Формирование ключевых компетенций учащихся
средствами УМК СФЕРЫ
через систему компетентностно-ориентированных заданий
Моё выступление нацелено на решение трёх задач
Объяснить, почему на данный момент УМК СФЕРЫ кажется мне наиболее отвечающим современным требованиям системы образования
Попытаться доказать, что достаточно обширный состав этого УМК это явный плюс.
3. Поделиться опытом, как я вижу процесс формирования ключевых компетенций учащихся средствами УМК СФЕРЫ
через систему компетентностно-ориентированных заданий
ПРИТЧА
Карандаш
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Желаю вам, чтобы ваше «обтачивание» жизнью было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы вы имели силы продолжать то, чем вы занимаетесь, независимо от вашего состояния.
1.2 Понятие «компетентности» в контексте школьного образования
Ускорение темпов развития общества - главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Многие исследователи отмечают, что не следует компетентностный подход противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Так, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н.Поливанова, О.В. Соколова, Г.А.Цукерман указывают, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Они предлагают три варианта сценария возможного развития событий, выделяя третий:
подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования;
перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (то, что происходит в современных разработках Стандарта);
выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде УУД, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно-ориентированных подходов.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается проблема компетентности и поиск оснований реализации компетентностного подхода в образовании. Сегодняшний день наметил, с одной стороны, необходимость, а с другой, неизбежность реализации компетентностного подхода, который позволит:
перевести образование как процесс накапливания знания в деятельностный процесс, использования фактов в решении открытых жизненных задач/проблем;
реализовать смену парадигмы с «образование на всю жизнь» в «образование через всю жизнь»;
объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования.
Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей, важно в школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.
Таким образом, я определила для себя те приоритеты, на которые мне необходимо работать.
Качества, необходимые в 21 веке |
- мобильность - конструктивность, - умение учиться. - умение самостоятельно принимать решения..., - способность к сотрудничеству, - обладание чувством ответственности за судьбу страны - готовность к решению проблем, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - коммуникативная компетентность |
1.3 Описание критических условий и формулировка проблемы
Но достичь всего этого, можно лишь обладая высокой мотивацией к учению. Как же дело обстоит на уроках географии? Впервые с этой проблемой я столкнулась ещё 10 лет назад в 2005 году, это было время перехода к ЕГЭ, и многие ученики ещё тогда осознали, что изучение географии никак не повлияет на получение им аттестата. Ребята перестали выбирать мой предмет в качестве экзаменационного. И если в младших классах эта ситуация была более-менеее нивелирована тем, что всё-таки курс географии 6,7 классов достаточно интересен, то в 8-11 классах всё сходило на нет.
С целью выявления уровня мотивации к изучению предмета у учеников 8-11 классов нами была проведена анкета, главным вопросом в которой был вопрос о задачах изучения географии. В анкетировании участвовало 28 учеников 8-11 классов. Детям было предложено самостоятельно определить мотивы необходимости изучения предмета.
Результаты анкетирования
Для чего нужно изучать географию?
Мотивы изучения русского географии | % учащихся, |
1. Можно получить практические навыки | 100 |
2. Высокий балл по ЕГЭ позволит поступить в выбранное учебное заведение | 100 |
3. Хочу много знать о родной стране и мире | 67 |
4. Русский человек обязан свою страну | 39 |
5. Мне интересен этот предмет | 22 |
Старшеклассники единодушно дали стандартный ответ: чисто утилитарный. Подобное отношение к предмету «География» является, на мой взгляд, следствием слабой мотивации к его изучению. Никто из опрошенных не упомянул о том, что география играет важную роль в формировании всесторонне развитой личности школьника, в необходимости понимать и осознавать закономерности развития природы, особенности, следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве; проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Учитель становится перед очень сложной проблемой: как добиться выработки у учащихся компетенций, необходимых для человека в современном мире при тех условиях, что мотивация к изучению предмета практически отсутствует.
Таким образом, ещё 10 лет назад я поняла, что необходимо создать такое образовательное пространство, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. В условиях такого образовательного пространства моя главная функция - организатор самостоятельной познавательной деятельности ученика. Для достижения поставленных целей и создания нового образовательного пространства в своей работе я начала использовать педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
проблемное обучение
проектная деятельность
исследовательское обучение
информационно-коммуникативное обучение
кейс-технологии
использование ситуационных задач
технология критического мышления
Свою педагогическую деятельность я не строю по какой-то одной технологии, а учитываю возрастные особенности, уровень подготовки классного коллектива, темперамент и другие индивидуальные особенности, сочетаю их элементы. В моей работе на пути к достижению цели выработана определенная система обучения, которая позволяет добиваться положительных результатов. Основным элементом сложившейся системы является использование в преподавании УМК "Сферы" по географии. В 2005-06 учебном году на курсах повышения квалификации в я познакомилась с УМК линии «Сфера» «География». Данный УМК являлся инновационным для школ России. С 2006-2007 учебного я начала участвовать в апробации этого УМК. И дружба эта продолжается многие годы. Второй раз вопрос о выборе УМК встал в 2014 году, когда ФГОС шагнул в 5 класс, и мне необходимо было по новой определится с выбором УМК. Как таковой вопрос не стоял. Это опять был УМК СФЕРЫ.
