Из опыта работы учителя математики МБОУ «Манаскентская СОШ» Таги-Заде Н.К. по подготовке выпускников к ЕГЭ.
«Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится»
Подготовка к итоговой аттестации, а особенно к ЕГЭ по математике – это ответственный процесс. И от того насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит результат.
К единому государственному экзамену готовила учащихся девять лет подряд. И поэтому у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно- ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 11 классе есть обязательные предметы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». Кроме того приказом по школе определены часы индивидуальных и групповых консультаций по математике для выпускников 11 класса. Как и уроки, мною контролируется посещаемость консультаций учащимися 11 класса с обязательной отметкой в специальном журнале под роспись, 1 раз в месяц информация о посещаемости доводится до сведения родителей выпускников. Выясняю причины отсутствия ученика на занятии, довожу до сведения родителей.
Цель моей работы – не только подготовить ученика к прохождению итоговой аттестации, но и заложить фундамент знаний по математике, необходимый для продолжения образования в ВУЗе.\
Возникает вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдачи ЕГЭ?» Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый задает себе вопрос: «С чего начать?»
Подготовительную работу по подготовке к ЕГЭ начинаю
с анализа результатов экзамена по математике;
изучаю демоверсии ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
планирую работу по развитию навыков выполнения заданий базового и профильного уровней;
веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ.
Целенаправленное повторение. Параллельно с календарно-тематическим планированием программы разрабатываю план повторения материала на два года 10-11 классы. Повторяем ключевые темы программы основной школы. Если на уроке не хватило времени - делаю это на элективном курсе, консультации.
Зачеты по повторению не провожу, но проверяю знания теоретического материала каждого ученика на консультации в ходе индивидуальной беседы.
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности
Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика (по результатам КДР, текущих контрольных и самостоятельных работ), которые я веду в течение двух лет.
Проанализировав результаты работы, я выявляю пробелы в знаниях учащихся и организую повторение материала, с учетом допущенных ошибок. При этом осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив задания в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика. Подбор заданий осуществляю так, чтобы впоследствии ученик сумел набрать максимально возможное количество баллов на ЕГЭ. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз западающие ими темы с тем, чтобы повторять теорию, получить консультацию учителя, пройти тестирование по этой же теме снова.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий. Среди этих видов устной работы я выделяю так называемые устные упражнения - “устный счет”.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
В связи с введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач постоянно, на каждом уроке, 5-7 минут выполняем упражнения в устных вычислениях, начиная с 5 класса. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Сформированность вычислительных навыков, учащихся является критерием, характеризующим качество математической подготовки школьников. Наряду с этим она является одним из важных показателей учебных и личностных достижений школьников. Поэтому провожу большую работу по выработке умения сознательно, быстро и безошибочно выполнять действия над числами. Имею подбор устных упражнений по всем темам, в течение года анализирую устную работу учащихся, провожу проверочные работы по закреплению вычислительных навыков, работаю над проблемой рационального выполнения вычислений. Пользоваться калькулятором не разрешаю, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.
Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.
Приведу ряд сайтов, которые действительно полезны, я их использую для подготовки к урокам и консультациям, учащиеся подготовке к ЕГЭ:
Решу ЕГЭ http://reshuege.ru/;
ALEXLARIN.NET http://alexlarin.net/;
АВ Alleng http://www.alleng.ru;
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике http://mathege.ru;
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/;
Официальный информационный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru/ и т.д.
В работе с учащимися я использую следующие свои собственные подходы, приемы и методики: Обязательное заучивание правил и формул. С первого класса учащиеся изучают формулы по математике, иногда даже не осознавая того. Их настолько много, а особенно в 10 - 11классах, что запомнить весь массив иногда не удастся. На выручку идут специальные сборники, но я прошу учащихся выписывать (делать шпаргалки) и заучивать, а потом и повторять формулы по темам. Применение правильной формулы дает простое решение задачи. Знание правил и формул проверяю: даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории (знание правил и формул), вторая часть - простейшие примеры на их применение. При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. Задания в нем даны по уровням. Набор заданий формирую для каждого ученика отдельно. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками во внеурочное время на дополнительных занятиях. Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять домашние задания, необходимо ещё дополнительная подготовка.
Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время, сколько заданий они успевают не только решить, а решить правильно. Нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. Но считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение учащихся заполнению бланка регистрации, бланков ответов №1 и №2, поэтому и некоторые текущие контрольные работы провожу на бланках ЕГЭ. С отдельными учащимися эту работу я провожу и на консультациях
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является информационный стенд. В нем размещается положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения учащихся на ЕГЭ, советы учащимся, демонстрационный вариант (базовый и профильный), кодификатор, спецификация, список литературы и адреса сайтов, шкалу перевода первичных баллов в стобальную систему тестовых баллов.
Информационная работа с родителями..
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.
Давайте посмотрим, как решается эта проблема в нашей школе. Хочу поделиться своим опытом работы.
В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. Я на этих собраниях:
знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ,
Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.
Некоторые рекомендации учителю.
1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.
2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.
3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.
5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление.
6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.
Рекомендации ученику
1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.
3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.
4. Не допускайте формального усвоения программного материала.
5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.
6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.
8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.
10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.
Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете, то как.
Рекомендации родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.
3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).
4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
4