ТЕМА « Иван Грозный глазами современников и
потомков»
Цель урока:
- рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорны проблемам его царствования (опричнина);
- выяснить, как представлен образ Ивана IV в литературе, живописи, кинематографе, музыке;
- способность развитию широкого спектра аналитических умений, в том числе критического сопоставления источников;
- сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятие деспотизма, насилия, террора.
Оборудование:
1. Эпиграф урока- слова митрополита Филиппа «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто все покрывает любовью»;
2. Самодельные таблицы:
«Оценки опричнины в отечественной и зарубежной
историографии»,
«Общее в деятельности Грозного и Сталина»,
3. Иллюстративный материал:
картины А. М. Васнецова, И. Е. Репина;
скульптура М.М. Антокольского;
музыкальная запись «Хвали душе моя Госпо
(исполняет хор Свято-Успенской лавры),
фрагмент из оперы «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (исполняет
Ф.И.Шаляпин);
фрагмент из фильма С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный».
План урока:
1. Вступление.
2. Иван Грозный в отечественной историографии.
3. Иван Грозный в литературе.
4. Иван Грозный в живописи.
5. Иван Грозный в кинематографе и музыке.
6. Заключение.
Вступление
Учитель (на фоне звучания «Хвали душе моя Господа»).
В августе 2005 г. исполнилось 475 лет со дня рождения Ивана Грозного из рода Рюриковичей. Сам Иван IV вел свою родословную от римских императоров. В знаменитом письме к Андрею Курбскому он так сформулировал идею неограниченной верховной власти:
«Жаловать своих холопов вольны и казнить вольны тоже».
Курбский же видел в росте царского самовластия отступление от традиционной концепции царской власти, восходящей к Илариону (XI в.), в основе которой лежит мысль об ответственности властителя перед подданными. Иван IV не признавал никаких ограничений своей власти, в том числе и морального характера. Для него свойственно гипертрофированное представление о власти и равном бесправии всех подданных.
Иван Грозный в отечественной историографии
Обратимся к памятке «Характеристика исторического деятеля».
•Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее значимые факты биографии). Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
•Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель.
• Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
•Способы действия, средства достижения цели.
• Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы.
• Противоречия в деятельности личности.
• Роль личности в истории.
•Отношение ученика к историческому деятелю.
Учитель. Чтобы понять исторического деятеля, мало представлять себе внешний облик и факты биографии этого человека. Необходимо проанализировать черты его характера, мотивы поступков, постараться понять его психологическое состояние в момент принятия ответственных решений. Лишь после этого мы сможем дать ему целостную характеристику.
На предыдущих уроках мы сделали первые шаги в этом направлении, сегодня нам предстоит оценить личность Ивана Грозного и его роль в истории.
Три классика русской исторической науки по-разному оценивали Грозного. Давайте вспомним эти оценки. Чем объяснить различия в них? (Высказывания историков могут быть сведены в таблицу.)
Н.М. Карамзин | С.М. Соловьев | В.О. Ключевский |
«было два Ивана: до 1560г.- герой добродетели и после 1560г.- неистовый кравопийца. Характер Иван- загадка для ума». | «Боярские смуты научили Ивана не уважать жизни человеческой, применять меры жестокие, кровавые вместо духовных, нравственных». | «Он поколебал основы порядка, заложенного нашими предками». |
Ученики говорят о несовпадении их подходов к изучению правления Ивана Грозного. Так, Карамзин рассматривает два периода его царствования, Соловьев считает, что Иван IV был не столько тираном по отношению к своим врагам-боярам, сколько жертвой борьбы с ними, Ключевский акцентирует внимание на итогах деятельности царя.
Учитель. Весьма своеобразно оценивает Ивана грозного Н.И. Костомаров. Он доказывает несостоятельность Ивана IV как политического деятеля:
«Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство – быстрая смена впечатлений… Воображение у них сильнее рассудка. Эти люди бывают восприимчивы к злу и порокам, потому что для добра на практике всегда оказывается необходимо терпение, которого у них не хватает. Горе, если такие личности получают неограниченную власть: возможность осуществлять образы, творимые воображением, доводит их до безумия».
В чем, на ваш взгляд, состоит своеобразие этой оценки?
С каких позиций подходит Костомаров к личности Ивана IV?
Какие слова в этой характеристике царя вы бы подчеркнули?