Комплект по курсу в каждом классе включает в себя: учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-практикум, атлас, контурные карты, электронное приложение к учебнику, методические рекомендации для учителя. Очень часто мне задают вопрос: успеваете ли вы в практической деятельность использовать весь этот арсенал средств обучения, не ложится ли это тяжким грузом временных и материальных затрат на плечи родителей. Отделим зёрна от плевел.
Для ученика предназначены: учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-практикум, атлас, контурные карты, электронное приложение к учебнику. Учебник и электронное приложение к нему приобретается за счёт средств государства. Контурные карты и атласы испокон веков покупались родителями и никаких вопросов по этому поводу не возникало. Отдельно мои дети покупают лишь в обязательном порядке тетрадь-тренажер и тетрадь-практикум. При правильной, грамотной работе с родительской общественностью обычно вопросов не возникает. Тетрадь-экзаменатор покупается учителем и материалы копируются на учеников в случае необходимости. Кроме того, для случаев, когда семья в реальности не может приобрести тетради, у меня есть электронный вариант пособия, распечатываю и дарю.
Теперь о временных затратах. Самая большая работа предполагается в тетрадях-тренажёрах. Но, если на уроках не заниматься болтовней, а реализовывать деятельностный принцип, то практически все задания выполняются на уроках. Пример, тема «Развитие географических знаний о Земле» (7 ч), в тетради- практикуме предполагается выполнение 26 заданий, т.е в среднем 4 задания за урок, совсем немного, из которых 1-2 я использую на стадии создания проблемной ситуации и целеполагания, на закрепление остаётся 2-3 задания.
Далее – тетрадь-практикум, по той же теме предполагается 1!!! практическая работа «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники». Да, это задание большей частью выполняется дома, но в практикуме дана подробнейшая инструкция к работе. Некоторое время назад, когда я на один год отказалась от тетради-практикума, я тратила гораздо большее время на запись и оформление работы в обычной теради для практических работ, особенно, когда практическая работа предполагала необходимость начертить схему, таблицу и т.п. Значение тетради-практикума для организации учебного процесса определяют два главных фактора. Во-первых, для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жесткой связки с другими компонентами УМК. Во-вторых, в традиционной практике подготовка форм для оформления результатов работы (форм таблиц, основ для графиков и диаграмм и т.п.) требовала немалых временных затрат учителя и ученика. Данная тетрадь содержит все необходимые формы.
Поделиться опытом, как я вижу процесс формирования ключевых компетенций учащихся средствами УМК СФЕРЫ
через систему компетентностно-ориентированных заданий
Каким же образом применение в обучении УМК «Сферы» способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых компетенций?
Учебник в УМК «Сферы» предоставляет широкие возможности для формирования учебно-познавательной компетенции.
Текст параграфа, расположенный на одном развороте содержит разнообразный информационный материал. Благодаря таким разделам, как «Геофокус» и «Блокнот», в целом текст учебника является познавательным и занимательным, написанным на высоком научном уровне. Статистический, справочный, иллюстративный материал дополняет и расширяет текст. Все это позволяет применять различные приемы работы с текстом. Часто использую в своей работе метод "Квант". Тема «Строение земли. Горные породы». (параграф 25). Учащиеся делятся на 4 группы. 1-ая группа вычленяет 5 ключевых слов и уточняющие признаки этих понятий. 2-ая группа - составляет схему или таблицу, отражающие общее содержание текста; 3-я группа пишет тезисы по данному тексту; 4-ая составляет вопросы по данному тексту. После выполнения работы учащиеся представляют результаты.
Эффективным является прием «Чтение с пометками INSERT», целью которого является работа с текстом на основе знаковой системы. Я предлагаю проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. (+,-,?,!)
Для формирования навыка систематизации и структурирования текста я использую прием "Составление кластера".
Таким образом, используя возможности учебника и перечисленные приемы, я систематически формирую следующие умения учащихся: организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Умение ставить цель и уметь пояснить свою цель помогает рубрика «Вы узнаете».
