Просмотр содержимого документа
«Из истории дошкольного образования»
Из истории дошкольного образования
Вопрос об успешном взаимодействии педагогов и родителей в дошкольных образовательных организациях исторически является одним из важнейших с появление первых детских садов.
Первый детский сад как педагогическое учреждение был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном – так называемая «школа для малышей». Название – «детский сад» - было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем, который создал учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге.
В России первые детские сады появились в 1860-х годах, а к концу столетия насчитывалось «несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот». Поэтому неудивительно, что уже, начиная со второй половины XIX века о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в детском саду заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.
Традиционно для многих из них вышедших из эпохи приоритета семейного воспитания именно семья являлась лучшей средой для ребенка. Так, например, основатель оригинальной теории семейного воспитания, П.Ф. Лесгафт в своих работах указывал, что существование детских садов – «неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы».
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К.Д. Ушинский также наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью, обращая особое внимание на роль матери.
Первым в России «детским садом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным. Первая отечественная «садовница» А.С. Симонович, считала, что в воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Ибо воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей.
Ценным вкладом в развитие вопроса о взаимодействии педагогов и родителей в дошкольной педагогике, стали исследования отечественного ученого П.Ф. Каптерева («Задачи и основы семейного воспитания», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). Он утверждал, что на рубеже веков семья и семейное воспитание переживают кризис. В связи с этим «семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с общественным воспитанием в детских садах и школах». То есть он рассматривал «живую связь семьи с общественными организациями» как «необходимое условие правильного развития детской личности в семье».
После установления в России советской власти дошкольное воспитание приобрело статус государственного дела первостепенной важности. После переворота 1917 года одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении стала «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917). А в апреле 1919 года состоялся «Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию». В одном из положений съезда было сказано: «Учреждения общественного дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач общественного и семейного воспитания». На «Втором всероссийском съезде по дошкольному воспитанию» в 1921 году обсуждалась необходимость изучения семьи ребенка и установления с семьями тесной дружественной связи.
Немалый вклад в создание новой – советской, системы дошкольного образования внес известный педагог и общественный деятель – С.Т. Шацкий. В рамках основной образовательной директивы, а также опираясь на приоритет общественного над личным, декларируемый новой властью, педагог писал о необходимости серьезной педагогической пропаганды среди населения. Эта пропаганда рассматривалась им как неоспоримая помощь в деле массового воспитания детей.
В этом же русле рассматривал сотрудничество семьи и образовательного учреждения А.С. Макаренко, который понимал сотрудничество родителей и педагогов, как взаимную товарищескую помощь коллектива учителей семейному трудовому коллективу. «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».
То есть в советский период семья, рассматривалась скорее, как объект воздействия со стороны образовательного учреждения, а не как партнёр, субъект совместного образовательного процесса.