Ученики отмечают, что историк рассматривает личность царя скорее как психолог. Прежде всего политику необходим разум, а потом эмоции, воображение. Тогда и в его деятельности будут преобладать стабильность, постоянство, а нерезкие потрясения и непредсказуемость.
С именем Грозного связан один из самых мрачных эпизодов в истории России опричнина. опричнина - это укрепление самодержавия методом террора.
В исторической литературе даются неоднозначные характеристики опричнине, причинам е введения, сущности и направленности.
Работа с самодельной таблицей.
Ученики должны были выявить общие подходы к данной проблеме в историографии. Занести их в таблицу.
«Оценки опричнины в отечественной и зарубежной историографии»
ИСТОРИКИ | ЦЕЛЬ ОПРИЧНИНЫ | ЖЕРТВЫ ОПИЧНИНЫ |
С.Ф. Платонов | Реформа, направленная на борьбу с боярским землевладением, феодальной аристократией и пережитками удельных времен. Попытка заменить правящий класс бояр новым классом – дворянством. | Бояре - княжата |
А.А. Зимин | Борьба с пережитками политической децентрализации (особая роль церкви, независимые настроения в Новгороде, удел князя Владимира Старицкого) | Бояре, рядовые дворяне, посадские люди, крестьяне |
Р.Г. Скрынников | Первая попытка в России утверждения самодержавной формы правления. | Старомосковское боярство, удельные князья |
В.Б. Кобрин, Л.В. Черепнин | Два варианта дальнейшей централизации: 1) путь реформ (терапевтический), который наметился в деятельности Избранной рады; 2) ускоренный, репрессивный (хирургический) – путь опричнины, приведший к установлению в России абсолютизма с чертами восточной деспотии. | Аристократия. дворянство, посадская вехушка, церковь |
Г. Штаден («Записки опричника») | В опричнине абсолютно нет логики и смысла. Это прихать полубезумного царя-тирана. | Различные слои населения. |
1.Есть ли нечто общее между этими подходами?
(Оценка последствий: экономическое разорение, усиление крепостничества,
духовная деформация, будущая Смута.)
2. Была ли альтернатива опричнине?
3.Ивана IV сравнивали с солнцем:
кто подходил близко — обжигался, кто был далеко — замерзал.
Объясните эти слова, приведите примеры.
4. Как отвечали современники Ивана на вопрос: свободен ли человек и
есть ли правда в государстве?
Учитель. Завершая эту часть урока, можно рассмотреть поднимаемый современными историками вопрос об общности политики террора в эпоху Ивана Грозного и в период сталинского правления.
В ходе беседы выявляются такие схожие черты:
• масштабность террора;
• направленность террора:
1) пострадал тот, кто реально был или мог быть в оппозиции;
2) на плаху попадали и лояльные по отношению к режиму
исполнители воли первых лиц государства;
3) потом погибали и сами палачи.
Иван Грозный в литературе
Царствованию Ивана IV посвящены не только исторические труды, но и литературные произведения.
Вот, например, какое описание внешности царя дает писатель князь С.Шаховской: «Царь Иван — образом нелеп, очи имея серы, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты». Многие детали этого портрета внушают сомнение.
Можно предложить учащимся обратиться к роману А.КТолстого «Князь Серебряный» и подготовить на его основе инсценировку.
Инсценировка главы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»
Действующие лица:
- Иван Грозный;
-Малюта Скуратов;
- мамка Онуфриевна;
-атаманы Перстень и Коршун;
-рассказчик.
Рассказчик. Главный герой романа князь Никита Романович Серебряный попал в немилость и был посажен в тюрьму. Его пытаются освободить честные разбойники, удальцы-атаманы Перстень и Коршун. Под видом слепых они приходят к царю Ивану рассказывать сказки, зная, что ключи от тюрьмы днем находятся у Малюты Скуратова, а вечером у царя.
Перед вами опочивальня Ивана IV. Он полулежит на кровати. Комната тускло освещена лампадой. Входит Малюта Скуратов, главный опричник.
Малюта Скуратов. Вот ключи, государь!
Иван Грозный. Добро пожаловать, Лукьяныч! Как там Серебряный?
Малюта Скуратов. Не хочет он виниться в умысле на твое царское здравие. После заутрени учиним ему допрос, а коли он от пытки и огня не признается, то завтра и покончим с ним.
