СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА П.СТ.НАЛЕЙКА КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педагогического совета протокол № _______ от «___» ________2022 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ И.Н.Кильдюшов приказ №___ от ______________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Школа юного медика»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый уровень
Разработчик программы:
Гнитиенко В.В.,
педагог доп.образования
2022 г.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного медика» создана с учётом социального заказа общества и новых Федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательных школ России и требований к оформлению образовательных программ дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования.
Нормативно-правовое обеспечение программы. Программа «Школа юного медика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Локальные акты ОО:
Устав МОУ СШ п. ст. Налейка, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП.
Образовательная область настоящей программы – естествознание, уровень освоения программы – стартовый.
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная.
Освоение содержания программы направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. привычкам и творческих способностей личности ребенка в системе социальных отношений.
АктуальностьВ современных условиях развития общества проблемы здоровья и здорового образа жизни стоят очень остро. Состояние здоровья человека неразрывно связано с экологической обстановкой и наличием элементарных знаний в области анатомии, физиологии, медицины, что и обусловило создание данной программы и ее востребованность. Программа предполагает изучение основ медицинских знаний и санитарно-гигиенических требований, выработку практических навыков оказания первой помощи, просвещения в области молодёжных проблем, этики и физиологии, знакомство с профессией медработника.
Педагогическая целесообразностьЗанятия помогают детям увидеть мир с точки зрения здорового образа жизни, лучше его понять, грамотно ориентироваться в обилии медицинской информации. Программа предполагает развитие у ребенка правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобретение элементарных практических навыков при оказании само- и взаимопомощи.
ИнновационностьДля реализации задач программы применяются интерактивные технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемных ситуаций, методов взаимоконтроля, проблемных задач, проектно-исследовательская технология способствует формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и позволяет осуществить связь теории с практикой, формировать профессиональные и общие компетенции.
В результате освоения предметного содержания кружка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отличительная особенность программы – программы заключается в логике образовательного процесса, который строится по схеме – от практики, субъектного опыта к теоретическим обобщениям, а не по схеме – от теории к практике, как сложилось традиционно. Такой приём организации образовательного процесса позволяет, через мотивационную призму, научить детей: сравнивать, анализировать, делать выводы. Организация конференций, в конце каждой темы программы, участие в общешкольных проектах, способствует развитию у обучающихся навыка самообразования. Программа модифицированная. За основу данной программы взята программа «Здоровье и медицина» г.Ульяновск, старшего методиста ОГБУ ДО ДТДМ Емелиной Л. Г. Программа содержит информацию об оказании первой помощи пострадавшим и основам ведения здорового образа жизни. Программа содержит сведения о наиболее распространенных заболеваниях различных систем органов человека и их профилактике
Адресат программыДополнительная общеразвивающая программа «Школа юного медика» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Данная программа поможет поддержать и углубить знания по биологии и медицине. Изучение программы «Основы медицинских знаний» способствует выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии ученика.
Возрастные образовательные особенности детей 7-10 летСпособность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят весьма ярко. Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной познавательной и практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 7-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнообразной деятельностью. Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, конкурсы, познавательные игры. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Программа «Школа юного медика» рассчитана на обучающихся 8-10 лет, склонных к занятиям по биологии и тех, кто желает повысить свой уровень в познании медицины.
Объём программы–72 часа.
Количество модулей программы – 2.
Срок освоения программы– 1 год обучения.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.
Возраст обучающихся– 7-10 лет .
Структура образовательного процесса по программе
Модуль | Количество учебных часов | Число занятий в неделю | Продолжитель-ность одного занятия (часов) |
1 | 36 | 1 | 45 мин |
2 | 36 | 1 | 45 мин |
| 72 |
|
|
Режим занятий при дистанционном обучении
Год обучения | Количество часов всего | Модуль | Количество учебных часов за модуль | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий (часов) | Количество часов за неделю |
1 | 72 | 1 | 36 | 1 | 30 мин | 2 |
2 | 36 | 1 | 30 мин | 2 |
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе ведется с использованием различных форм обучения: очная с использованием электронного обучения, при необходимости с применением дистанционных образовательных технологий.
В зависимости от вида учебного занятия формы обучения могут варьировать по количеству обучающихся (индивидуальная, групповая, коллективная), времени (академический час, астрономический час) и месту обучения (аудиторная, лабораторная, внеаудиторная).
