СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Организация урочной и внеурочной работы по математике.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация урочной и внеурочной работы по математике в связи с переходом на новые ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Организация урочной и внеурочной работы по математике.»

Организация урочной и внеурочной деятельности школьников как средство реализации ФГОС второго поколения


«Не мыслям надо учить, а мыслить».

И. Кант.

Новые образовательные стандарты задают требования к образовательным ре­зультатам учащихся, при этом оставляя учителю большую свободу в выборе спосо­бов их достижения. В свете стандартов второго поколения Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) становится очень результативной, т.к. позволяет эффективно развивать креативность учащихся.

Известно, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим потому, что в детстве получал мало эвристического материала, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. Таким образом, моя задача, как учителя, создать такие условия на уроке и во внеурочной деятельности, где ребенок будет развиваться и «творить».

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики.

Задачи исследования:

1. Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

2. Разработать учебно-методические пособия, рабочие тетради, с помощью которых становится возможной массовая практика по развитию творческих способностей учащихся.

Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.

Предмет исследования: методика развития креативности учащихся.

Гипотеза исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения станет более эффективным, если:

- процесс обучения будет направлен на развитие творческого потенциала учащихся, будет организовано взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семей учащихся;

- в процессе креативного обучения будут использоваться методы и приемы, разработанные в ТРИЗ-педагогике как в урочной так и внеурочной деятельности;

Новизна исследования заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют успешно решать задачу формирования креативности младших школьников в процессе обучения. Подготовленное учебно-методическое обеспечение дает возможность осуществлять целенаправленную методическую работу с учителями начальных классов;

Опытным путем я выстроила систему творческих упражнений, под которой понимаю упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей учащихся начальных классов в учебном процессе.

Оставаясь основной формой обучения и воспитания младших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

В своей педагогической деятельности использую следующие приемы ТРИЗ:

– модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). Например, паспорт литературного героя. Части речи.

– модель «Морфологический анализ» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий и др.

– «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы. (окружающий мир 2 кл.)

– При знакомстве с Солнечной системой во 2 классе очень пригодился «Системный лифт». На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала.

– При составлении плана литературного произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.

С целью рационализации и оптимизации работы мной разработан учебно-методический комплект, который включает программу курса внеурочной деятельности «Моя Вообразилия», методические разработки, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности и позволяющие дозировать информационный поток, исключив перегрузку детей, а также восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.

Приведу пример использования метода фокальных объектов «Усовершенствование фонарика». Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большого количества его оригинальных модификаций с неожиданными свойствами. Данный метод применяю в двух направлениях: формирование нестандартного мышления, генерирование новых идей и развитие выразительности, образности речи. Если попросить младшего школьника подобрать имена прилагательные к слову «фонарик», то мы получим однотипные примеры словосочетаний (большой – маленький фонарик, красивый – некрасивый и т.д.) Рассмотрим, каким образом происходит расширение и обогащение словарного запаса обучающихся в ходе применения данного метода ТРИЗ. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: Очки, валенок, парашют. Подбираем по три имени прилагательных к каждому из случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Каждое имя прилагательное сочетаем со словом «фонарик».

Новые сочетания: фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Отсеиваем те сочетания, которые неуместны, алогичны. В результате, помимо новых словосочетаний, получаем ещё и новые «конструкторские» идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей за 3 года. В процессе исследования была использована методика Е. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.» по изучению вербального творческого мышления.

А так же «Опросник креативности» Джонсона.

Данные показатели имеют рост. Можно предположить, что к моменту окончания эксперимента, то есть, к концу 4 класса, он будет иметь серьёзную положительную динамику.

Таким образом, предложенный мной комплекс мер на основе ТРИЗ - технологии содержательно и методологически соответствует требованиям ФГОС, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.

 Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе - и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом ис­пользовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.