СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта подготовки к ЕГЭ по русскому языку»


Бочкарёва Нина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

АСОШ№1


Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
(Выступление на семинаре завучей)

План выступления

1.Работа с учащимися на уроке, мониторинг.

2.Внеурочная деятельность.

3.Работа с родителями и учителями – предметниками.

4.Самообразование педагога.

ЕГЭ как форма итоговой аттестации в настоящее время стал реальностью, и сегодня школа поставлена перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в новой форме. Педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ в том числе и по русскому языку, который объективно является одним из самых трудных предметов. Следовательно, в процессе подготовки участвуют и педагоги, и учащиеся, и родители. Несомненно, что успех сдачи экзамена зависит от множества причин, но должен основывается именно на взаимодействии  этих трёх сил.

Итак, что же зависит от учителя?

Учитывая степень сложности экзамена и большой объем материала, а также собственный опыт, прихожу к мысли, что начинать подготовку к ЕГЭ нужно как можно раньше. Процесс подготовки к экзамену я начинаю уже в пятом классе и часто делаю это в игровой форме, например, в виде игры «Четвёртый лишний» при изучении приставок или корней с чередованием, а также спряжения глаголов, изучения частей речи. Регулярно включаю в уроки задания по «Фонетике», которая изучается только в пятом классе. По орфоэпическому словарику в конце книги отрабатываем произносительные нормы. При изучении «Словообразования» эффективен такой игровой прием, как игра «Составь слово». Хочу заметить, что этот вид работы приемлем и уместен во всех классах, так как помогает увидеть структуру слова, его составные части. Известно, что задания по теме «Словообразование» являются на ЕГЭ одними из самых трудных, и систематическое использование этого приёма на уроках помогает ученикам отработать умение делить слово на морфемы.

В качестве проверки знаний по разным темам, начиная с 5 класса, использую тестовые задания, чаще- задания с выбором ответа. Учащиеся должны усвоить, что такое тест и как с ним работать. В течение всех остальных лет обучения усложняю тестовые задания. (Слайд №1 – тесты). Переосмысливаю содержание учебника и адаптирую его к новым условиям, например, активизирую работу с текстом: ученики отрабатывают умение определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи, способы связи предложений в тексте. Аналогичных заданий по всем темам русского языка мною собрано достаточно много, они удобны в применении, не отнимают много времени на уроке и помогают в непринуждённой и доступной форме запоминать трудный материал.

К концу 7 класса завершается изучение орфографии, 9 - синтаксиса и пунктуации. Возникает необходимость обобщения и систематизации изученного материала. Ученики сами создают таблицы, алгоритмы, схемы, понятные им и удобные в применении. Материалы эстетично оформляются и собираются в накопительные папки или записываются в традиционные памятки. Сейчас в магазинах можно купить и готовую продукцию, но, мне кажется, придуманные самими учащимися схемы – опоры, алгоритмы лучше усваиваются и запоминаются (Показать рисунки).

По возможности использую в своей работе тетради «Комплексная работа с текстом» или ксерокопии материалов из данных источников. Задания в них аналогичны заданиям тестов ЕГЭ, и работа по печатному тексту экономит время учащихся. (Слайд №2 – комплексный анализ текстов.)

Основная часть работы по подготовке к экзамену приходится на 10 - 11классы. На первых же уроках ученики знакомятся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами (показываются КИМы за предыдущие годы), мною даются комментарии по каждой части, рекомендации по распределению времени на выполнение заданий. Рекомендую и показываю справочники, словари, диски, пособия и т.д., имеющиеся в кабинете, сайты в интернете. (Слайд №3- методические материалы + сайты) Даю комментарии к учебникам, которые используются при подготовке к экзамену. Ученики получают информацию о примерном плане подготовки к ЕГЭ.