Виды занятий:
групповые (лекция, практические и семинарские занятия, лабораторная работа, круглый стол, мастер-класс, беседа, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, экологические праздники и акции, конкурсы);
работа в микрогруппах (наблюдения за объектами природы, оформление результатов наблюдений, тренинг, подготовка докладов и рефератов, работа с картами экосистем и др.);
индивидуально-групповая (самостоятельные и практические работы);
индивидуальные (самостоятельные наблюдения за объектами природы, оформление результатов наблюдений, подготовка докладов и рефератов, работа с картами экосистем и др.);
дистанционные (лекции, некоторые практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа, электронные материалы для самоподготовки, подготовка к лабораторным работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование, чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, видеозанятия, мультимедиа занятия, off-line консультации, on-line консультации и т.д.).
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Использование педагогом разнообразных форм и методов обучения способствует сознательному и прочному усвоению обучающимися материала программы. А также сочетание разнообразных методов обучения в процессе образовательной деятельности позволяет обучающимся максимально проявить свои индивидуальность, изобретательность, любознательность, реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, ощутить родство с живыми существами, способствует развитию эмоциональной и нравственной сферы.
Основными видами учебных занятий по программе являются следующие: комплексное занятие, практические занятия, диспут, конференция, ИТО, акция, круглый стол, тренинг, экскурсия.
Цель и задачи
Цель программы ‒ обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с медициной как наукой, с профессией «медработник», дать элементарные знания в области медицины.
-Формировать у обучающихся знания о здоровом образе жизни.
-Расширить знания обучающихся в области анатомии,
физиологии и гигиены человека.
-Формировать у детей практические навыки по оказанию первой помощи.
-Познакомить с основными группами лекарственных средств и правилами их применения.
Развивающие:
-Формировать умение адекватно и максимально быстро реагировать в различных критических и экстремальных ситуациях, умение принимать решения и нести за них ответственность. Способствовать развитию коммуникативных качеств, развитию умения слаженно и согласованно работать, взаимодействовать в группе.
-Развивать у обучающихся умение работать с медицинской литературой (учебники, справочники, атласы).
-Развивать умение анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
-Воспитывать чуткое отношение к окружающим, понимание и сострадание.
-Формировать у детей отношение к здоровью и жизни как к ценности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
− принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
− Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
− способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
− умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
− Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
− Познавательные УУД:
− формирование и развитие посредством жизненного опыта познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
− умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
окружающего мира;
− Коммуникативные УУД:
− отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
− Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты: усвоенные при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Содержание учебного плана программы
1 | Название темы | Количество часов |
Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль 1. (36 ч.) | ||||
1.1. | Введение в программу | 1 | 1 | 0 | Опрос, беседа |
1.2. | Аптечка первой помощи | 2 | 1 | 1 | Опрос, беседа |
1.3. | Медицина катастроф | 4 | 2 | 2 | Опрос, тестирование, анализ, беседа |
1.4. | Виды катастроф. Характерные повреждения при различных видах катастроф | 2 | 1 | 1 | Опрос, викторина, анализ, беседа |
1.5. | Этапы оказания первой помощи | 4 | 1 | 3 | Отработка манипуляций |
1.6. | Основы сердечно-лёгочной реанимации | 4 | 1 | 3 | Решение ситуационных задач |
1.7. |
Травмы | 2 | 1 | 1 | Опрос, защита рефератов |
1.8. |
Классификация травм | 2 | 1 | 1 | беседа, практическая работа |
1.9. |
Кровотечения | 2 | 1 | 1 | беседа, опрос, практическая работа |
1.10 | Ранения | 1 | 1 | 0 | беседа, опрос, практическая работа |
1.11 | Переломы | 4 | 1 | 3 | беседа, опрос, практическая работа |
1.12 |
Ожоги | 2 | 1 | 1 | беседа, опрос, практическая работа |
1.13 | Обморожения | 2 | 1 | 1 | беседа, опрос, практическая работа |
1.14 | Укусы | 2 | 1 | 1 | беседа, опрос, практическая работа |
1.15 |
Отравления | 2 | 1 | 1 | беседа, опрос, практическая работа |
2 | Модуль 2. (36 ч.) | ||||
2.1 |
Иммунитет, иммунизация | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
2.2. |
Аллергическая реакция | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
2.3 | Лекарственные средства | 5 | 2 | 3 | Практическая работа «Отработка манипуляций» |
2.4 |
Гигиена | 6 | 3 | 3 | Практическая работа |
2.5 | Санитарно-гигиенический режим. Личная гигиена | 4 | 2 | 2 | «Отработка манипуляций» |
2.6. | Микрофлора полости рта, микрофлора кожи | 4 | 2 | 2 | Решение ситуационных задач |
2.7. | Нарушения в скелете. Нарушения осанки. Плоскостопие | 5 | 2 | 3 | опрос |
2.8. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Анализ, самоанализ |
| Всего | 72 | 33 | 39 |
|
1.2. Содержание программы
1.2.1. Учебный план
1.2.2. Содержание учебного плана программы
Модуль 1. (36 ч.)
