Описание опыт работы детского творческого коллектива
«Школьный театр «Арлекин»
МБОУ «Центр образования с. Марково»
Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…
Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Н.В.Гоголь
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Пояснительная записка
Задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью в современном мире. Надо помнить о врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а также совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром.
Проживая в Чукотском автономном округе, в небольшом поселке, дети села лишены возможности соприкоснуться с театральным искусством воочию. Поэтому возникла идея создать театр на базе Центра образования. Именно этот вид деятельности может охватить практически всех учащихся и оказать влияние на их воспитание, образование, развитие и социализацию. Организация школьного театра помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности.
Школьный театр в МБОУ «Центр образования с. Марково» как спонтанно созданная группа ведет свою деятельность с 2011 года. С 2012 года театр завил себя как отдельная формирующая единица с названием, целями, задачами и нормативными актами (Положение о школьном театре МБОУ «Центр образования с. Марково»).
Цель создание школьного театра: Гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.
Задачи для достижения цели:
Методические задачи:
Сформировать детское театральное сообщество.
Создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся.
Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта.
Образовательные задачи:
Познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры.
Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене.
Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.
Развивающие задачи:
Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника.
Развивать творческое воображение.
Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.
Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;
Воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;
Создать сообщество единомышленников (педагог – школьники – родители).
Содержательная часть
Коллектив школьного театра состоит из инициативной группы «актива» педагогов и учащихся 2-11 классов. Подборку репертуара и репетиции организует режиссер театра, выбранный коллективом из числа педагогов. За год школьный театр готовит и выпускает две постановки для учащихся, родителей и жителей поселка. Постановки школьного театра ежегодно участвуют в региональном конкурсе «Театральная Маска». С каждым годом школьный театр набирает силу, появились костюмерная театра, склад декораций, атрибутов, афиш.
Репертуар школьного театра «Арлекин» с 2011 по 2021 гг.
Учебные года | Название спектакля (28 декабря – Новогодние праздники) | Название спектакля (15 мая – День рождения школы) |
2010- 2011 | - | Сказка про Федота стрельца |
2011- 2012 | Кошкин Дом | Буратино |
2012- 2013 | Морозко | Дюймовочка |
2013- 2014 | Новогодние приключения Маши и Вити | Приключение Братца Кролика |
2014- 2015 | 12 месяцев | Гуси Лебеди |
2015- 2016 | Г.Х. Андерсен «Снежная Королева» | Волшебное кольцо |
2016- 2017 | Сценарий по одноименной сказке Михаила Мокиенко «Как Бабы Яги Новый год встречали» | «Сказка о потерянном времени», автор постановки Шварц Евгений Львович |
2017 -2018 | Сказка о Царевне Несмеяне | Муха Цокотуха |
2018- 2019 | «Золушка», автор постановки Шварц Евгений Львович. | Лев Васька |
2020-2021 | Новогоднее приключение Вити и его друзей | Сказ о Марфе м Вареньке |
2021-2022 | Новогоднее путешествие в стране скок | |
Специфика занятий в театре носит комплексный характер, только при взаимодействии всех компонентов рождается спектакль:
Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням;
Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш;
Музыка: репетиции песен, танцев, обсуждение музыки к спектаклю;
Физическая культура: движение по сцене, кувырки, «бой», прыжки, падения и т.д.;
Информационные технологии: осуществление информационной поддержки, звуковые эффекты, верстка программок, афиш и т.д.
Взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом
Вовлечение в театральную деятельность обучающихся всех возрастных групп
Практическая направленность (постановка спектаклей).
Социальное партнерство с родителями.
Содержание занятий при подготовке спектаклей.
Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях
речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.
Практическая работа. Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, которые используются на занятиях. Например.
1.«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Мама – тёплая».
2.«Лото в картинках». Все участники игры распределяют между собой карточки лото с изображением любых персонажей. Например: «Животные», «Сказочные герои» и т.д., Их задача заключается в том, чтобы, взяв карточку изобразить голосом и телом этого героя, уловив повадки. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
3.«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
2. Выбор и работа над пьесой. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа. При выборе репертуара учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар каждый год изменяться. Руководитель театра имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песен, танцев и музыки определяется содержанием спектакля.
Всё необходимое оснащение изготовляется самостоятельно. Под руководством педагога дети готовят костюмы и атрибуты для спектаклей .
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Разбойницы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Репетиция. Спектакль. Подготовка актового зала. Установка
декораций. Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Генеральная репетиция.
Практическая работа. Показ спектакля. Участие в конкурсах школьных театров.
Работа школьного театра «Арлекин» на сегодняшний день вышло за пределы школьного мероприятия. Дети, родители, жители поселка, воспитанники детского сада с нетерпение ждут новых постановок школьного театра «Арлекин».
Приложение фотографии
Приложение
«Дюймовочка»
«Приключение Братца Кролика»
«Волшебное кольцо»
«Двенадцать месяцев»
«Лев Васька»
«Буратино»
«Кошкин Дом»
«Царевна Несмеяна»
12