Рассказчик. В опочивальню входит старая мамка Онуфриевна.
Онуфриевна. Батюшка! В сенях ждут слепые сказочники.
Иван Грозный. Пусть войдут!
Онуфриевна. Да ты их, батюшка, знаешь ли?
Иван Грозный. А что?
Онуфриевна. Да полно, слепые ли они?
Иван Грозный. Как это?
Онуфриевна. Послушай меня, государь. Чуется мне, что они недоброе затеяли, берегись их, батюшка.
Малюта Скуратов. Государь! Дозволь мне попытать этих людей. Я тотчас же узнаю, кто они и от кого подосланы!
Иван Грозный. Не нужно. Я их сам попытаю. Где они?
Онуфриевна. Тут, батюшка, за дверью.
Иван Грозный. Ступай, Малюта, и притаись за дверью. Лишь только я крикну, вбегай и хватай их. Онуфриевна, подай сюда посох. Пусть войдут.
Онуфриевна. Войдите, убогие!
Рассказчик. Перстень и Коршун вошли, осторожно передвигаясь и руками ощупывая пространство перед собой.
Иван Грозный. Здравствуйте, слепые бобы-калашники!
Коршун. Много лет здравствовать твоей милости! (Кланяются, оба в землю.).
Заступи и помилуй тя Мати Божия, что жалеешь ты нас, скудных, убогих людей, света Божия не видящих! Сохранят тебя святые Петр и Павел и все святые угодники!
Перстень. Вечно бы тебе в золоте ходилось, вкусно елось, пилось, сладко спалось. А супостатам твоим вечно бы икалось и голодалось, каждый бы день их дугою корчило, бараньим рогом коробило!
Иван Грозный. Спасибо, спасибо, убогие! Что ж вы давно, знать, ослепли?
Коршун. Смолоду, батюшка. И не припомним, когда солнышко видели.
Иван Грозный. А кто вас научил сказки сказывать?
Перстень. Сам Господь, батюшка, и сподобил.
Иван Грозный. Какие же вы сказки знаете?
Коршун. Всякие знаем, батюшка-царь, какие твоя милость послушать изволит. Можем сказать тебе о Ерше Ершовиче, о Добрыне Никитиче, о гуслях-самогудах, об Акундине.
Иван Грозный. Добро! (Зевает.) Начинайте сказку про Акундина.
Перстень. Как во старом было городе Новгороде жил Акундин-молодец, ни пива не варил, ни в торгу не торговал, а ходил он вольной птицей на суденышках по Волхову. Поплыло суденышко по Волхову, а по берегу идет Калечище Переходное. Говорит Калечище Акундину: «Посмотри-тко, добрый молодец, что тут деется?» Как глянул Акундин, по реке плывет чудовище невиданное, змей Тугарин.
Рассказчик. Иван Грозный громко зевает, закрывает глаза. Слепые перемигнулись.
Перстень. Длиною-то был тот змей Тугарин во триста сажен, хвостом бьет рать огромную, спиной валит крутые берега, а сам все дань просит.
Рассказчик. Слышится царский Крап. Коршун медленно протягивает руку к царскому изголовью, где должны быть ключи.
Перстень. В ту пору Калечище берет Акундина за белы руки, молвит. «Ой ты гой еси, добрый молодец, назовись по имени-отчеству!» На те речи говорит Акундин: «Родом я из Новгорода, зовут меня Акундин Акундиныч».
Рассказчик. Коршун схватил ключи, и в это мгновение царь внезапно открыл глаза. Взоры Коршуна и Ивана встретились, несколько секунд они смотрят друг на друга.
Иван Грозный. Слепые! Гей! (Ударяет посохом Коршуна, тот роняет ключи напол.)
Рассказчик. Вбегает Малюта Скуратов, бросается на Перстня, но атаман сшибает Малюту с ног и бросается в сад.
Малюта Скуратов. (держится обеими руками за живот). Ловите разбойника! Иван Грозный (Коршуну). Слепой! Говори, кто ты и что умышлял надо мною?
Коршун. Хотел добыть ключ от твоей казны, а над тобой ничего не умышлял.
Иван Грозный. Кто подослал тебя? Кто твои товарищи?
