Из опыта работы учителя начальных классов С.А.Ганаевой
Совместная деятельность учителя и родителей
Базовые национальные ценности лежат в основе развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
В своей практике активно вовлекаю родителей в школьную жизнь. И многие открыты к сотрудничеству.
В начале первого класса выбирается родительский комитет, который принимает активное участие в составлении плана работы класса на год.
Мной разработана система совместной деятельности по четырём направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение педагогической и правовой культуры родителей, открытые уроки и мероприятия для родителей, организация совместной общественно – значимой деятельности и досуга.
Работу в новом классе начинаю с диагностики родителей и семей (тесты, анкеты, личные беседы). По результатам диагностики составляется план работы классного руководителя, где разработан план посещения семей, составлено расписание индивидуальных консультаций (темы: «Застенчивый ребёнок, что делать», «Друзья детей – друзья или враги?», «Наказания детей. Какими им быть?», «Грубость и непонимание в семье». Цель такой работы: психолого- педагогическая помощь родителям.
Дважды в год проводится практикум. Прекрасная форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному разрешению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. В этом году в ноябре проводился практикум для пап «Отец-воспитатель». Обсуждался вопрос участия отца в воспитании. Зачитывались отрывки из сочинений, слушали стихи о папе, провели мини анализ литературных произведений о маме и о папе. Папы решали нестандартные педагогические ситуации: «Уставший папа», «Магазин игрушек». Цель: привлечь отцов к воспитанию детей, тренировка педагогического мышления.
Родительские вечера. Цель: заинтересовать детей, сблизить членов семьи, воспитывать уважение к семье, родным, к истории своей семьи. Провожу 1-2 раза в год. Темы: «Герб моей семьи», «Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу». Во 2 классе проводила вечер «Можно и нельзя в нашей семье». Было проведено анкетирование детей, дети рисовали рисунки «Строгий родитель», писали сочинение «Что можно и нельзя в нашей семье». На вечере родители рассказывали о своей семье по заданной теме. Потом сравнивали рассказы детей и родителей. Было интересно, родителям приходилось даже объяснять не соответствие.
Родительские конференции проходят общешкольные. Психолог проводит тренинги.
Родительское собрание – основная форма взаимодействия. На каждом собрании проводится лекция, где раскрывается сущность той или иной проблемы, делается её анализ.
В классе проводится неделя открытых дверей. Определяется дата, сообщается родителям. Цель: ознакомление родителей с программой, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Общественно-полезный досуг: совместные мероприятия, поездки, экскурсии, семейные проекты.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать воспитанной и счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.