МБОУ СОШ №170 г.Казань
учитель технологии Блинникова И.Н.
Из опыта работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды на уроках технологии.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников
отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Одной из актуальных задач современной школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации учащихся. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который предъявляет требования к квалификации педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.
Современный учитель должен обладать профессиональными компетенциями, которые необходимы ему для осуществления воспитательной и развивающей деятельности в области социальной безопасности. В связи с вышесказанном хотелось бы поделиться опытом своей работы в создании комфортной и безопасной образовательной среды на своих уроках и внеурочной деятельности.
Эффективно регулирую поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках и переменах.
Общаюсь с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
3. Защищаю интересы учащихся, помогаю детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или в неблагоприятных условиях;
4. Сотрудничаю с психологом, социальным педагогом и другими педагогами в решении задач духовно-нравственного развития личности ребенка;
5. Проектирую на своих занятиях психологически безопасную и комфортную образовательную среду, провожу профилактику различных форм насилия в школе;
6. Изучаю психолого-педагогические технологии, необходимые для работы с различными учащимися.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
Принцип безопасности учебно-производственного пространства. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима проветривания, санитарно-гигиенических условий воздушной среды, физических параметров и других показателей в учебных помещениях и среды обитания, нормативности пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности технических систем и оборудования. Соответствие содержания программ возрастным психофизиологическим возможностям и потребностями обучающихся.
Принцип безопасного поведения. Учащийся должен четко знать, когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься учебой, работой и отдыхом. Соблюдение личной и общественной безопасности, алгоритма безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, безопасности жизни.
Принцип безопасности жизнедеятельности (жизни, здоровья и деятельности). Понимание экологичесности образовательной среды, соответствующей среде обитания жизни учащегося, которая обеспечит ему хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие, безопасность здоровья. Соблюдение режима дня, сна, питания, активный двигательный режим должны быть приоритетными мотивационными действиями обучающихся. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Социальная безопасность.
Реализацию этих принципов можно считать критериями безопасности.
В основе моей системы работы по созданию условий безопасной образовательной среды лежит формирование такого человека, который осознает самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремиться жить в согласии с самим собой, окружающей природой, уважающего историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляющего заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к
укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который вошли планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, виды рефлексий.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Моя задача - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его. Особое внимание на уроках я уделяю правилам безопасной работы и следующим компонентам принципов здоровье сбережения:
- комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь»);
- проведение на уроке разнообразных пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у школьника высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости;
- объяснение нового материала с опорой на уже имеющейся практический опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения;
- разно уровневое домашнее задание, имеющее творческий характер;
- учет индивидуальных способностей одаренных и детей с низкой мотивацией к учению;
- включение в содержание уроков практических упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья;
- личный пример преподавателя (благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности);
- организация саморефлекции;
Я слежу за соответствием возрастным психофизиологическим возможностям и потребностями детей содержания обучения по технологии; организую учебно-воспитательный процесс на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса; создаю благоприятную внешнюю среду; слежу за соблюдением гигиенических требований к условиям обучения.
Большинство учащихся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием получит теоретические знания и практические умения, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. В течение урока чередую разные виды деятельности: опрос учащихся, практические и творческие задания, работу с наглядными пособиями, презентациями и т. д.
На уроках мною используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Презентации самостоятельных проектов направлены на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
Для меня очень важно создать условия для положительной мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке: развивать интерес к занятиям, стремиться больше узнать, радоваться от активности, проявлять интерес к изучаемому материалу.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения, выражается в заряде положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье обучающихся.