Тема 1.Вводное занятие (1 часа)
Теория. Знакомство с группой. Цели и задачи курса. Беседа о медицине, в каких ситуациях им приходилось с ней сталкиваться. Профессия «медработник».
Практика. Анкетирование «Что я хотел бы узнать на занятиях?».
Форма контроля: опрос, беседа
Оборудование: ноутбук
Тема 2. Аптечка первой помощи ( 2 часа)Теория. Автомобильная аптечка. Школьная аптечка. Домашняя аптечка. Что должно лежать в аптечке? Какие лекарственные средства могут понадобиться в той или иной ситуации. Беседа о том, что они считают необходимым положить в аптечку.
Практика. Игра по группам «Собери аптечку в поход».
Форма контроля: опрос, беседа
Оборудование: ноутбук, аптечка
Тема 3. Медицина катастроф (4 часа)
Виды катастроф. Характерные повреждения при различных видах катастроф.
Теория. Виды катастроф: пожары, наводнения, обрушения зданий, автокатастрофы. Характер травм и повреждений, возникающих при различных видах катастроф.
Практика. План действий в ЧС. Оценка состояния потерпевших при катастрофах.
Этапы оказания первой медицинской помощиТеория. Этапы оказания первой медицинской помощи.
Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи».
Форма контроля: опрос, беседа
Оборудование: ноутбук, набор "Имитатор ранений и поражений"
Основы сердечно-легочной реанимации
Теория. Понятие о реанимации. Сердечно-легочная реанимация: алгоритм действия, способы проверки эффективности проведения реанимации.
Практическая работа «Проведение Сердечно-легочной реанимации».
Форма контроля: опрос, тестирование
Оборудование: ноутбук, , тренажер-манекен «Максим»
Тема 4.Травмы (17 часов) Классификация травмТеория. Классификация травм по повреждающему агенту, по количеству, по локализации. Электротравмы. Травматический шок. Вывихи. Ушибы, сотрясения.
Практическая работа «Первая помощь при различных травмах». Тест «Виды травм и первая помощь при них».
Форма контроля: опрос, беседа
Оборудование: ноутбук, набор "Имитатор ранений и поражений"
КровотеченияТеория. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Внутренние кровотечения. Геморрагический шок. Гиповолемический шок. Способы остановки кровотечений. Места прижатия крупных сосудов. Особенности строения стенкикровеносных сосудов. Почему вены спадаются? Схема образования тромба. Носовое кровотечение: причины его возникновения. Первая помощь.
Практическая работа «Наложение жгута на конечность, использование подручных средств при наложении жгута». Ролевая игра-соревнование «Первая помощь при различных видах кровотечений».
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование:ноутбук, шины, жгут, аптечка
РаненияТеория. Виды ран. Ножевые раны. Огнестрельные раны. Сроки оказания помощи.
Заживление ран. Первая помощь.
Практическая работа «Методика первичной обработки ран».
ПереломыТеория. Переломы различных локализаций. Открытый и закрытый переломы. Практическая работа «Первая помощь при различных видах переломов, иммобилизация».
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование:ноутбук, шины, жгут, набор "Имитатор ранений и поражений"
Ожоги
Теория. Классификация ожогов. Термические, химические, ожог кислотой, ожог щелочью, солнечные ожоги. Степень тяжести ожогов. Площадь обожженной поверхности. Первая помощь при различных видах ожогов. Лечение ожоговых больных.
Практическая работа: Оценка состояния потерпевшего. Выбор наиболее подходящей доврачебной помощи.
