СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Бунин "Листопад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

боилоитьдлтлотлсчоммммммммммммммммттттттттттттттттттттттттттттт

Просмотр содержимого документа
«Иван Бунин "Листопад"»

Конструкт урока литературного чтения

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Землянухиной Екатерины Андреевны

Дата: 06.12.2017

ОУ: № 27

Класс: 4 «Б»

УМК: «Школа России»

ФИО учителя класса: Бекмансурова Эльвира Андреевна

ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись _______________

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

Цель урока: развивать коммуникативные универсальные учебные действия в процессе ознакомления с лирическим произведение «Листопад» И.А. Бунина

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение». Высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Осознают ответственность за свои поступки.

  • Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух текст. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль, взаимоконтроль. Проявляют познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремление к освоению новых знаний и умений; умение читать выразительно, структурирование знаний, смысловое чтение. Проявляют коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение работать в парах;

  • Предметный: обучающие ознакомлены с биографией И.А. Бунина и его произведением «Листопад», обучающие демонстрируют умение анализировать произведения.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение». Развивать умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

  • Развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух текст. Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, самоопределение. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль, взаимоконтроль. Развивать познавательные УУД: овладение умением творческого видения с позиций автора, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений; умение читать выразительно, умение видеть в тексте смысл, структурирование знаний. Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение работать в парах;

  • Образовательная: познакомить с биографией И.А. Буниным и его произведением «Листопад», учить анализировать произведение.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

• Создание положительного эмоционального подъёма;

• Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

• Принцип наглядности;

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип доступности;

• Принцип целостности;

• Принцип минимакса;

• Принцип деятельности;

• Принцип психологической комфортности.

  • Принцип семантизации лексики (то есть раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов, подбор синонимов, толкование)

  • Принцип обеспечения активной языковой практики

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания:

  1. Методы формирования социального опыта:

  • Художественное слово;

  • Педагогическое требование;

  • Создание ситуации успеха.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение.

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой, художественное слово, выразительное чтение;

  • Наглядные: иллюстрация;

  • Практические: самостоятельная работа.

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Методы самостоятельной работы.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: портрет И.А. Бунина

Индивидуальные: учебник, пенал.

Раздаточные: памятки.

Тип урока:

  1. Организационно-мотивационный (2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин.)

  3. Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)

  4. Физминутка (2 мин.)

  5. Первичное закрепление (5 мин.)

  6. Организация самостоятельной работы (12 мин.)

  7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)


Использованная литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

  1. Литературное чтение: Программа. 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2011.

  2. Литературное чтение. 1 класс: учебник для образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. - 33-35 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).


Макет доски:

Тема:

Задачи:

14 апреля.

Классная работа.

Портрет писателя И.А. Бунина













Ход урока:

Этапы урока, задачи

Методы, приёмы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

Воспитывать интерес к уроку «литературное чтение».

Настроить детей на предстоящую деятельность

По источнику получения знаний: словесные: беседа;

Методы формирования социального опыта: художественное слово, педагогическое требование.

- Добрый день! Меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.


- Сначала тихо сядут девочки, затем так же тихо сядут мальчики. Повернитесь к соседу и улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне. Надеюсь, что с таким настроением вы будете заниматься весь урок.

-Ребята, чтобы нам с вами настроиться на работу, пожелаем успехов друг другу, повторяйте за мной.

«Желаю успеха во всем и всегда!», повторяем движения и слова всем вместе. Молодцы.

Обучающиеся

проявляют Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

Актуализировать имеющиеся знания обучающихся.

Развивающая

Развивать регулятивные УУД, такие как, умение ставить цель и планировать свою деятельность; коммуникативных УУД такие как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; создание ситуации успеха.

Словесные: объяснение, беседа.


- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Кто может нам напомнить, что было задано на дом?

(Выучить стихотворение ….)

- Прежде чем проверить домашнее задание, давайте вспомним как нужно рассказывать стихотворение наизусть.

- Знать текст наизусть нужно?

- А рассказывая стихотворение, мы должны передать чувство и настроение автора?

- А выразительно нужно читать стихотворение?

- Хорошо. У вас на партах лежат карты оценки, рассмотрите их внимательно, кто уже работал с такими?

- У кого-нибудь есть вопросы как по ним работать?

- Посмотрите, в левом столбике написаны критерии, которые мы с вами только что проговорили. А в 3,4 и 5 столбики вы вписывайте имена ребят, которые будут рассказывать стихотворение. Внизу написаны баллы. 1 балл, если критерий ученик демонстрирует, а 0 баллов, если критерий ученик не демонстрирует.

Затем, подсчитайте, сколько баллов получилось, и посмотрите, какой оценке соответствуют эти баллы.

- Кому не понятно поднимите руку.

- Хорошо.

- Ребята, какую большой раздел вы начали изучать?

(Поэтическая тетрадь)

- А с какими поэтами вы уже познакомились?

( Тютчев, Фет, Баратынский, Плещеев, Никитин)

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним поэтом и его произведением. А чтобы узнать с каким, прочитайте эпиграф, который я написала на доске. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет.» Блок.

- О каком писателе идет речь?

(О Бунине)

- Сегодня мы с вами познакомимся с известным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным.

- Давайте откроем учебник на стр. 148 и посмотрим, с каким произведением мы будем работать на уроке. («Листопад»)

- Как вы думаете, какая тема урока?

Тема: И.А. Бунин. Стихотворение «Листопад»

- Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим?

Цель: познакомится с биографией И.А. Бунина и его произведение «Листопад».

- Какие задачи нам нужно перед собой поставить, чтобы достигнуть данной цели?

