СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»


Использование технологии активно-продуктивного чтения в начальной школе

Из опыта работы в школе я сделала вывод, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, ( его вытеснили различные компьютерные игры, резко изменилась общественная жизнь )интерес к литературе заметно снижается.    Я считаю, что во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Под технологией понимаем системную совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Меня заинтересовала данная технология, ведь она может эффективно применяться не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д. Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста.

Цель технологии:

формирование читательской компетенции школьника

Задачи:

  • формировать навыки техники чтения, приемы понимания и анализа текста;

  • развивать интерес к чтению, вырабатывать потребность в чтении;

  • показать через литературу мир человеческих отношений, нравственно-этические ценности; формировать эстетический вкус;

  • развивать устную и письменную речь овладевать речевой и коммуникативной культурой; развивать творческие способности детей;

  • приобщать к литературе как искусству слова и практически ознакомить с теоретико-литературными понятиями.

Я вижу отличия традиционного урока от продуктивного чтения в следующем

Традиционный урок

Технология продуктивного чтения


Передача ученику готового знания

Исследовательская работа детей, что они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы и сами объясняли, как действовать в новых условиях, естественна беседа с автором через текст

До чтения: учитель сам готовит к восприятию текста

До чтения: дети прогнозируют содержание текста. А иллюстрация подтверждает это? Возникает мотивация к чтению

Во время чтения: учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают

Во время чтения: читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

Для того, чтобы организовать продуктивное чтение на уроке я выделила три этапа. Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения», является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации.

Моя задача: мотивировать на прочтение произведения.

Приемы работы: выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа),составление вопросов к теме, высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала, исторический комментарий, организация проблемной ситуации и др.

Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» –освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Моя задача: обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное: я выявляю первичное восприятие с помощью беседы, вместе с детьми определяем есть ли совпадение первоначальных предположений с содержанием прочитанного)

Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: на этом этапе я организую комментированное чтение, учу вести диалог с автором через текст, ставить уточняющий вопрос к каждой смысловой части, провожу беседу по прочитанному произведению и т.д.,

Беседа по содержанию в целом (обобщаем прочитанное, обращаемся к отдельным фрагментам текста, выразительно читаем, пересказываем ).

Приёмы работы: чтение текста «с карандашом»,определение основных понятий (без чтения всего текста),составление таблиц ( выборочное чтение),составление плана текста (для пересказа),поиск пропущенных слов

На заключительном этапе урока «Работа с текстом после чтения» я организую обсуждение прочитанного, вместе с детьми соотносим читательские интерпретации произведения с авторской позицией, формулируем основную идею текста.

Моя задача – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста. На этом этапе я использую обобщающие вопросы, творческие задания.

На этом этапе использую такие приёмы, как:

1.Работа с пословицами –(даю детям задание выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к произведению, и при этом нужно обосновать свой выбор.)

2.Творческая работа, создание продукта нашей деятельности.

3.Письменная работа по впечатлениям ( провожу после прочтения любого произведения: дети определяют осознание нравственного содержания отношений между героями, анализируют собственные поступки, этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя).

Использование данных приемов направлено на обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу, именно на этом этапе урока появляется возможность формировать навык аргументации своей точки зрения. При этом формируются:

предметные универсальные учебные действия: умение производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и «про себя», со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему;

метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Считаю, что технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).






Технология продуктивного чтения на уроках математики  


      Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций.        Развитие умений решать текстовые задачи должно с 1-го класса сопровождаться развитием умений, позволяющих осознанно читать и понимать текст (всю заложенную в нём информацию), а также читать, понимать, строить и применять вспомогательные модели. Для этого на уроках математики, как и на уроках обучения грамоте, литературного чтения, идёт кропотливая работа с текстом, со словом. Дети учатся находить и выделять слова-помощники, несущие основную смысловую нагрузку, что помогает нарисовать в воображении заданную ситуацию, а также представить содержание задачи через вспомогательные модели, удобные для составления решения.       

  В 1-м классе используется следующий алгоритм действий по анализу задач:

1. Чтение задачи детьми (про себя).

2. Выделение числовых данных.

3. Выделение важных слов-помощников.

4. Обсуждение всей найденной информации.

5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.

6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.

7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму.        

 В конце 1-го класса и далее мы учим детей сопоставлению готовой и понятной модели с текстом задачи для разъяснения и обсуждения смысла текста через эту модель. Ребёнок учится математическим языком строить высказывания по опорным словам и устанавливать связи между величинами задачи.          На первый взгляд тексты задач представляют собой несложную структуру, нужно взять фактические данные, понять их и соотнести друг с другом в зависимости от поставленного вопроса. Ребёнок учится читать, понимать, объяснять тексты, по-своему интерпретировать их, самостоятельно ставить вопросы, творчески продолжать или додумывать недостающие факты, события.           Текст управляет пониманием и ведёт читателя к главному – своему «смысловому ядру». Та же работа предполагается и на уроках математики. Содержание текстовой задачи и аналитическая работа ведут к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.            Наблюдение за своими учениками, показывает, как развивается у них умение внимательно читать и выделять в задаче слова-помощники, необходимые для анализа. В 1-м классе, да и во 2-м, когда для решения предлагаются составные задачи, ученики пытаются назвать большое количество нужных, как им кажется, слов, потому что не все школьники на уроке самостоятельно приходят к выделению главного. И только когда мы совместно начинаем устанавливать взаимосвязи между величинами, выделенными в задаче, главных слов остаётся не более 3–5. Они и используются при выборе оптимальной вспомогательной модели.            Например, на одном из уроков математики была предложена для решения задача: «В детский сад привезли 47 кг яблок. Это на 15 кг больше, чем апельсинов. Из 29 кг яблок сварили компот. Сколько килограммов свежих фруктов ещё осталось?» Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников: привезли, сварили, это, больше, осталось, на, апельсинов, яблок, компот…         


Технология продуктивного чтения на уроках русского языка    

     

В учебниках русского языка основу многих упражнения составляют отрывки из художественных, научно-популярных произведений. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т.п. При работе с такими упражнениями учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании. Приведу пример работы с учебно-научным текстом определения из учебника "Русский язык" 4 класс.

