Просмотр содержимого документа
«Из опыта реализации ФГОС на уроках математики»
Из опыта реализации ФГОС на уроках математики
Селиверстова О.Н.
Переход на ФГОС способствовал внедрению мною в работу инновационных технологий. Ученик и учитель на уроке сотрудничают: вместе формулируют тему урока, ставят цели, высказывают мнения, приводят аргументы. Надо привлекать учеников и к оценке деятельности. В 6 классе я второй год регулярно применяю на уроках самооценку и взаимооценку. Это стало очень удобным после перехода нашего лицея на использование средневзвешенного балла. Мы для этого пользуемся возможностями, которые предоставляет Дневник.ру. Урок у меня начинается устным счётом с использованием сигнальных карточек для выбора правильного ответа. Отсутствие правильного ответа – карточка «0». Задания выглядят следующим образом:
Выполните действия |
№ | | 1 | 2 | 3 |
1 | 2,13 + 5,4 | 2,67 | 7,53 | 0,753 |
2 | 36,7 · 0,1 | 3,67 | 36,7 | 367 |
3 | 2,13 : 0,01 | 0,0213 | 21,3 | 213 |
4 | 4,8 : 1,2 | 0,4 | 4 | 40 |
5 | 12,5 – 0,9 | 11,6 | 12,41 | 1,16 |
6 | 125 · 0,08 | 1 000 | 100 | 10 |
7 | 2,2 · 1,1 | 242 | 24,2 | 2,42 |
Таблицу ученики видят на экране. В ходе выполнения заданий повторяем вычислительные правила. Я предлагаю ученикам поставить себе отметку за устный счёт в тетрадях с домашними работами, которые они сдают на проверку. Критерии следующие: нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», более 1 ошибки – «3». Двоек за такую работу не бывает.
Некоторые учителя высказывают опасение, что отметка не будет объективной. Но если не использовать самооценку, дети думают, что оценка учителя субъективна. На своём опыте я убедилась, что поставленная себе хорошая отметка за простое задание побуждает ученика к лучшему выполнению более сложных заданий. В приведённом примере я вижу ответы детей по поднятым сигнальным карточкам, они честно ставят заработанные отметки.
Часто на уроках я использую и взаимоконтроль. При наличии чётких критериев ученики проверяют и анализируют работы одноклассников. Результат взаимооценки в виде отметок выставляют в домашние тетради. Если на уроке проводится самостоятельная работа, которую будет проверять учитель, её тоже пишут в этих же тетрадях. Я получаю на проверку тетрадь с домашней работой, с самостоятельной работой и двумя уже поставленными детьми отметками. Каждый ученик получает уже четыре отметки, которые я ставлю в журнал. Некоторые ученики могут на таком уроке получить отметку и за другую работу.
Вес этих видов работ разный. Например, устный счёт - 3, самостоятельная работа - 9. Дневник.ру предлагает определение средневзвешенного балла как (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок). Средневзвешенный балл даёт более объективную оценку знаний ученика с учетом того, за какой тип работы поставлена оценка.
Технологическая карта урока у меня выглядит следующим образом:
Тема: «Нахождение дроби от числа».
Цель: создать условия для изучения темы.
Задачи:
Образовательные(формирование познавательных УУД) | Развивающие(формирование регулятивных УУД) | Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД) |
Строят логические цепи рассуждений. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Планируемые результаты:
Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
Уверенно умножают обыкновенные дроби, находят дробь от числа. | Развивают способность добывать недостающую информацию. Осознают качество и уровень усвоения. Выполняют операции со знаками и символами. |
Тип урока: урок-практикум.
Форма урока: комбинированный урок.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Термины и понятия: умножение дробей, нахождение дроби от числа, процентов от числа.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, электронная презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Самоопределение к деятельности. Устные упражнения. Самооценка. | Организация устного счёта. Актуализация знаний учащихся, постановка задачи. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. | Выполняют операции со знаками и символами. Формулируют познавательную цель. |
2. Актуализация опорных знаний. Взаимопроверка. | Организует выполнение заданий, взаимодействие учащихся, обсуждение, фронтальную работу. | Учащиеся выполняют задания, проверяют работы одноклассников. | Развивают способность добывать недостающую информацию. Вырабатывают способность к взаимооценке. |
3. Физкультминутка. | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Сменяют вид деятельности, отдыхают. | Вырабатывают привычку к ЗОЖ. |
4. Практическая работа, самооценка. Отчёт о работе. Анализ отчёта учениками. | Организует работу учащихся. | Выполняют задания, готовят отчёт о работе, оценивают работу других. | Развивают способность объективно оценивать свои знания. Развивают навыки взаимооценки. |
5. Самостоятельная работа из дидактических материалов по вариантам. | Организует самостоятельную работу учащихся, самопроверку. | Выполняют задание, осуществляют самоконтроль. | Вырабатывают навык самостоятельной работы. Осознают качество усвоения. |
6. Запись домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Подводит итоги урока. Рефлексия. | Самоанализ и самооценка. | Вырабатывают способность к самооценке. |
Применение инновационных систем контроля и оценки качества знаний дали положительные результаты. Качество знаний в 6 классе по итогам первой четверти текущего года – 67%. Качество знаний по итогам ВПР весной этого года – 69%.
Селиверстова Ольга Николаевна
МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
Учитель математики
396658, Воронежская обл., г. Россошь, ул. Фурманова, д.12, кв. 7
olgasel280862@ rambler.ru
8-919-189-33-80