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Задачи:

  1. Познакомиться с биографией И.А. Бунина

  2. Познакомиться со стихотворением «Листопад»

  3. Научиться выразительно читать стихотворение «Листопад»


-Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своем произведении «Листопад». На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения.

Обучающиеся проявляют

Регулятивные УДД: умение ставить цель, планировать деятельность;

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Задача: познакомить обучающихся с биографией И.А. Бунина

Развивающая

Развивать познавательные УУД, такие как, умение анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, структурирование знаний.

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование;

Методы формирования социального опыта: художественное слово;

Методы стимулирования: поощрение.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с книгой, выразительное чтение; наглядные: иллюстрация.

- Ребята, прежде чем познакомиться с произведением «Листопад», предлагаю вам узнать об авторе Иване Алексеевече Бунине.

- Давайте запишем автора и его годы жизни к себе в тетрадь. Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы 1 строчку. На полях записываем число. Пишем Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

- У вас на партах лежит биография И.А. Бунина. Сейчас мы с вами по цепочке будем читать биографию по одному предложением. Рома, начинай читать, а все остальные следим пальчиком.

- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет.

Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Стихотворение,с которым мы познакомимся, посвятил Бунин осенней природе.

Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.

Остаток своей жизни Бунин прожил во Франции, где был открыт дом-музей И .А. Бунина.

- Какие факты биографии вам показались очень интересными?

- Хорошо.


Обучающиеся

проявляют познавательные УУД: умение анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, структурирование знаний;

Физкультминутка

Задача: снять мышечное напряжение.

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, художественное слово.


Упражнение «Ухо-Нос»

Обучающиеся

проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

4. Первичное закрепление

Задача:

Развивающая

Развивать коммуникативные УУД, такие как, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в паре; познавательных УУД, таких как, умение творчески видеть позицию автора, т.е. умением анализировать, выделять главное, обобщать.



Методы осмысления социального опыта: беседа;

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.


- Итак, мы познакомились с биографией И.А Буниным. А теперь будем знакомиться с произведением этого автора.

- Ребята, откройте учебник на стр. 148 и приготовьтесь слушать, можете взять в руки карандаш и отмечать слова, которые вам не понятны.

(Включаю произведение «Листопад»)

- Какие слова вам непонятны?

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить

( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

- Сейчас, я прочитаю стихотворение второй раз, а вы внимательно следите пальчиком по тексту. После прослушивания, я буду вам задавать вопросы.

- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.


- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?


( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

- Ребята, кто помнит, что такое эпитеты?

(Эпитет – это художественное определение)

- Давайте найдем эпитеты в тексте.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? ( Он, как терем, нарядный и пёстрый).

Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

(Листья берёзы).

- Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).

- Что поэт сравнивает с серебряными нитями?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра)

- Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.

(Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

- Поэт использует такой прием как сравнение.

- Что такое сравнение?

(Сравнение – это выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется

посредством сопоставления его с другим.

- Прочитайте в тексте подчеркнутые сравнения.

- Что эти сравнения помогают автору нарисовать?

(Образ леса-терема)

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

- Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?


(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 


- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и красоту леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

- Кто же является главным героем стихотворения?

- Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является главным героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.

- А теперь, давайте попытаемся прочитать стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

Обучающиеся

проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в паре;

Познавательные УУД: умения творческого видения с позиций автора, т.е. умением анализировать, выделять главное, обобщать.

5.Организация самостоятельной работы

Задача:

Развивающая

Способствовать развитию познавательных УУД, таких как, умение читать выразительно, умение видеть в тексте смысл, структурирование знаний.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Самостоятельная работа.

По источнику получения знаний: словесные: беседа.

-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно? ( Спокойно и с восхищением)

- И так, прежде чем начать читать стихотворение, мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

1. «Рыба». Ротик широко откроем так, чтобы все зубки были видны. Держим (Считаю до 5)

2. «Лягушка» А теперь губы растянем в улыбке так, чтобы показать верхние зубы, нижние спрятали. Держим. (Считаю до 5)

3. «Хоботок» Губы стянули в трубочку. Держим. (Считаю до 5)

4. «Иголочка» А теперь рты широко открыли. Все зубки показали. А язычок далеко вперед вытягиваем. Держим (Считаю до 5)

- Теперь мы готовы к выразительному чтению и разобьем наше стихотворение на 2 части. 1 ряд и Данил, читают стихотворение от начала, до строки «И осень тихою вдовой, Вступает в пестрый терем свой»

- А второй ряд читает со строк «И осень тихою вдовой, Вступает в пестрый терем свой» и до конца.

(Прослушивание стихотворения)

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).


-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

Проявляют Познавательные УУД: умение читать выразительно, умение видеть в тексте смысл, структурирование знаний.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Задача: самооценка результатов деятельности с помощью: личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования.

регулятивных УУД: волевая саморегуляция; самоконтроль; познавательных УУД: структурирование знаний.

Методы формирования социального опыта: создание ситуации успеха.

По источнику получения знаний: словесные: беседа.

- Наш урок подходит к концу.

- Какая тема урока была?

- Какую поставили цель?

- Какие задачи?

- Поднимите руку те, кто считает, что мы цель достигли и все задачи решили.

- Отлично.

- Ребята, с помощью цвета цветка покажите мне ваше настроение за урок.

- Если вам понравилось работать на уроке, раскрасьте цветок жёлтым цветом.

- Если вам не понравилось, было трудно, раскрасьте цветок красным цветом.

-Молодцы, мне понравилось с вами работать, сегодня были внимательны на уроке _______.

-До свидания!


Обучющиеся

проявляют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования; регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль; познавательные УУД: структурирование знаний.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!