Из опыта работы по театрализованной деятельности в ДОУ
Дошкольное образование и воспитание функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются и его нормативно-правовые основы, это влияет на все компоненты образовательного процесса. И поэтому ориентироваться необходимо на всестороннее развитие ребенка, становление его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. И особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка - это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Детское творчество- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Театральная деятельность-это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить-играя.
Играя, мы общаемся с детьми на «их территории», вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются очень актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель- сделать жизнь своих детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театральной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, стремлению познания нового, развитию целеустремленности, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности. Систематичности в работе, способствуют формированию волевых черт характера.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей, я стараюсь решать комплекс задач во всех образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие:
-формировать положительные взаимоотношения между детьми;
-воспитывать уважительное отношение к себе;
- развитие эмоций;
Познавательное развитие:
-развитие разносторонних представлений о действительности
( разные виды театров, профессии людей, создающих спектакль);
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
-развитие памяти, обучение умения планировать свои действия для достижения результата;
Речевое развитие:
-обогащение словаря
-овладение выразительными средствами общения: словесными и наглядными;
Художественно-эстетическое развитие:
-приобщение к литературе, музыке, развитие фольклору;
-развитие воображения;
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма;
-формирование элементарных представлениях о видах искусства;
Физическое развитие:
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-умение воплощать в творческом движении настроение, характер;
-развитие общей и мелкой моторики.
Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников. Поэтому театрализацию я стараюсь включать в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей. Активно использую творческие, дидактические. подвижные игры, при этом учитываю индивидуальные особенности детей. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
В своей работе с детьми по театральной деятельности включаю: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); игры-превращения, образные упражнения; пальчиковый игротренинг; разыгрывание мини-диалогов, потешек; просмотр кукольных театров. Основа этой работы лежит в использовании устного народного творчества, преподнесенного в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания и способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитываю:
-предметно-пространственная среда-основа самостоятельного творчества каждого ребенка.
-соответствие возрастным особенностям детей.
-эстетическое оформление игрового уголка.
В театральном уголке создана коллекция театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой); в уголке ряженья размещены костюмы, маски и др.
Конечно, огромную помощь в оформлении данного уголка я получаю от родителей. Привлекаю родителей к активному участию по изготовлению костюмов и атрибутов для игр, масок, кукол – все это имеет огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагога.
Был проведен мастер- класс с родителями «Театр своими руками из бросового материала», консультации «Значение театра в жизни ребенка», «Театрализация как средство развития речи» и др.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что я на правильном пути и на основе театральной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания и обучения детей. Проводимая мною работа по внедрению в образовательный процесс театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. У детей появилась возможность проявить свои таланты. Мои воспитанники участвуют в конкурсах не только в ДОУ, но и в районных где занимают призовые места:
Грамота отдела образования и молодежной политики в районном конкурсе театральных постановок «Безопасность на дороге» 3 место (2017г.)
Грамота отдела образования и молодежной политики в районном конкурсе «Споем всей семьей» 1место (2020г) семья Мартыненко
Грамота отдела образования и молодежной политики в районном конкурсе «Юнармейцы, вперед» 1место в номинации художественное слово (2021г) Мартыненко Олеся
Грамота отдела образования и молодежной политики в районном конкурсе «Здравствуй гостья зима» 1 место в номинации «Художественное слово» Чернышова Ксения (2021г)
Грамота отдела образования и молодежной политики в районном конкурсе «Детский сад – территория счастливого детства» 3место в номинации художественное слово Путорогина Алена (2022г)