Сформировать исследовательскую компетенцию помогает рубрика «Мои географические исследования», которая состоит из основного задания и «Помощника», содержащего алгоритм действий.
Отвечая на данные вопросы с помощью одной карты, учащиеся открывают для себя новые знания. Уже через несколько уроков, чтобы открыть для себя новые знания ученикам потребуется не только карта полушарий, но и карты «история географических открытий» и «политическая карта полушарий». А исследовать они будут маршрут путешествия Афанасия Никитина. «Помощник» дает следующие вопросы:
Из какого города начал свой путь А.Никитин?
Какие горы и моря пересек путешественник?
В каких частях света побывал А.Никитин?
По территории каких современных стран прошел путешественник?
Следуя логике построения учебного исследования перед выполнением заданий "Помощника" прошу учащихся выдвинуть гипотезу нашего небольшого исследования, а также сформулировать цель исследования.
Целенаправленная работа с рубрикой "Мои географические исследования" способствует формированию исследовательских навыков у учащихся основной школы и исследовательской компетенции учащихся старшей школы. В старших классах провожу уроки-исследования в группах постоянного и сменного состава. При выполнении работы учащиеся обмениваются полученными результатами, подводят итоги и делают выводы. Таким образом, у них вырабатываются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты.
Рубрики «Вы узнаете» также использую на этапе целеполагания или формулировки темы. Например, проанализировав фразы из данной рубрики: Как человек использует камень и что такое полезные ископаемые, мы без труда подходим к теме «Человек и мир камня». Рубрика «Вспомните» помогает актуализировать уже имеющиеся знания и создать проблемную ситуацию осознания нехватки имеющихся знаний. Так перед изучением темы «Гидросфера», используя вопросы рубрики «Вспомните», дети с лёгкостью справляются с первыми двумя: В каких состояниях находится вода, при какой температуре вода превращается в лёд, в пар. А вот третий вопрос: какой воды на земле больше: солёной или пресной, рождает бурный спор и массу противоречий, устроим голосование, сформулируем проблему, поставим цепь вопросов-задач урока и приступим к их решению.
Мне искренне жаль тех педагогов-предметников, которым приходится высасывать из пальца каждый урок этап создания проблемной ситуации, за меня всё придумал учебник! Богатый иллюстративный ряд тоже активный помощник. Часто я прошу закрыть текст листом бумаги и, ориентируясь только на рисунки, сформулировать тему урока, поставить цель, наметить план преодоления противоречий.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Нужно учить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации предпочтение отдается таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я поняла необходимость стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). В них я увидела одно из возможностей преодоления возникших трудностей.
Считаю, что компетентностно ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных компетенций.
Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
- стимул,
- задачная формулировка,
- источник информации,
- бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
- инструмент проверки.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося.
Приведу один из примеров КОЗ и пути их решения с помощью УМК СФЕРЫ
1 . Тема урока: «Географические координаты» - 5 класс
Стимул: Скоро весенние каникулы, очень часто мы с вами отправляемся в путешествие по городам России. Но пора расширять наши горизонты. Представим на миг, что мы получим возможность отправиться не только в города России, но и посетить зарубежные города и даже вершины гор и вулканов. Но для этого требуется выполнить одно условие, правильно определить географические координаты этих объектов, а затем поделиться информацией с другими ребятами.
Задачная формулировка:
Распределитесь по группам:
1 группа – Кто мечтает посетить города России
2. группа – Кто мечтает посетить зарубежные города
3 группа – Кто мечтает покорять горные вершины
Определите географические координаты объектов, указанных в задании тетради-тренажёра
1 группа – задание №6 часть 1
2. группа – задание №4
3 группа – задание №6 часть 2
3. Запишите координаты или объекты в указанные графы задания
Источник информации
Тетрадь-тренажёр стр. 8, атлас с. 6-7, 10-11
Для тех, кто что-то забыл, учебник с. 50-51
Бланк для выполнения задания
Указанные страницы тетради
Инструмент проверки.