ОбмороженияТеория. Степень тяжести. Общее переохлаждение. Замерзание. Причины обморожений. Влияние климата на частоту обморожений. Первая помощь.
Практика: Оценка состояния потерпевшего. Методика оказания первой помощи.
УкусыТеория. Укусы змей. Какие змеи ядовиты? Змеи, обитающие в Ульяновской области. Первая помощь при укусе. Наиболее часто встречающиеся ошибки при оказании помощи. Лекарственные препараты, которые необходимо применять в таких случаях. Укусы различных насекомых и зверей: комары, осы, клещи, собаки.
Практика. Определение ядовитых животных и их укусов. Методика оказания первой помощи.
Форма контроля: опрос, отработка манипуляций, тестирование
Оборудование: ноутбук, таблицы
Тема 5. Отравления (2 часа)Теория. Классификация отравлений. Наука - токсикология. Пищевые отравления. Отравления грибами. Отравления наркотиками, алкоголем, ядами, лекарствами, токсичными веществами. Помощь при отравлении. Понятие об антидоте. Специфические антидоты.
Практика. Викторина «Яды». Презентация «Пищевые отравления»
Форма контроля: опрос, тестирование
Оборудование: ноутбук
Модуль 2. (36 ч.)
Тема 6. Иммунитет, иммунизация (4 часа)Теория. Иммунитет: виды, функции, механизмы иммунного ответа. Необходимость проведения иммунизации. Активная и пассивная иммунизация. Вакцина, анатоксин, сыворотка, гамма-глобулин. Календарь прививок.
Практика. Викторина «Защитные силы организма».
Форма контроля: опрос, викторина
Оборудование: ноутбук
Тема 7. Аллергическая реакция (4 часа)Теория. Виды аллергических реакций, степень тяжести: анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, аллергический насморк, астма.
Практическая работа «Первая помощь».
Тема 8. Лекарственные средства (4 часа)Теория. Основные группы лекарственных средств: обезболивающие, антибиотики, антигистаминные, противовирусные и т.д. Основные правила их применения. Формы лекарственных средств: таблетки, порошки, капсулы, растворы для инъекций. Витамины: их значение, взаимосвязь с биохимическими реакциями, происходящими в организме. Практика. Викторина «Витамины в продуктах».
Форма контроля: опрос, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Тема 9. Гигиена (19 часов)Санитарно-гигиенический режим. Личная гигиена
Теория. Санитарно-гигиенический режим.
Практика. Разработка индивидуального графика труда и отдыха.
Микрофлора полости рта, микрофлора кожи Теория. Микрофлора полости рта. Микрофлора кожи. Практика. «Исследование мазков под микроскопом».
Нарушения в скелете. Нарушения осанки. Плоскостопие
Теория. Осанка, виды нарушений осанки. Определение нарушений осанки у учащихся. Плоскостопие.
Практика. Расчёт индекса стопы с использованием плантограммы.
Форма контроля: опрос, беседа
Оборудование: ноутбук, микроскоп стереоскопический (бинокуляр), модель скелета человека
Тема 10. Итоговое занятие (4 часа)
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Семинар на тему «Здоровый образ жизни». Итоговая игра- соревнование.
Форма контроля: беседа, самоанализ
Оборудование: ноутбук, ,набор "Имитатор ранений и поражений", тренажер-манекен «Максим»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
Год обучения:2022-2023
Количество учебных недель- 36
Количество учебных дней: 72
Сроки учебных периодов: 1 полугодие- с 01.09.22 по 30.12.22г.
2 полугодие- с 10.01.23 по 31.05.23 г.