1. При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы: а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами; в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

2.  Ответы. Простое, сложное. Предложение, в котором одна грамматическая основа, - это простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы и больше, - это сложное предложение. Сложные предложения состоят из двух простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении. Части сложного предложения разделяются запятой.           

Алгоритм изучающего чтения определения

1. Определяем количество смысловых частей по количеству абзацев в тексте.

2. Задаем вопрос к каждой части. (Как называются предложения с 1-ой грамматической основой? Как называются предложения с 2-мя и более грамматическими основами? Как определить количество частей в сложном предложении? Как разделяются части сложного предложения на письме?)

3. Получаем "вопросный" план текста.

4. Пересказываем текст с опорой на план.

5. Представляем информацию в другой форме (рисунок, схема, опорный конспект).            Обучение изучающему чтению учебно-научных текстов обеспечивает следующие метапредметные результаты: познавательные (извлечение и переработка информации), регулятивные (умение организовывать свою деятельность по алгоритму) и коммуникативные (овладение приёмом монологической и диалогической речи) УУД.



Результаты работы по формированию и развитию правильной читательской деятельности

  1. Успеваемость по литературному чтению во 2 классе ( 2015- 2016 г) составляла 80%, качество- 50%, в 3 классе ( 2016- 2017 г) успеваемость 100%, качество-80%, в 4 классе (2017-2018г)-успеваемость 100%, качество 80%. Учащиеся умеют анализировать текст, понимают приёмы работы с текстом.

  2. Наблюдается рост читательской самостоятельности школьников. Родители отмечают, что дети стали чаще заниматься чтением худ. литературы в свободное время, у них появился интерес к услугам библиотеки.

3. Большенство учащихся охотно выполняют поручения, ответственны, доброжелательны, добросовестно относятся к труду, отзывчивые, охотно помогают другим, правдивы со взрослыми и ровесниками.

4При выполнении творческих заданий учащиеся проявляют оригинальность, воображение, самостоятельность .

Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает мне в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воображения; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом), осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.



Проверка читательских умений в 4-м классе

Текст «Лук - от семи недуг»

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты? В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук вы­брала мама. Лук-то ведь разный бывает. Лук-слизун похож на пучок густой травы. У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи. Есть многоярусный лук. Они никогда не цветёт. Вместо цветков на стебле висят луков­ки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли. Есть лук, который три раза меняет своё имя. Его называют «лук-чернушка». Из чёрного, как уголёк, семечка вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Вес­ной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук- репка. В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сор­тов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери - дочке, от бабуш­ки - внучке передавался секрет. Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на гла­зах у неё слёзы. Почему? Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки буду­щих ростков. Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой. Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить сво­их деток лук? У него ведь нет ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное ору­жие. Из разрезанной луковицы вылетели стрелы. Мама не могла их разглядеть - они невиди­мы, но она их почувствовала - у неё защипало глаза. Мама отделал ась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луко­вых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им несдобровать. Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредно­го микроба - все они будут убиты. Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук - не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук - от семи недуг». (Н. Надеждина)

Задания к тексту:

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

3. Какой лук никогда не цветёт?

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

5. Сколько сортов репчатого лука оставили нам в наследство русские огородницы?

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки? 7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

8. Какими целебными свойствами обладают «Луковые стрелы»?

9. Объясните с помощью других слов значение слова «недуг».

10. Какой научный термин встретился вам в тексте?

11. Восстановите с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

12. О чём этот текст?

13. Выпишите из текста предложение, помогающее понять главное, о чём решил сооб­щить автор.

14. Придумайте и запишите два-три вопроса, ответы на которые есть в тексте.

15. Какую важную для здоровья информацию можно извлечь из текста?

16. Если нужны дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) вы об­ратитесь?

17. Запишите название книги, главным героем которой является мальчик - луковица.  


Результаты проверки читательских умении

Контролируемый элемент

4 класс (2017-2018 г) 22 человека

Читательские умения: умение выбрать утверждение, соответствующее содержанию прочитанного

Задание1

22

100%

Задание2

19

86

Задание3

17

77

Задание4

18

82

Задание5

19

86

Задание6

18

82

Задание7

19

86

Задание8

18

82

Умение выбрать из предложенных вариантов значение слова «недуг» (задание № 9)



21



95

Понимание научной терминологии и умение вычленить ее из текста (задание № 10)

21

95

Умение восстановить последовательность пунктов плана текста (задание № 11)

21

95

Умение своими словами сформулировать «тему» текста (задание № 12)

20

91

Умение вычленять из текста предложение – главную мысль (задание № 13)

19

86

Умение сформулировать вопросы к содержанию (задание № 14)

18

82

Умение понять ценность данной информации для использования в жизни (задание № 15)

18

82

Умение ориентироваться в информационном поле (задание № 16)

18

82

Умение соотнести информацию научно-популярного текста и героев известных литературных произведений (задание № 17)


18

82

Уровень работы с текстом

высокии

14

64

среднии

6

27

низкии

2

9