1 группа
Объект | Координаты | Количество баллов |
Нижний Новгород | 56 с.ш. 44 в.д. | 4 балла ставится за каждое задание, если оно выполнено абсолютно верно. Отнимается по 0,5 балла за каждую ошибку в определении цифры или широты, долготы. Итого: 15-16 баллов – «5» 12-14 баллов – «4» 8-11 баллов – «3» |
Норильск | 69 с.ш. 88 в.д. |
Москва | 55 с.ш. 38 в.д. |
Хабаровск | 48 с.ш. 135 в.д. |
2 группа
Координаты | Объект | Количество баллов |
39 с.ш. 116 в.д. | Пекин | 5 баллов за абсолютно правильное определение географического объекта и правильное его написание 4 балла – Объект определён правильно, но есть ошибки в написании названия (или неверно определён 1 объект) 3 балла – Правильно определены 2 объекта |
19 с.ш. 99 з.д. | Мехико |
34 ю.ш. 19 в.д. | Кейптаун |
30 с.ш. 32 в.д. | Каир |
3 группа
Объект | Координаты | Количество баллов |
Народная (Урал) | 65 с.ш. 60 в.д. | 4 балла ставится за каждое задание, если оно выполнено абсолютно верно. Отнимается по 0,5 балла за каждую ошибку в определении цифры или широты, долготы. Итого: 15-16 баллов – «5» 12-14 баллов – «4» 8-11 баллов – «3» |
Эльбрус (Кавказ) | 43 с.ш. 42 в.д. |
Белуха (Алтай) | 50 с.ш. 86 в.д. |
Ключевская Сопка (п-ов Камчатка) | 56 с.ш. 160 в.д. |
Разновидности КОЗ -
- Проблемная задача;
- Моделирование;
- Исследовательская работа;
- Проект;
- Творческая работа.
- Проблемная задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т п. Приведём пример:
1. Составление маршрута путешествия из Москвы в Диснейленд (тетрадь-практикум) (при помощи глобуса и нити, физической карты, градусной сети)
- Моделирование предполагает создание конструкций определённого типа, а также схем, таблиц с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Приведём примеры заданий для моделирования:
1. Используя данные таблицы, постройте столбчатую диаграмму «Максимальные глубины океана» (терадь-тренажёр 5-6 класс)
- Исследовательская работа требует самостоятельного анализа. Чаще всего учащийся проходит путь от формулировки проблемы и уточнения темы до получения результатов при консультативной помощи учителя. Приведём примеры заданий для исследования :
1) Проведите исследование на тему «Приборы, необходимые древним мореплавателям» (тетрадь-тренажёр).
- ПРОЕКТ
В 5 классе я предлагаю учащимся творческий проект «Великие русские путешественники» при изучении темы «Развитие географических знаний о Земле» (тетрадь-практикум). Результаты работы дети представляют в форме электронных презентаций. Ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, выдвигать гипотезу, отбирать содержание, делать в ходе выполнения работы выводы. Семиклассники после изучения темы «Антарктида» разрабатывают «проект создания научной станции в Антарктиде». В данном проекте учащиеся выбирают место для строительства станции, планируют объекты природы для изучения учеными, выбирают тип домов, прорабатывают возможности электроснабжения, костюмы полярников. Используя знания, полученные на уроках географии, дети применяют их в новой ситуации. Защита проекта проходит в форме ролевой игры. Среди учеников выбираем инвесторов, готовых вложить средства в строительство станции. Главная задача инвесторов – выбрать наиболее оптимальный проект, поэтому они очень «придирчивы» к представленным проектам и задают множество вопросов. Обычно в классе бывает ещё 3 группы учащихся, которые выносят на суд инвесторов свои проекты. Защита иногда превращается в театрализованное представление со стихами, музыкой. Все зависит от творческой активности участников.
- Творческая работа создаёт условия для индивидуального проявления компетентностей старшеклассников. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст. В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность, поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи.
Приведём примеры творческих заданий:
Опишите своё отношение к местному климату в одной из форм:
А) развёрнутого прогноза погоды;
Б) письма к другу, живущему на юге (севере);
В )жалобы дачника.
Заключение
Активная работа по данному УМК продолжалась почти десять лет. Хочется сказать о впечатлениях. И сказать это устами детей.
Вопрос: «Мы с вами на уроках географии работаем по УМК СФЕРЫ. В результате такой работы изменилось ли что-нибудь в вашем отношении учёбе? Напишите о своих впечатлениях».
Что же дети?
Во-первых, 100% ответили, что УМК им нравится!
Во-вторых, как же они поясняли свой ответ:
- Я стал понимать, для чего выполняю то или иное задание
- Мне стало спокойнее работать, потому что я точно знаю, как будет оцениваться моя работа
- Мне интересно выполнять задания, потому что каждый раз решаю какую-то проблему
- Мне легче выполнять задания по практикуму, так как в них дан план решения
- Задания в тренажёрах интересные и познавательные
- Учебник заставляет меня думать
- Мои родители обратили внимание на тетради и учебник
- С их помощью я научился сам себя проверять и контролировать
- Они дают возможность мне работать в своём темпе
- УМК даёт мне больше самостоятельности