СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Крылов "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иван Крылов "Ворона и лисица"»

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

по литературному чтению



Студентки 531 группы

социально-педагогического отделения

Каракчиевой Дианы Станиславовны

Место проведения урока:

Школа № 18 , класс 3 «д»

Дата проведения урока: 24.11.21

Начало урока 16:00

ФИО учителя школы: Бехт Мария Сергеевна



ФИО преподавателя-консультанта:

Макарова Екатерина Игоревна

Допуск к проведению урока:





Тема урока: «Крылов «Ворона и лисица»

Учебный предмет:

Класс:


Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», определить мораль басни.

Технологии, методы, приёмы:

ПДО, беседа, пословицы, предугадывание работа с иллюстрацией, чтение по ролям

Основные понятия, термины:

Басня, И.А. Крылов, лесть, гнустна, льстец, взгромоздясь, пленил, вещуньина, в зобу, сперло, плутовка.

Тип урока:

Урок ОНЗ.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • ­знают биографию писателя И.А. Крылов

  • знают содержание басни «Ворона и Лисица»

  • развивают полноценный навык чтения

  • умеют формулировать основную мысль басни

  • умеют характеризовать героя басни

  • владеют навыками чтения рассказа по ролям


Личностные:

  • проявляют интерес к чтению художественной литературы

  • рассуждают о нравстенных качествах: взаимовыручке, взаимопомощи

  • проявляют мотивацию к учебной деятельности


Метапредметные:

  • умеют определять тему рока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)

  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)

  • умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.)

  • умеют работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстраций (позн.)

  • участвуют в учебном диалоге (коммун.)

  • умеют взаимодействовать в парах (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;

  • групповая

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация

  • учебник









Этапы урока

Задачи этапов

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Орг. момент

Задачи:

Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)

Замотивировать к учебной деятельности (личн.)



Здравствуйте, меня зовут Диана Станиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Свой урок мы начнем с игры.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

-Повернитесь к друг другу, улыбнитесь.

-Подарите свою улыбку мне.



-Посмотрите на слайд, что же мы будем делать на уроке?

Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.

А девиз нашего урока такой:

То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!




Настраиваются

на активную и продуктивную работу.

Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются

на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи


-Читают по цепочке




II. Актуализация знаний

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные:

  • актуализировать знания учащихся о понятии басня

  • актуализировать знания про И.А. Крылова

Метапредметные:

  • учить формулировать учебную задачу урока, принимать её (регул.)

  • развивать умение работать с информацией, представленной в виде ребуса(позн.)

  • учить высказывать свою точку зрения (коммун.)

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.)




Ребята, посмотрите на портрет. Кто изображен на нем? (если не узнают, то ребус НАВИ ВОЛЫРК)

Что вы знаете об этом писателе?

  • В каком жанре писал И.А. Крылов?

  • Что такое басня?

  • Какие басни Крылова вам уже известны?

-Иван Крылов

III. Выход на тему и задачи урока

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные:

  • расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении

Метапредметные:

  • учить формулировать свои предположения о сюжете басни(регул.)

  • развивать умение работать с информацией, представленной в виде картинок (позн.)

  • учить высказывать свою точку зрения (коммун.)

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.)

Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя. А с какой вы узнаете, посмотрев на картинку.

Кто изображен на ней?

Значит, какая тема урока и что мы будем на нем?



-Ворона и лиса.


-Прочитаем басню про ворону и лису и сделаем анализ.

IV. Подготовка к восприятию текста

Задачи:

Предметные:

  • уметь работать с иллюстрацией.



Давайте, еще раз вернемся к иллюстрации. Вы уже сказали, что на ней изображены ворона и лиса. А что в клюве у вороны?

Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? 

Как вы думаете, удастся ли ей это, ведь лиса не умеет лазать по деревьям?

Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию.

Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны?

На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.


-кусочек сыра

-лиса хочет отобрать сыр у вороны

-варианты ответов детей


-ворона и лиса


-варианты ответов детей


V. Первичное восприятие текста

Задачи:

Личностные:

  • формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Предметные:

  • сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста

Метапредметные:

  • учить слушать (регул.)

  • развивать умение работать с информацией, представленной в виде аудиозаписи (позн.)


Откройте в учебнике страницу 137 и следите за текстом, сейчас я вам включу запись. Прослушивание аудиозаписи.

Ребята, а были ли такие слова значение, которых вам было не понятно?

Какие это слова?



Давайте узнаем, что же эти слова значат?

Прочитайте на слайде.

Лесть – это притворная похвала, т.е., обман с выгодой для себя, которые являются ложью.

Каким синонимом можно заметить это слово?

А как вы думаете, каким синонимом можно заменить слово «гнустна»?

Гнустна – омерзительный, противный.

Мы с вами уже знаем, что такое лесть, значит льстец – это кто?