Коршун. Надежа, православный царь! Как в песне, товарищей у меня было четверо: уж как первый мой товарищ — черная ночь, а второй товарищ — утро раннее...
Малюта Скуратов. Будет! Довольно! Посмотрим, что ты запоешь, как станут тебя с дыбы рвать!
Иван Грозный. Я придумаю этому старику казнь еще не бывалую, не слыханную, такую казнь, что всех вокруг удивлю!
Малюта Скуратов. Благодари же царя, пес! Доведется тебе до казни пожить еще. А мы сей ночью тебе только суставы повывернем!
Иван Грозный в живописи
Заочную экскурсию по выставке, посвященной Ивану Грозному, проводит ученица. На выставке представлены картины
А.М.Васнецова,
И.Е.Репина,
скульптура М.М.Антокольского.
Также можно продемонстрировать картины
«Иван Грозный и Сильвестр» П.Ф.Плешанова,
«Кулачный бой при Иване Грозном» М.И.Пескова,
«Иван Грозный и Малюта Скуратов» Г.С.Седова,
«Митрополит Филипп и Иван Грозный в Успенском соборе» В.В.Пукирева.
В основу картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» легла глубокая душевная драма, пережитая царем. Репин подходит к своим героям как психолог. Мы видим искаженное мукой лицо Ивана IV, только что убившего в порыве гнева своего старшего сына Ивана. Сила воздействия этого полотна заключается прежде всего в трагичности самой сцены, представленной на нем.
А.М.Васнецов серьезно изучал памятники старинной архитектуры. Он вспоминал: «Бродя по Кремлю, я как бы видал Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный голос». Именно эти ощущения подсказали художнику решение портрета. Он изобразил высокую фигуру
Ивана Грозного, стоящего на крутых ступенях. Царь словно неожиданно остановился — не то его что-то насторожило, не то он о чем-то глубоко задумался. Мы видим, как органично узорчатое одеяние царя, его разукрашенный посох и четки сливаются с орнаментом росписи арок и сводов. В целом картина передает дух грозной эпохи, создает ощущение тревожной напряженности.
Статуя Ивана Грозного работы знаменитого скульптора М.М.Антокольского соединяет казалось бы несоединимое — монашеское одеяние послушника и ярость страстей, которые терзают царя. Иван погружен в тяжкие, мучительные раздумья. Он, кажется, придавлен гнетом своих злодеяний. Но не только муки совести определяют его психологическое состояние. Здесь и жажда мщения, и гнев, и сила духа. Поза, в которой застыл Грозный, выражение его лица, напряженные кисти рук, тяжелый посох, с силой вонзенный в пол, — каждая деталь свидетельствует о его душевном смятении. Для Антокольского Грозный — фигура сложная, многогранная, мучитель и одновременно мученик.
Учитель. Какое из произведений, на ваш взгляд, наиболее точно отражает облик Ивана IV?
После того как ученики выскажут свое мнение по этому вопросу, можно перейти к рассмотрению темы «Иван Грозный в кинематографе и музыке». Иван Грозный в кинематографе и музыке
Учитель. В 1946 г. на экраны вышел двухсерийный фильм
С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный». Роль Ивана исполнил замечательный актер Н.КЧеркасов. Иван показан человеком с сильной волей, который вел борьбу с изменниками-боярами ради возвышения Российского государства.
Посмотрим эпизод из фильма. В 1553 г. Иван тяжело заболел, со дня на день ждали его кончины. Бояре втайне готовились выдвинуть своего кандидата на престол — Владимира Старицкого...
К личности Ивана Грозного не раз обращался в своем творчестве Федор Иванович Шаляпин.
В опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова Шаляпин создал образ грозного царя, перед которым всё безмолвствует. Послушаем фрагмент из этой оперы.
Эпоха Ивана Грозного нашла отражение в поговорках: «концы в воду», «вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Заключение
Итак, личность и деятельность Ивана IV были очень противоречивы. С его именем связаны реформы 1550-х гг., начало созыва Земских соборов, Судебник 1550 г., военные реформы. Вместе с тем Иван Грозный положил начало безудержному террору, резкой деформации отношений между государством и личностью. Террор оставил кровавый след в народной памяти.
Завершаем урок словами И.Рогожина:
«Иван — это зеркало, отражающее влияния самого противоречивого свойства».
Домашнее задание: придумать и нарисовать символ эпохи Ивана