сбалансированное питание. Витамины. Иммунитет. Терморегуляция и приемы закаливания | | Прослушивание, просмотр. тест |
Раздел 4. Предупреждение инфекционных заболеваний -6 ч. |
21 | | | | групповая (теория, практика | | Понятие об инфекционных заболеваниях.. Профилактика Предупредительные прививки | | Прослушивание, просмотр. тест . |
22 | | | | групповая (теория, практика | 4 | Средства личной гигиены, уход инфекционными больными. Практическая работа. Приемы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях | | Прослушивание, просмотр Практикум-игра |
Раздел 5. Уход за больным на дому. – 3 ч. |
23 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Уход за больными на дому | | Прослушивание, просмотр. . |
24 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Уход за больными на дому | | Просмотр презентации и видеоматериала |
25 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Практические работы Умение накормить и напоить больного. Смена постельного и нательного белья. Постановка согревающих компрессов, банок, горчичников, грелок, холодных компрессов. | | Прослушивание, просмотр видео Ответы на вопросы Практикум-игра |
Раздел 6. Лекарственные растения -3 ч |
26 | | | | групповая (теория, практика | 2 | Лекарственные растения нашей местности. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья | | Онлайн- тест, викторина |
27 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Выполнение проекта по лекарственным растениям | | проект |
Раздел 7. История Российского общества Красного Креста – 1 ч. |
28 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Возникновение и развитие красно-крестного движения в России и за рубежом. Создание Российского общества Красного Креста | | просмотр видео, проект, устный опрос |
Раздел 8. Способы сохранения здоровья. – 5 ч. |
29 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Овощные и плодово – ягодные культуры – лекарственные растения и источники витаминов. | | Рассказ, показ, презентация |
30 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Окружающий ландшафт и природа | | Показ видео, просмотр презентации и фотографий |
31 | | | | групповая (теория, практика | 1 | ЗОЖ. Влияние комнатных растений. Шум и здоровье человека. | | Работа по карточкам, создание буклетов по правилам ЗОЖ |
32 | | | | групповая (теория, практика | 1 | Выполнение проектной работы по любой теме кружка Экскурсия в ФАП | | Распределение тем проектной деятельности Экскурсия в ФАП- центральная аптека с.Новодугино |
33 | | | | групповая (теория) | 1 | Защита проекта. Итоги года по работе кружка. Инструктаж по ТБ в летние каникулы | | Защита проектов Игра- соревнования |
Методическое обеспечение программы
Информационно-методические условия реализации программы.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по медицине;
Оборудование и приборы
1.Роботы-тренажеры
2. Манекены для отработки первой помощи
3. накладки стимуляторы видов травм.
4. Учебное пособие «Атлас добровольного спасателя».
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | httpHYPERLINK "http://www.beluno.ru/"://HYPERLINK "http://www.beluno.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.beluno.ru/".HYPERLINK "http://www.beluno.ru/"belunoHYPERLINK "http://www.beluno.ru/".HYPERLINK "http://www.beluno.ru/"ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | httpHYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"://HYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"ipkpsHYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/".HYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"bsuHYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/".HYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/".HYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"ruHYPERLINK "http://ipkps.bsu.edu.ru/"/ |
Академия повышения квалификации работников образования | httpHYPERLINK "http://www.apkro.ru/"://HYPERLINK "http://www.apkro.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.apkro.ru/".HYPERLINK "http://www.apkro.ru/"apkroHYPERLINK "http://www.apkro.ru/".HYPERLINK "http://www.apkro.ru/"ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | httpHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"sHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"choolHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"ru |
Федеральный портал «Российское образование» | httpHYPERLINK "http://www.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.edu.ru/".edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.HYPERLINK "http://www.km.ru/"kmHYPERLINK "http://www.km.ru/".HYPERLINK "http://www.km.ru/"ru |
Образовательный портал «Учеба» | httpHYPERLINK "http://www.uroki.ru/"://HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.uroki.ru/".HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"urokiHYPERLINK "http://www.uroki.ru/".HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"ru |
Журнал «Курьер образования» | httpHYPERLINK "http://www.courier.com.ru/"://HYPERLINK "http://www.courier.com.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.courier.com.ru/".HYPERLINK "http://www.courier.com.ru/"courierHYPERLINK "http://www.courier.com.ru/".HYPERLINK "http://www.courier.com.ru/"comHYPERLINK "http://www.courier.com.ru/".HYPERLINK "http://www.courier.com.ru/"ru |
Журнал «Вестник образования» | httpHYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/"vestnikHYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.vestnik.edu.ru/"ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | httpHYPERLINK "http://www.1september.ru/"://HYPERLINK "http://www.1september.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.1september.ru/".1HYPERLINK "http://www.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://www.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.1september.ru/"ru |
Издательский дом «Армпресс» | httpHYPERLINK "http://www.armpress.info/"://HYPERLINK "http://www.armpress.info/"wwwHYPERLINK "http://www.armpress.info/".HYPERLINK "http://www.armpress.info/"armpressHYPERLINK "http://www.armpress.info/".HYPERLINK "http://www.armpress.info/"info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г
2.Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г
3.Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г
4.Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «просвещение» 1991 г.
5.В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова «Основы медицинских знаний» М.:ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004г.
6.В.Н.Завьялов, М.И.Гоголев, В.С.Мордвинов «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 1986г.
7.Б.И.Мишин «Настольная книга учителя ОБЖ» М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2003г.
8.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.. М.: «Просвещение», 2010.
9.Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989
Список литературы для учащихся и родителей:
1.Анатасова Л.П, Гольнева Д.П«Человек и окружающая среда» М«Просвещение» -1997 г.
2.Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.
3.Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.