Верно, льстец – это тот, кто льстит, т.е., обманывает кого-то ради собственной выгоды.

Взгромоздясь. Как вы понимаете это слово? Давайте обратимся к словарю Ожегова. К сожалению, его у нас сейчас на уроке нет, но вы можете узнать, прочитав со слайда.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-либо высокое.

Слово «пленил» выделено голубым цветом. А это значит, что его можно посмотреть в словаре. Откройте страницу 220 и прочтайте, что означает эьо слово. Попробуйте подобрать к слову «пленил» синоним.

Вещуньина (голова) образовано от слова вещунья – это предсказательница. Крылов назвал так ворону, потому что по старым народным представлениям ворон - вещун; он своим криком предсказывает несчастье.

А как вы понимаете это предложение «От радости в зобу дыханье сперло»?

Это когда кто-то очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова.

Как вы думаете, кто такая плутовка?

Плутовка – это хитрая и ловкая обманщица.

Вот мы и разобрались со всеми непонятными слова, и вы теперь знаете значение этих слов


-дети слушают басню

-да, были


-лесть, гнустна, льстец, взгромоздясь, пленил, вещуньина, в зобу, сперло, плутовка




-неискреняя похвала

-предположения детей



-это человек, который обманывает кого-то для собственной выгоды.


-один из детей читает




- привлек внимание, привел в восторг.


-покорил чем-либо, очаровал





-предположения детей




-предположения детей

VI. Проверка первичного восприятия

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные:

  • познакомить с конкретным содержанием произведения;

  • выяснить эмоциональное воздействие произведения.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с информацией.


Сейчас вернемся к вопросу. Получилось ли у Лисы отобрать сыр у Вороны?

Понравилась ли вам басня?

А чем понравилась? Если не понравилась, то почему?

Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями?

Прочитайте басню про себя и подумайте, на сколько частей её можно разделить?

-да, получилось


-ответы детей

-ответы детей

-ответы детей


-читают еще раз

VII. Анализ

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • уметь определять мораль басни.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с информацией.



-На сколько частей разделили весь текст?

-О ком (чем) говорится в 1 части? Зачитайте. (зачитайте – это завязка, то есть начало действия) (ф)


- Какие события развиваются во 2 части? Прочитайте. (ф)


- Что же говорится в 3 части? (это – развязка) (ф)



- Перечислите, как Лиса называла Ворону? (ф)

- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (п)

- Догадывалась ли об этом Ворона? (п)

- Понравилась ли Вороне лесть Лисы? (п)

- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..) (к)

- Добилась ли Лиса поставленной цели? (п)

- После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (к)

- Что бы вы посоветовали Вороне? (к)

- Можно ли встретить такую ситуацию в жизни? Приведите примеры.(к)

-А как вы думаете, в чем заключается мораль этой басни?


-Найдите мораль в басне и прочитайте ее.


-на 3 части

-в первой части говорится о Ворне и о том, что Бог послал ей кусочек сыру.

-разговор Лисы с Вороной

- в 3 части говорится о том, что Лиса добилась своего и получила сыр

- Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица

-хочет обмануть

-нет

-да

-предположения


-да, добилась

-доверчивая, глупая


-ответы детей

-ответы детей


-в том, что не надо принимать лесть, как комплимент

-«Уж сколько раз твердили миру, …….»

VIII. Вторичное восприятие текста

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • прочитать басню по ролям.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с информацией.

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.)

А сейчас мы с вами прочитаем эту басню по ролям. Какие роли есть?

-Верно, автор и Лисица.

-Каким голосом надо читать за лису? За автора? И какая разница?

-Сейчас я выберу тех, кто будет читать за Лисицу и за Ворону. А остальные будут оценивать их. Критерии оценки вы можете увидеть на слайде.

-Как вы оцените своих одноклассников? И почему именно так?

-автор и Лисица



-Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ



-аргументы детей

IX. Обобщение

Задачи:

Предметные:

  • уметь сопоставлять пословицы с произведением.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с информацией.

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.)

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Вам необходимо прочитать их и выбрать ту, которая подходит к басне «Ворона и Лисица». И объяснить почему.

«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй».

«Не рой яму другому – сам в нее попадешь».

«Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи»

-пословицы

- Я понимаю первую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять.

– Я понимаю вторую пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.

– Я понимаю третью пословицу так: человеку приятно, когда его хвалят, и этим могут воспользоваться другие люди в своих интересах.


X. Итоги урока, рефлексия

Задачи:

Формировать умение оценивать результат учебных действий (регул.)

Развивать умение принимать участие в диалоге (коммун.)



- Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока, и подведём итог справились ли мы с ними?


Сейчас каждый из вас подумает о своей на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите солнышку свой лучик.

• жёлтый, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников

• оранжевый, если вы в чём-то не уверены

• красный, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл (а), что…

Для меня этот урок был интересным, потому что …

Спасибо за урокурок окончен.


-ответы детей