Традиционным в практике моей работы стало проведение в начале 10 класса безоценочного диагностического теста или пробного экзамена в формате ЕГЭ, позволяющего увидеть пробелы в знаниях учащихся. Данная работа позволяет выявить группы учеников с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в дальнейшем упрощает планирование как уроков, так и индивидуально – групповых занятий.
Для психологического комфорта часть тестов выполняется на зкзаменационных бланках. (Показать)

Особое внимание уделяется подготовке к сочинению. Считаю необходимым начинать подготовку в 10 классе т.к. за два года ученики вырабатывают навык написания сочинения по тексту, страх постепенно сменяется уверенностью в своих силах, развивается умение писать сочинение.
Ученикам предлагается алгоритм работы над сочинением  по прочитанному тексту, типичные речевые конструкции, встречающиеся в сочинениях подобного типа, образцы  сочинений, которые впоследствии можно использовать как материал для обсуждения. Учащимся предоставляется в распоряжение информация по стилистике, текстоведению, культуре речи, которую им порою некогда собирать по различным учебникам и справочникам, даётся теоретический материал по основным типам речевых и грамматических недочётов, критерии оценки сочинений.
(Слайд№4-тематические папки, папки с тестами, тетрадь записи тестов, журнал проверки)
Для подготовки к написанию сочинения я использую не только ресурсы урока, но и возможности элективных курсов, факультативов, дополнительных занятий с учащимися. Сама составляю и подбираю из имеющихся источников памятки, алгоритмы работы, советы, рекомендации, которые систематизируются и хранятся в специальных папках для подготовки к ЕГЭ.

При подготовке к написанию сочинений попутно отрабатываем умения различать типы, стили речи, определять основную мысль текста, т. е. задания части А. Учащиеся охотно используют собранный материал при написании работ.

Для осуществления контроля за деятельностью учащихся и выявления пробелов в знаниях (особенно это актуально в тех случаях, когда много выпускников) я завожу специальную тетрадь (а сейчас - электронный вариант), в которую после выполнения контрольного теста вношу результаты работы каждого школьника. В течение года запланировано обязательное выполнение восьми - десяти контрольных тестов. Таблица результатов по каждому учащемуся имеет следующий вид (образец) (Слайд №5-Сделать3 таблицы)


Ф.И.

1

2

3

4

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


.

.

.

26

Баллы


№ варианта

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+


№ варианта

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-


№ варианта

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+


+

-

+

-

-


№ варианта

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-



По ней видно, какие задания вызывают затруднения и требуют дополнительного объяснения, с какими ученик справляется успешно. Я сразу же знакомлю учащихся с критериями оценивания сочинений, а при их проверке, кроме оценки, выставляю за работу и баллы.

После контрольных тестов заполняется сводная таблица, которая выглядит таким образом (образец):


Список класса

1

2

3

4

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


.

.

.

соч

Баллы

за работу

Беспалова Е.

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-



Ислямов А.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-



Круглова А.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+


+

-

+

-



Никитин А.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-




Эта таблица позволяет получить информацию по классу. Далее я применяю индивидуализацию и дифференциацию, продумываю систему работы со всем классом, группами учащихся, отдельными учениками. Если выявлены тема, раздел, по которым испытывают затруднения многие учащиеся, считаю целесообразным проведение зачёта после повторной проработки темы, групповых и индивидуальных консультаций. Затем провожу контрольную работу по материалам ЕГЭ, причём все ученики получают разные варианты.

Третья таблица, которую я заполняю, помогает прослеживать динамику в выполнении заданий от теста к тесту. Она выглядит так (образец):


Ккласс


















15.09.

12

15

8







17









16.10.

10

14

11







18









15.11.

8

15

10







16









17.12.

11

16

12







14










Для удобства и большей наглядности сведения из данной таблицы можно представить в виде графика или диаграммы.

Таким образом, эти три таблицы позволяют мне держать в поле зрения класс в целом и каждого учащегося в отдельности, выявлять задания, при выполнении которых ученики испытывают затруднения, или, наоборот справляются легко. Заполнение таблиц требует определённых затрат времени, но эта работа необходима, так как позволяет отслеживать результаты и корректировать дальнейшую подготовку к экзамену. В моём кабинете имеется достаточное количество тестов разных вариантов, я имею возможность давать детям индивидуальные задания. Чтобы довести навыки работы с тестами до автоматизма и не испытывать стресса на экзамене, выпускники решают задания в классе и дома. Продолжая традиции уроков работы над ошибками, назначаю подготовленных учащихся консультантами для более слабых. Использую все виды схем – опор, подготовленных в течение нескольких лет учёбы. Кроме решения тестовых заданий, идёт повторение и систематизация материала блоками. Использование на уроках текстов художественной литературы, а также сами уроки литературы позволяют мне работать над художественно- изобразительными средствами языка.

