СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из истории дошкольного образования»

Из истории дошкольного образования


Вопрос об успешном взаимодействии педагогов и родителей в дошкольных образовательных организациях исторически является одним из важнейших с появление первых детских садов.

Первый детский сад как педагогическое учреждение был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном – так называемая «школа для малышей». Название – «детский сад» - было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем, который создал учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге.

В России первые детские сады появились в 1860-х годах, а к концу столетия насчитывалось «несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот». Поэтому неудивительно, что уже, начиная со второй половины XIX века о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в детском саду заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.

Традиционно для многих из них вышедших из эпохи приоритета семейного воспитания именно семья являлась лучшей средой для ребенка. Так, например, основатель оригинальной теории семейного воспитания, П.Ф. Лесгафт в своих работах указывал, что существование детских садов – «неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы».

Высоко     оценивая     достоинства     общественного     воспитания, К.Д. Ушинский также наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью, обращая особое внимание на роль матери.

Первым в России «детским садом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным. Первая отечественная «садовница» А.С. Симонович, считала, что в воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Ибо воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей.

Ценным вкладом в развитие вопроса о взаимодействии педагогов и родителей в дошкольной педагогике, стали исследования отечественного ученого П.Ф. Каптерева («Задачи и основы семейного воспитания», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). Он утверждал, что на рубеже веков семья и семейное воспитание переживают кризис. В связи с этим «семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с общественным воспитанием в детских садах и школах». То есть он рассматривал «живую связь семьи с общественными организациями» как «необходимое условие   правильного   развития   детской   личности   в семье».

После установления в России советской власти дошкольное воспитание приобрело статус государственного дела первостепенной важности. После переворота 1917 года одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении стала «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917). А в апреле 1919 года состоялся «Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию». В одном из положений съезда было сказано: «Учреждения общественного дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач общественного и семейного воспитания». На «Втором всероссийском съезде по дошкольному воспитанию» в 1921 году обсуждалась необходимость изучения семьи ребенка и установления с семьями тесной дружественной связи.

Немалый вклад в создание новой – советской, системы дошкольного образования внес известный педагог и общественный деятель – С.Т. Шацкий. В рамках основной образовательной директивы, а также опираясь на приоритет общественного над личным, декларируемый новой властью, педагог писал о необходимости серьезной педагогической пропаганды среди населения. Эта пропаганда рассматривалась им как неоспоримая помощь в деле массового воспитания детей.

В этом же русле рассматривал сотрудничество семьи и образовательного учреждения А.С. Макаренко, который понимал сотрудничество родителей и педагогов, как взаимную товарищескую помощь коллектива учителей семейному трудовому коллективу. «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».

То есть в советский период семья, рассматривалась скорее, как объект воздействия со стороны образовательного учреждения, а не как партнёр, субъект совместного образовательного процесса.