№ | Дата планируе мая | Тема занятия | Кол. час | Форма занятия | Форма контроля | место проведе ния | Прич ина измен ения даты |
1. | 09.2022г. | Вводное занятие | 2 | учебно- познавательное | опрос , тест |
учебный кабинет |
|
2. | 09.2022г. | Виды повязок | 2 | Комплексное | Наблюдение, | учебный кабинет |
|
3. | 09.2022г. | Правила наложения повязок | 2 | практическое | итоговая работа | учебный кабинет |
|
4. | 09.2022г. | Аптечка первой помощи | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
5. | 10.2022г. | Домашняя аптечка. | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
6. | 10.2022г. | Медицина катастроф. | 2 | беседа | Практическая работа | учебный кабинет |
|
7. | 10.2022г. | Виды катастроф | 2 | Практическое | Практическая работа | учебный кабинет |
|
8. | 10.2022г. | Характерные повреждения при различных видах катастроф | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
9. | 11.2022г. | Оценка состояния потерпевших при катастрофах | 2 | Комплексное | тест | учебный кабинет |
|
10. | 11.2022г. | Этапы оказания первой медицинской помощи | 2 | Практическое занятие | выполнение практических заданий | учебный кабинет |
|
11. | 11.2022г. | Основы сердечно- легочной реанимации | 2 | Комплексное | Наблюдение, | учебный кабинет |
|
12. | 11.2022г. | Травмы. Классификация травм | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
13. | 12.2022г. | Травматический шок. Вывихи. Ушибы, сотрясения. | 2 | Комплексное | выполнение практических заданий | учебный кабинет |
|
14. | 12.2022г | Кровотечения | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
15. | 12.2022г | Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). | 2 | Учебно- познавательное | опрос | учебный кабинет |
|
16. | 12.2022г | Внутренние кровотечения. Геморрагический шок. Гиповолемический шок. | 2 | Комплексное | Наблюдение, | учебный кабинет |
|
17. | 01.2023г | Способы остановки кровотечений. | 2 | Комплексное | выполнение практических заданий | учебный кабинет |
|
18. | 01.2023г | Ранения. Виды ран. | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
19. | 01.2023г | Первая помощь | 2 | Комплексное | Практическая работа | учебный кабинет |
|
20. | 01.2023г | Переломы. Переломы различных локализаций | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
21. | 02.2023г. | Открытый и закрытый переломы | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
22. | 02.2023г | Первая помощь при различных видах переломов | 2 | учебно- познавательное | выполнение практических заданий | учебный кабинет |
|
23. | 02.2023г | Иммобилизация | 2 | Комплексное | практическая работа | учебный кабинет |
|
24. | 02.2023г | Ожоги | 2 | Комплексное | выполнение индивидуальн ых заданий | учебный кабинет |
|
25. | 03.2023г | Первая помощь | 2 | Комплексное | Практическая работа | учебный кабинет |
|
26. | 03.2023г | Обморожения | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
27. | 03.2023г | Степень тяжести обморожений. Первая помощь | 2 | Комплексное | Практическая работа | учебный кабинет |
|
28. | 03.20231г | Укусы, виды повреждений | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
29. | 04.2023г | Укусы змей, насекомых | 2 | беседа | тест | учебный кабинет |
|
30. | 04.2023г | Отравления Помощь при отравлении | 2 | Комплексное | выполнение практических заданий | учебный кабинет |
|
31. | 04.2023г | Лекарственные средства | 2 | учебно- познавательное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
32. | 04.2023г | Основные группы лекарственных средств: | 2 | Комплексное | анализ | учебный кабинет |
|
33. | 05.2023г | Гигиена. Санитарно- гигиенический режим | 2 | Комплексное | тест | учебный кабинет |
|
34. | 05.2023г | Микрофлора полости рта, микрофлора кожи | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | учебный кабинет |
|
35. | 05.2023г | Нарушения в скелете Нарушения осанки Плоскостопие | 2 | Практическое | Практическая работа | учебный кабинет |
|
36. | 05.2021г | Итоговое занятие Семинар на тему «Здоровый образ жизни» | 2 | Комплексное | Анализ тестирование | учебный кабинет |
|
2.2. Условия реализации программы
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
-проведения психологических тренингов активного слушания, саморегуляции ;
-интеллектуальные, деловые, ролевые и ситуационные игры;
-проведение профильных часов по развитию практических навыков -(игры, уличной работы по проведению соц. опросов, оформление и прочие);
-проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype – общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Кадровое обеспечение программы
Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Процесс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: зачет, защита проекта.
В процессе освоения содержания программы на усмотрение педагога может проводиться промежуточная диагностика, которая позволяет выявить уровень усвоения знаний по конкретному разделу программы, уровень сформированности умений. Формы контроля: опрос, беседа, конкурс, подготовка и защита рефератов, выполнение и защита проекта, выполнение творческих заданий.