Я считаю, что успешной сдаче экзаменов способствует и внеурочная деятельность. Рекомендую учащимся для расширения кругозора принимать участие в олимпиадах, конкурсах, тестировании («Золотое руно», «Русский медвежонок» - 11человек) Сейчас в интернете имеется множество сайтов, есть возможность пройти тестирование, проводимое КФУ, в котором мои ученики принимали участие на обязательной основе в 10 классе, в этом учебном году на добровольной основе приняли участие в дистанционной олимпиаде, проводимой этим же учебным заведением .

Консультации перед экзаменом.
Немаловажной является и работа учителя накануне экзамена. Ученики получают последние наставления, советы, выясняют те вопросы, которые представляют наибольшую трудность. Ошибочно думать, что выпускники смогут самостоятельно выделить те вопросы, которые необходимо повторить. Консультации перед экзаменом – это погружение в предмет. Консультации проводятся ежедневно (без выходных) в течение 5-7  дней, продолжительность одной консультации 1,5 часа. Работа ведётся по плану учителя, по заданиям теста ЕГЭ. Если у ребят есть вопросы, то они рассматриваются, но вопросы задаются редко, поэтому задача учителя не ждать вопросов, а давать информацию, обращая внимание на все подводные камни в задании. Обычно на консультации повторяется правило, вспоминаются трудные случаи, исключения, проводится работа с тестами, сразу же  анализируются и объясняются ошибки.
Во время проведения консультаций не ругать, а только хвалить. Нужно показать, что ребята готовы к экзамену, что всё самое неприятное позади. Психологически настроить на праздник знаний. Но напомнить, что экзамен – это и борьба за каждый балл. (Следует привести примеры проходных баллов в разные ВУЗы и подчеркнуть, что везде разные критерии оценки.).
Роль ученика в подготовке.
Несомненно, большое внимание уделяется самоподготовке и взаимопроверке, причём необходимо учитывать разную степень подготовленности учеников.  При подготовке к экзамену учащиеся используют разнообразные пособия. Для того чтобы книга действительно помогла ученику, она должна содержать:
•    Указания, на какие разделы курса следует обратить внимание;
•    Указания на то, как, какими упражнениями, с опорой на какой теоретический материал можно устранить пробелы в знаниях;
•    Материал максимально приближенный к реальным тестам;
•    Элементы психологической подготовки ученика к сдаче ЕГЭ.
Главное, чтобы дети как можно больше работали с тестами.

Работа с родителями. Слайд №6- работа с учителями
Контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ крайне важен. На родительское собрание в10 классе в обязательном порядке приглашается учитель русского языка и литературы. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем и т.д. В конце 10 класса учитель встречается с родителями, дети которых получили неудовлетворительную оценку на итоговом тестировании. Родители получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов.
В 11 классе проводится аналогичная работа. Родители учащихся, получивших низкие баллы, приглашаются для индивидуальной беседы. Большую помощь при работе с родителями оказывает личный журнал учителя, в котором за два года отмечены все пересдачи, невыполненные домашние работы, ненаписанные сочинения и т.д.
Саморазвитие учителя Слайд №-сборник, курсы

Учитель в современных условиях не может стоять на месте в своём творческом развитии. Я так же, как и мои ученики прошла тестирование, работала экспертом республиканской комиссии по проверке сочинений, в проверке муниципального пробного ГИА, в профильном лагере во время каникул, участвую в семинарах, конкурсах, публикую материалы в районных и республиканских сборниках. Участвую в профессиональных конкурсах.

Что мешает в работе?

1.Безответственное отношение учеников, а иногда и родителей

2.С введением ЕГЭ не изменились школьные учебники, количество часов неизбежно сокращается, школы не снабжаются дидактическими материалами

Что помогает?

Моральное удовлетворение от высоких баллов, полученных учащимися на экзаменах.

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену должна осуществляться планомерно и регулярно на протяжении ряда лет. А целенаправленная работа по устранению пробелов позволяет своевременно корректировать учебный процесс.