Из опыта работы учителя математики
Компьютер все больше входит до ближайшего интеллектуального окружения ребенка, способствует развитию умственных способностей и активному и сознательному приобретению знаний и умений. Он повышает интерес к обучению, приучает учащихся алгоритмически мыслить, является наиболее адекватным техническим средством обучения, который способствует деятельному подходу к учебному процессу. Как активный партнер, он тем самым стимулирует активность учащихся, способствует лучшему осознанию учебного процесса, сближает сферу образования с реальным миром.
Проблема, над которой работает Вахрушевский учебно-воспитательный комплекс №2 «Берегиня», - «Развитие и формирование компетентностной личности в процессе применения традиционных и современных, инновационных технологий» тесно связана с проблемой, над которой я работаю: «Использование компьютерных технологий, традиционных технологий на уроках математики для формирования компетентнстной личности».
Возможности компьютерной поддержки учебной деятельности в процессе изучения математики велики. Компьютерная поддержка уроков заинтересовывает учащихся и облегчает понимание методов и понятий. Использование программных средств дает наглядные представления об основных понятиях математики, способствует развитию образного мышления, подталкивает учащихся к исследовательской деятельности.
Среди многих проблем современного образования есть одна, которая волнует как учителей, так и учеников, причем она становится с каждым годом все актуальнее. Это проблема согласованности времени, отводимое на изучение определенной темы, и восприятие ее учащимися. Одним из направлений решения указанной проблемы во время изучения некоторых тем по математике является внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Несмотря на огромный педагогический и дидактический потенциал, новые информационные технологии обучения с трудом находят место в современной школе. Это обусловлено рядом причин: слабой материальной базой школы, неподготовленностью учителей, практическим отсутствием методик использования компьютеров для преподавания математики.
Многие из педагогов - исследователей сегодня говорит о том, что компьютер плохо сочетается с традиционной системой образования. Применение его в рамках классно – урочной системы имеет незначительное влияние на результаты обучения, хоть и повышает мотивацию учебной деятельности. Однако возможности компьютера как инструмента развития познавательных, творческих, исследовательских способностей детей могут вполне проявиться с изменением цели и содержания современного образования в сторону личностно-ориентированной модели обучения. Я не отказываюсь от традиционных уроков, ищу эффективные методы обучения, такие средства, которые активизируют учебную деятельность, стимулируют самостоятельную работу учащихся, прививают и поддерживают интерес к предмету.
На каждом уроке я опираюсь на следующие составляющие:
Обеспечение контакта с классом и с каждым учеником на основе равноправных отношений;
Учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
Формирование умения пользоваться математической терминологией;
Организация поисковой работы, направленной на формирование творческого мышления;
Учет современных тенденций развития математической науки;
Повышение эмоциональной насыщенности шага;
Подача нового материала эмоционально окрашенным;
Создание ситуаций, которые бы постоянно заинтересовывали учащихся учебным материалом, в частности объектами, которые изучаются;
Поддержание интереса к предмету;
Учет особенностей учащихся с образным мышлением.
Компьютер нужно использовать там, где в этом возникает учебная потребность, а именно для организации индивидуальной работы учащихся на уроке или в наглядном объяснении нового материала.
Приведу примеры использования компьютерных технологий на уроках математики.
1. В пакет Microsoft Office входит универсальная, простая в использовании программа для подготовки презентаций Power Point. Презентации, созданные благодаря этому инструменту, могут содержать фотоснимки, диаграммы, рисунки, компьютерную анимацию процессов и явлений, звуковое сопровождение. Это разнообразит преподавания учебного материала и дает возможность ученикам за небольшой промежуток времени получить больше информации и лучше ее понять. Использование презентации вызывает у учащихся естественный интерес, усиливает мотивацию к обучению. Созданные средствами этой программы презентации помогают мне в наглядном преподавании учебного материала, обобщении и систематизации уже полученных знаний и определении уровня учебных достижений учащихся. Во время использования презентации на уроке учащиеся делают заметки, через что лучше запоминают учебный материал. К тому же использование презентации на уроке предполагает активное участие в учебном процессе как учителя, так и учеников, повышает производительность урока, помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Одним из путей реализации проблемы индивидуализации обучения является дифференциация. В зависимости от способностей учеников создаю три группы, а ученики сами решают, в какой группе могут работать.
I группа - сильные учащиеся, которые решают задачи повышенной сложности, задачи творческого характера.
II группа – учащиеся, которые хорошо владеют школьным материалом.
III группа – учащиеся, которые нуждаются в помощи.Начало формКонец формы
Такая система работы учитывает уровень работоспособности учащихся ( память, мышление, устойчивость их внимания и заинтересованности), а также их умение рационально использовать время и планировать свою деятельность, систематически использовать самоконтроль, эффективно выполнять основные виды умственного труда ( анализ и синтез, обобщение и дифференциация, абстрагирование и конкретизацию).
