II этап: Проверка домашнее задания | 15 мин | 1.Устный ответ по карточке. 1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него. - Шиповое ступенчатое соединение. 2.Для этого вспомни: -
Какие существуют виды ступенчатого соединения. -
Как правильно разметить и выполнить соединение. -
Что применяется для сборки соединения. -
Где применяется ступенчатое соединение. 3.Сделайте вывод. 2.Тестирование. 1.Какой инструмент необходим для нанесения разметки соединения? а) угольник, рейсмус, линейка; в) линейка, угольник, рейсмус, карандаш; б) линейка, угольник; г) карандаш, линейка. 2.В какой строке правильно указаны виды соединений в половину толщины бруска? а) концевое, серединное, ящичное; б) под углом, по длине; в) по длине, под прямым углом посередине, под прямым углом на конце. 3.Какой пилой запиливают соединение? а) с крупными зубьями; б) со средними зубьями; в) с мелкими зубьями и малой разводкой. 4.Какой инструмент используют для подрезания поверхности соединения? а) зубило; б) стамеску; в) шлифовальную шкурку; г) напильник. 5.Что забивают в отверстия, просверленные в детали параллельно торцам? а) нагель; б) гвозди; в) шурупы; г) долото. | Выполняет один ученик. Отвечают на вопросы теста. |
III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала | 2 мин | Тема сегодняшнего урока «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом». Очень многие изделия содержат детали цилиндрической формы. Сюда можно отнести известный вам нагель, шкант. Цилиндрическую форму также черенки садовых инструментов: лопат, вил, граблей. Рукоятки рыхлителей и окучников тоже имеют цилиндрическую форму. При изготовлении дверных ручек, ступенек лестниц применяются детали цилиндрической формы. Их можно изготовить с помощью знакомых вам столярных инструментов. Процесс изготовления не очень сложный, но требует аккуратности и точности в работе. План: -
Подготовка заготовки. -
Разметка заготовки. -
Актуализация знаний по теме «Закрепление и строгание заготовки». -
Чистая отделка изделия. -
Приемы измерения диаметра цилиндрической детали. | Запись в тетради даты и темы урока. |
IV этап: Изучение нового материала | 25 мин | 1.Рассказ учителя. В объеме учебника: § 8 стр. 32-35. 2.Демонстрация приемов работы. После того как заготовка выбрана, необходимо её разметить. Для этого нам понадобятся циркуль, рейсмус, карандаш и линейка. -
На торце заготовки провести диагонали, в точке пересечения диагоналей находим центр. -
Поставить ножку циркуля в центр и провести окружность. -
Проводя касательные к окружности, параллельные диагоналям, начертить восьмиугольник. -
С помощью рейсмуса провести разметочные линии на плоскости бруска. 3.Акруализация знаний по теме «Строгание древесины». -- Что такое строгание? (Это операция, в результате проведения которой с заготовки срезается тонкий слой древесины в виде стружки). -- Объясните и покажите, как правильно держать рубанок. (Деревянный рубанок удерживают правой рукой, плотно обхватывая за упор, а левой – за рожок. Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой – за рог рубанка). -- Продемонстрируйте, как распределяются усилия при строгании. (Вначале нажимают левой рукой на переднюю часть, а правой придерживают заднюю. В середине рубанок плотно прижимают обеими руками. В конце следует больше нажимать правой рукой). -- Покажите, как правильно стоять во время строгания. (Стоят у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставят примерно параллельно кромке крышки верстака, правой – под углом 70° к ней). -- Расскажите и покажите, какими способами можно закрепить заготовку для строгания. (На столярном верстаке заготовку можно закрепить с помощью клиньев, гребенки или в боковом зажиме). -- Какие правила безопасности необходимо соблюдать при строгании? (Надежно закреплять заготовку на верстаке. Работать рубанком с остро заточенным ножом. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработанной поверхности. При перемещении инструмента не касаться пальцами правой руки заготовки, не держать их вблизи подошвы инструмента. При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы. Инструмент для строгания класть на верстак только набок, режущей частью от себя. Не сдувайте стружку и не сметать её рукой, пользоваться щеткой-сметкой). 4.Демонстрация приемов строгания заготовки и чистой отделки. Заготовку строгают сначала по ребрам бруска до получения восьмигранника. После получения восьмигранника необходимо строгать его ребра до получения 16-гранника. Не старайтесь показать и в дальнейшем требовать получения правильного 16-гранника, так как при малых диаметрах его трудно разметить, он плохо просматривается, а дальнейшая обработка заготовки не является точной и эффективной. Для округления и зачистки применяют напильник (рашпиль) и наждачную бумагу. Работу напильником можно проводить в специальном приспособлении. Зачистку производят шлифовальной шкуркой, закрепленной на бруске, или её лентой. 5.Обучение приемам измерения кронциркулем. Кронциркуль – измерительный инструмент, состоящий из двух изогнутых измерительных ножек, соединенных между собой шарниром. Точность измерения кронциркулем примерно равна 0,5 мм. Проверку кронциркулем делают так: ножки кронциркуля раскрывают на расстояние, немного меньше диаметра цилиндра, и проталкивают кронциркуль так, чтобы цилиндр прошел между ножками. Расстояние между ножками кронциркуля измеряют по мерной линейке. Такие промеры делают по всей длине цилиндра и в разных положениях детали, проворачивая её. Если кронциркуль к концу детали показывает уменьшение диаметра, значит, получился не цилиндр, а конус. Это можно исправить, сняв излишек с другого конца. Если по одной окружности (сечению) окажутся различные диаметры болванки, это значит, что сечение не имеет форму правильного круга. Ровность поверхности цилиндра проверяют линейкой или пером угольника, укладывая ребро линейки по направлению образующей цилиндра, и смотрят, нет ли просветов. | Записывают определение в тетрадь Слушают учителя Отвечают на поставленные вопросы. Слушают учителя Слушают учителя |
V этап: Практическая работа | 30 мин | Практическая работа № 6 1.Вводный инструктаж (по маршрутной карте: стр. 34, табл. 2). 2.Текущий инструктаж. Корректировка хода практической работы. Разметка рейсмусом дается ученикам намного сложнее, чем другим инструментом. Особенно если заготовка не закреплена. Указать, что перемещают рейсмус на себя, а не наоборот. 3.Заключительный инструктаж. анализ успехов и ошибок в работе. | Выполняют практическую работу. |