Оценочные материалыДиагностические материалы, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов разработаны по разделам, темам и представлены в содержании программы.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:высокий уровень – обучающийся овладел на 100-75% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 74-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);
низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Для мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного медика» разработан оценочный лист
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. | |||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); | 1
5 |
|
| Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); |
10 |
|
| Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) |
|
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); | 1
5
10 |
|
| Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). |
|
ВЫВОД: | Уровень | Низкий | 4 |
| теоретической | Средний | 11 |
| подготовки | Высокий |
|
2. Практическая подготовка ребенка. | |||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); | 1
10 |
|
| Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
|
2.2. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет | 1 |
|
| в основном задания на основе образца);
Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 7
7 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3 8 4 |
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
| |||||||||||||
1. | Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности. | Игра по станциям «Медработник - кто он?» | Знакомство. Беседа «История медицины». Игра. Анкетирование. | Инструкции по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в учреждении. Задания «Символы медицины», «Медицина в древнем мире». | Первичная диагностика обучающихся на мотивацию выбора объединения в форме анкетирования. | Кабинет. Компьютер, видеопроектор, экран, микроскоп, тренажер для оказания первой помощи «Максим». | |||||||
2 | Аптечка первой помощи | Занятие - изучение нового материала. | Беседа, рассказ, решение кейсов «Домашняя аптечка», «Аптечка в поход», игра «Собери аптечку в поход». | Раздаточные материалы «Аптечка первой помощи». Текст «Виды аптечек». Кейс: «Домашняя аптечка», «Аптечка в поход», памятки «Домашняя аптечка», «Сбор аптечки в поход». | Решение задач кейса, тесты «Домашняя аптечка», «Автомобильная аптечка». | Кабинет. Аптечки первой помощи. | |||||||
3 | Медицина катастроф |
|
|
| Итоговый тест «Медицина катастроф». |
| |||||||
Виды катастроф. Характерные повреждения при различных видах катастроф | Групповое исследование. | Беседа, формирование рабочих групп, организация работы в группах и составление конспекта «Катастрофы. Характер травм и повреждений». | Учебный текст «Катастрофы и их последствия». | Отчет группы «Виды катастроф», «Характерные повреждения». | Кабинет. | ||||||||
|
| Этапы оказания первой медицинской помощи | Практические занятия по оказанию первой помощи. | Рассказ, беседа, демонстрация способов оценки состояния пострадавшего и приемов оказания первой помощи, организация практической работы обучающихся. | Памятка «Оценка состояния пострадавших при ЧС». Учебный текст «Первая доврачебная помощь пострадавшему». Видео «Оказание первой помощи пострадавшему». | Результаты опроса «Этапы оказание первой помощи пострадавшим». | Кабинет, компьютер, проектор, экран, Набор «Имитаторы травм и ранений». |
| |||||
| Основы сердечно- легочной реанимации | Изучение нового материала. Практические занятия по выполнению сердечнолегочной реанимации с применением тренажера «Максим». | Рассказ, объяснение и демонстрация о способах выполнения сердечнолегочной реанимации. Организация работы по выполнению сердечнолегочной реанимации, работа с тренажером «Максим». | Текст «Первая доврачебная помощь пострадавшему», Видео «Сердечнолегочная реанимация». | Выполнение сердечнолегочной реанимации с применением тренажера «Максим». | Кабинет, компьютер, проектор, экран, тренажер «Максим». |
| ||||||
| 5. | Травмы |
|
|
| Итоговый тест «Виды травм и первая помощь при них». |
|
| |||||
| Классификация травм | Семинар «Травмы». | Беседа, рассказ, сообщение обучающимися докладов по темам. | Список тем для докладов к семинару «Травмы». | Подготовка докладов и участие в их обсуждении. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
| ||||||
| Кровотечения | Изучение нового материала, практика по остановке кровотечений. | Рассказ, решение проблемных задач «Строение стенки сосуда и особенности кровотечения», составление схемы «Механизм свертывания крови», практика по остановке кровотечений. | Презентация «Кровотечения», электронные учебные модули «Работа сердца», «Движение крови по сосудам». Дидактическая карточка «Строение кровеносной системы». | Оказание первой помощи при различных видах кровотечения. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. Учебный набор «Имитаторы травм и ранений», перевязочный материал, жгут. |
| ||||||
| Раны | Работа в группах, практика по оказанию первой помощи. | Рассказ, объяснение, организация работы обучающихся в группе: изучение методики первичной обработки ран. | Текст «Ранения», оказание первой помощи при ранениях, памятки «Первичная обработка ран». | Оказание первой помощи при ранениях. | Кабинет, набор «Имитаторы травм», перевязочный материал, жгут. |