Презентации, которые используются в обобщении и систематизации знаний и в определении уровня учебных достижений, чаще всего создаю с помощью гипертекстовых ссылок. Компьютерные презентации использую с различными целями и на различных этапах обучения:
во время объяснения новой темы (с голосовым сопровождением или с комментирование учителя): урок проходит в виде школьной лекции, где ученики не только слушают, просматривают информацию на экране, конспектируют, а и отвечают на вопросы, решают задачи по приведенному образцу;
для контроля полученных теоретических знаний: презентация содержит вопросы с последующим появлением правильного ответа (сначала ученик отвечает на вопросы, а потом все читают на экране правильный ответ);
для индивидуальных заданий : во внеурочное время учащийся, по желанию, может подготовить ( сам или с помощью учителя) презентацию на данную тему ( например, справки из истории развития
математики, об ученых – математиков и тому подобное), а потом на уроке представить ее другим ученикам. Это побуждает учеников к поиску нужной информации, а также способствует развитию творческого мышления, умение правильно и кратко формулировать свои мысли);
на уроках информатики учащиеся 10 класса во время изучения темы «Компьютерные презентации» выполняют мини-проекты «Презентации – тесты для учащихся 5-6 классов по математике », где в дальнейшем использую на уроках в 5-6 классах.
2. Пакет динамической геометрии DG создан для поддержки школьного курса планиметрии. DG – это компьютерная среда экспериментирования по геометрии. Программа DG дает возможность ученику делать на компьютере построения, аналогичные классическим геометрическим построениям «на бумаге», но DG позволяет «оживлять» полученный рисунок, наблюдать, как он изменяется при перемещении базовых точек мышью.
Приведу пример использования программы в 6 классе при изучении темы «Декартова система координат». Во время самостоятельной работы ученики получат карточки-задания, где на координатной плоскости нужно последовательно нанести, а потом соединить точки отрезками. Если работа будет правильно выполнена, на экране появится изображение различных фигур, зверей и т. п , если ученики сделали ошибку, то она легко находится, тем самым экономится время на проверку самостоятельных работ.
Приведу фрагмент урока геометрии 7 класса при изучении темы «Сумма углов треугольника». Каждый ученик открывает программу динамической геометрии. Далее выбираем координатную плоскость ( клавиши F6, F7) и каждый ученик чертит любой треугольник: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный и тому подобное. Делаем предположение:
- Вы начертили треугольники, а чему будет равняться сумма углов каждого из треугольников?
Ученики высказывают свои мнения. Далее им предлагаю проверить свои гипотезы с помощью инструмента программы «измерения углов». Понятно, что ответы будут совпадать. А дальше переходим к обычного урока, где будем доказывать теорему о сумме углов треугольника. Таким образом, учащиеся практически убеждаются в своих догадках и наверняка запоминают, что сумма углов треугольника равна 1800. Пакет динамической геометрии был также использован на уроке информатики в 7 классе «Кодирование графической информации», где ученики раскодировали векторные изображения. Данный урок получил высокую оценку на городском семинаре учителей математики и информатики 18 февраля 2016 года.
Подытоживая материал, хочется подчеркнуть, что компьютер – это не панацея от всех школьных бед, это – помощник, с помощью которого ученики должны раскрывать свои способности. Он ни в коем случае не должен зачеркивать ни ученика, ни учителя. Во всем должен быть предел, как в применении традиционных методов обучения, так и во внедрении современных средств к школьной повседневности. И эту грань можно проводить на каком-то четком обще статистическом уровне. Эта граница, с одной стороны, может быть проведена уровнем самосовершенствованием учителя, а с другой – разным уровнем владения учащихся основами компьютерной грамотности. Уроки математики в коем случае не надо превращать в компьютерный ликбез учеников. Поэтому в вопросе применения компьютера на уроке очень остро стоит проблема проведения диагностики для дифференциации учащихся.
Используя тот или иной программный средство на уроке, во-первых, учитель сам должен владеть им, во-вторых, нужно тщательно подбирать дидактический материал и четко знать на каком этапе урока применять средство.
Работая в классах с углубленным изучением русского языка, истории, где математика считается обычно второстепенным предметом, где количество часов уменьшено, я встречалась с определенными проблемами, прежде всего связанными с тем, что основательного изучения математики не хватает времени. Поэтому задумывалась, как рационально спланировать время на уроке, чтобы достаточное внимание уделить всем учащимся, учитывая особенности и способности каждого ребенка.
В классах с углубленным изучением математики особое внимание уделяю качеству урока – это, прежде всего, его результативность в достижении учебной, развивающей и воспитательной цели. Вызвать интерес, желание учиться, развивать мышление, активизировать работу мысли – имеет целью каждый учитель. В современных условиях от каждого учителя требуется большое мастерство, чтобы
поддерживать устойчивый интерес к обучению. Систематическая, планомерная и настойчивая работа в привитие учащимся навыков нахождения различных способов решения задач способствует развитию приемов логического поиска, который, в свою очередь, развивает исследовательские способности школьников. Учащиеся создают проекты с компьютерной поддержкой, (приучаются к работе с различными источниками информации, что активизирует их познавательную деятельность.
Особое внимание уделяю работе со способными и одаренными учащимися:
Веду занятия в Школе олимпиадного резерва;
Стараюсь внедрять в школьную практику новейшие информационные технологии
Иду дорогой поиска, ищу свои формы и методы работы, чтобы дойти до ума и сердца учеников, как одаренных, так и тех, кому трудно изучать математику, органично сочетая коллективные формы работы с групповыми и индивидуальными. Главная моя задача – вернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей теперь и в будущем.
Учитель математики и информатики и ИКТ ВНВК № 2 «Берегиня» Вирченко Н.И. Начало формы
Конец формы