ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: МОЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Одной из предпосылок счастья человека и его полноценной жизни является здоровье. Здоровье ребёнка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для детей 7-17 лет такой средой является школа, где они проводят до 70% своего времени. Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах. В ФГОС НОО одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии. Родоначальником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям (по М.М. Поташнику):
-учёт индивидуальных особенностей детей;
-получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;
-обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;
-обучение ребёнка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
-технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;
-технологии обучения здоровому образу жизни;
-психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.
В течение всей своей педагогической деятельности как учителя начальных классов я учу детей правильно относиться к своему здоровью. Ведь правильное отношение к своему здоровью поможет подрастающему поколению выработать правильный подход не только к физическому, психологическому, но и к нравственному и социальному здоровью.
Целью моей педагогической деятельности является создание такого пространства, которое формировало бы у детей потребность в движении, помогало его самореализации, совершенствовало его как личность, прививало здоровый образ жизни.
Выбор мною здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от учебного предмета. Мой опыт показывает, что здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Остановлюсь на психолого-педагогических технологиях, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности. На мой взгляд, говоря о психолого-педагогических технологиях , нужно иметь в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий. Обобщённо деятельность по данной технологии представлена в таблице:
Деятельность | Содержание деятельности |
урочная | -строгое соблюдение режима школьных занятий; -построение уроков с учётом работоспособности детей; -использование средств наглядности; -смена видов учебной деятельности; - обязательное выполнение гигиенических требований; -благоприятный эмоциональный настрой; -применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика |
внеурочная | -занятость в кружках и секциях; - экскурсии, прогулки; - дни здоровья, спортивные праздники. |
При проведении урока обращаю внимание на комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Использую технологию сотрудничества, которая создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Задача этой технологии: разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приёмы организации деятельности: работа в группах, работа в парах сменного состава, деятельность с элементами соревнования, взаимооценка. На уроках я максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто практикую такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от ручки и размять пальцы рук. При этом учитываю требования СанПин: так, для учеников 3 класса продолжительность работы за компьютером должна составлять 15 минут. На уроках, направленных на формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни, учу культуре здоровья на основе развития жизненных навыков. Все это достигается различными формами работы с использованием инновационных технологий не только на уроках «Физическая культура» «Окружающий мир», но и на уроках «Технология», « Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». На этих уроках дети получают знания о ЗОЖ, о личной гигиене, о режиме дня школьника, о режиме питания, о закаливании; представление о строении пищеварительной системы; о соблюдении норм рационального питания; об истории питания; о разнообразии хлебных продуктов; о вредных и полезных привычках; о культуре души и тела.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса провожу физкультминутки (через 15-20 минут урока). Провожу их, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением. Провожу физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Слежу за правильностью осанки учеников. Провожу упражнения для правильной осанки, для укрепления зрения, мышц кистей рук, для выработки рационального дыхания, релаксационные упражнения для мимики лица). В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая). Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Физические упражнения как эффективный методический приём на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья. Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам, так как они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.
Большое внимание в своей работе уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объём и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом остаётся повторение. На уроках учащиеся осуществляют от 4 до 7 видов учебной деятельности, средней продолжительностью от 7 до 10 минут. Использую различные виды преподавания: словесные, наглядные, самостоятельная работа, которые чередуются не позднее, чем через 10-15 минут. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Являясь классным руководителем, обращаю внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Мною проводится работа по повышению культуры приёма пищи, а также по соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.
В настоящее время в начальной школе организовано качественное питание школьников (завтраки и обеды); оборудованы рекреации с учётом идеи развития здоровья детей. В рекреациях учащиеся начальных классов имеют возможность провести интересные перемены. Их проводит классный руководитель. Именно подвижные игры больше всего нравятся младшим школьникам в связи со своей эмоциональностью и весёлостью.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Особое внимание уделяю внеклассной физкультурно-оздоровительной работе, так как считаю, что в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся главенствующая роль, безусловно, принадлежит ей, так как главной целью является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. Дети много времени проводят на свежем воздухе в любое время года: прогулки на природе, подвижные игры. Мои воспитанники регулярно занимаются в кружках физкультурно-оздоровительной направленности, принимают самое активное участие во всех школьных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты. Проведение систематической спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы способствует формированию положительной мотивации и стремлению ребят быть успешными, одерживать неоднократные победы в соревнованиях, олимпиадах, состязаниях, конкурсах, викторинах.
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- психологическое здоровье школьника;
- творческий характер процесса обучения;
-двигательная активность;
- использование оздоровительной силы природы;
- применение технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
Моя методика по реализации здорровьесберегающих технологий имеет положительные результаты. Дети соблюдают правильную посадку для сохранения осанки; умеют выполнять упражнения для релаксации; правильно удовлетворяют свои двигательные потребности в процессе занятий и в течение всего дня; умеют распознавать и анализировать опасные ситуации.
В ходе данной работы по здоровьесбережению у детей формируются личностные результаты:
-признание ребёнком ценности собственного здоровья, чувства ответственности за его сохранение;
-стремление выстраивать миролюбивые отношения со сверстниками, родителями и другими детьми, умение избегать агрессии.
Такой подход к работе по здоровьесбережению обязывает меня быть образцом здорового человека. Я занимаюсь спортом, сдала нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», получила серебряный значок ГТО VII ступени. Чтобы самой оставаться здоровой и счастливой, я буду продолжать работу по оздоровлению детей, делая их счастливыми.