| ||||||
| Переломы | Изучение нового материала, практика по оказанию первой помощи при переломах. | Рассказ, объяснение, беседа, мозговой штурм «Сподручные материалы для наложения шин», соревнование «Кто быстрее и лучше?» | Презентация «Переломы костей», электронные учебные модули «Повреждения скелета», «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и растяжениях». Памятка «Наложение шины». | Соревнование «Кто быстрее и лучше?» | Кабинет, компьютер, экран, проектор, набор «Имитаторы травм», перевязочный материал. |
|
| Ожоги | Изучение нового материла, практика по оказанию первой помощи. | Рассказ, беседа, работа в группах по созданию плакатов- памяток «Ожоги», практика по оказанию первой помощи при возникновении различных ожогов. | Электронный образовательный модуль «Ожоги и обморожения», дидактическая карточки «Ожоги». | Создание дидактической карточки «Ожоги», тест «Ожоги». | Кабинет, компьютер, перевязочный материал. |
Обморожения | Изучение нового материла, практика по оказанию первой помощи. | Рассказ, беседа, работа в группах по выработке правил поведения в холодное время года, практика по оказанию первой помощи при возникновении различных ожогов. | Электронный образовательный модуль «Ожоги и обморожения», дидактическая карточки «Обморожения». | Тест «Обморожения» | Кабинет, компьютер, перевязочный материал. | |
Укусы | Семинар. | Объяснение, беседа, прослушивание и обсуждение докладов по теме «укусы». | Список тем докладов по теме «Укусы». | Подготовка, представление доклада по заданной теме, участие в обсуждении. | Кабинет, компьютер, проектор, экран, перевязочный материал. | |
6. | Отравления | Изучение нового материала. Опрос. | Рассказ, беседа, проведение опроса «Бытовые яды», решение кейса «первая помощь при отравлениях». | Презентация «Яды. Первая помощь при отравлениях». Опрос «Бытовые яды». Кейс «Первая помощь при отравлениях». | Решение задачи кейса. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
7. | Иммунитет, иммунизация | Лекция, викторина «Защитные силы организма». | Объяснение, беседа, опрос «Правда ли это...?», самостоятельная работа с текстом. | Дидактическая карточка «Иммунитет». Электронный образовательный модуль «Иммунитет», текст «Вакцина от оспы», материалы опроса «Правда ли это ...?», памятка «Виды вакцин». | Плакат «Наш иммунитет». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
8. | Аллергическая реакция | Изучение нового материала, практика по оказанию первой помощи при появлении аллергической реакции, групповое исследование «аллергические реакции». | Рассказ, объяснение, беседа. Групповая работа: создание анкеты «аллергические реакции», анкетирование, представление результатов анкетирования, практическая работа «Первая помощь при аллергии». | Презентация «Аллергические реакции», памятка по составлению анкеты, пример анкеты «Аллергические реакции», карточки «Первая помощь при аллергии». | Опрос «Аллергии». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
9. | Лекарственные средства | Лекция, семинар, работа в группах. | Объяснение нового материала, рассказ, беседа, групповая работа по заполнению таблиц. | Дидактическая карточка: «основные группы и формы лекарственных средств». Памятка: правила применения лекарственных средств». Электронные образовательные модули «Витамины в организме человека». Текст «Витамины», видео «Витамины в организме человека», таблицы для индивидуального заполнения «Витамины». | Опрос «Группы и формы лекарственных средств». Викторина «Витамины в продуктах питания». | Кабинет компьютер, проектор, экран. |
10. | Гигиена |
|
|
|
|
|
Санитарно- гигиенический режим. Личная гигиена | Изучение нового материала. Практическая работа «Разработка индивидуального графика труда и отдыха». | Рассказ, объяснение, беседа, выполнение индивидуальной работы. | Текст «Санитарно- гигиенические нормы». | Представление результатов индивидуальной работы. | Кабинет, компьютер. | |
Микрофлора полости рта, микрофлора кожи | Лекция. Практикум: изучение мазков полости рта под микроскопом. | Рассказ, объяснение, приготовление мазков, рассмотрение под микроскопом, зарисовка препаратов. | Презентация «Микрофлора кожи и полости рта», памятка «правила работы с микроскопом», лабораторная работа «приготовление мазка микрофлоры полости рта». | Выполненные рисунки препаратов. | Кабинет, лабораторное оборудование, микроскопы, компьютер, проектор, экран. | |
Искривления осанки. Плоскостопие | Изучение нового материала. Лабораторные работы «выявление нарушений осанки», «анализ плантограмы стопы». | Рассказ, объяснение, беседа, лабораторная работа. | Презентация «Искривления осанки, плоскостопие». Раздаточный материал «Типы искривления осанки», «Виды плоскостопия». | Результаты самообследован ий. | Кабинет, лабораторное оборудование, компьютер, проектор, экран. | |
12. | Итоговое занятие | Конференция «Здоровый образ жизни», эссе «Роль медицинских знаний в жизни человека». | Организация конференции, написание эссе. |
| Участие в конференции, эссе. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
2.2 Условия реализации программы
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы -помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
2. Организационное обеспечение:
3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования.
4. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер с монитором и комплектующими
Модель скелета человека
Весы лабораторные электронные
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
Предметные стекла
Покровные стекла
Чашки Петри пластиковые
Тренажер-манекен «Максим»
Анатомическая модель уха
Анатомическая модель желудка
Анатомическая модель глаза
Тренажер для внутримышечных инъекций
Тренажер для внутривенных инъекций (рука)
Набор "Имитатор ранений и поражений"
Пробирки пластиковые
Комплект химических реактивов
Штативы
Набор реактивов по химии имеет возрастные ограничения 14+, поэтому для детей до 14 лет данное оборудование используется только при демонстрации опытов педагогом.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype- общение, e-mail, облачные сервисы и т.д
Информационное обеспечение - мультимедийные презентации и видео- материалы
Список литературы
3.1. Список литературы для педагога
1.Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. СПб: «ОАО Медиус», 2005. - 312с.
2.Большая Медицинская Энциклопедия/ Под ред. Б. В. Петровского. - М., 1985.
Буянов В. М., Нестеренко Ю. А. Хирургия. - М., 1990.
3. Буянов В. М. Первая медицинская помощь: для учащихся мед. Училищ. - М., 1994.
4.Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. - М.: Медицина, 1990.-206 с.
5.Масленников С. Г. Доврачебная помощь при травмах. - М., 1983.-96 с.
6. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков/ Под ред. Губаненкова С.М. - Спб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 278 с.
7.Общая гигиена. Учеб. Для мед. Ин-тов./ Под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова. - М., 1990. - 288с.: ил.
Агаджанян П.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. - М: Медицина, 1986
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. С англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с.
Васильев М. Цветочная фитотерапия. - М.: Издательский дом «Ниола 21 -й век», 2006. - 96 с.
Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. - М.: Медицина, 1990.-206 с.
Дацкий С.Б., Дацкий Б.М. Растения и косметика. - Пермь: «Урал-пресс», 1994.
Введение в специальность/ Под ред. И. А. Сыченкова. - М., 1980.
Общая гигиена. Учеб. Для мед. Ин-тов./ Под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова, - М., 1990. - 288с.
Рубцов В.Г. Зеленая аптека. - Л.: Лениздат, 1980. - 240 с.
Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. - М: Молодая гвардия, 1969.
Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. - Таллин: Валгус, 1986. - 256 с.
Энциклопедия для детей. Том 18. человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Ред. Коллегия: М. Аксенова, Т.Каширина и др. - М.: Аванта +, 2005. - 464 с.
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г
Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М«Просвещение» - 1997 г.
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989 4.Б.Ф
«Занимательная физиология» М. «Просвещение» -200
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.
Интернет-ресурсы
http://www.anatomy.ti/ - анатомический атлас человека.
http://anatomia.spb.ru/ - анатомический 3D атлас.http://anatomus.ru/ - анатомия и физиология человека.
http://anatomyonline.ru/-анатомическийатлас(остеология).http://fltoterapiia.info/-фитотерапия.
http://vk.com/slipupsru-интернет-журнал"Слипапс".
http://biomolecula.ru/medicine -интернет-журнал "Биомолекула".http://www.biorf.ru/-научныйинтернет-журнал"Живыесистемы".
http://sci-dig.ru/category/medicine/-научныйинтернет-журнал"Новостинауки".