Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
Урок русского языка в 6 классе
Изъявительное наклонение глаголов
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ Войковская школа
Алиумерова Вильмара Энверовна
Войково, 2019
Тема урока: «Изъявительное наклонение глагола»
Цели урока:
Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее знания о глаголе;
- дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.
- научить различать наклонения глагола.
- отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.
2.2. Развивающие:
–- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
-вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
2.3.Воспитательные:
– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;
2.4. Метапредметные:
А. Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои действия с целью;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Б. Информативные:
- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.
В. Коммуникативные:
- умение работать в группе.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.5. Предметные:
А. Познавательные:
– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;
Б. Практические:
- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» в практике;
Ход урока:
-
Организация урока.
-
Целеполагание и мотивация.
Сегодня на уроке мы узнаем об изменении глаголов в изъявительном наклонении; будем учиться находить глаголы в изъявительном наклонении в тексте, правильно их употреблять и писать.
Урок у нас сегодня не обычный. Мы будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.
-
Актуализация знаний учащихся.
Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно, все вместе.
- Что кроется за словом весна? Какие ассоциации оно вызывает? (капель, трель, жаворонок, солнце, лужи, радость).
- Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.
- Если заглянуть в этимологический словарь, то можно узнать, что слово «весна» произошло от слова «веселый».
- Подберем однокоренные слова. (веснушка2, весенний, предвесенний2, по-весеннему)
Знаете ли вы пословицы, поговорки, загадки о весне?
Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Какое у вас представление о весне?
Весна – это победа солнца, света.
Весна – это победа воды, весенний разлив.
Весна – это победа зелени.
- А чем пахнет весна? (талым снегом, первой водой, цветами).
4.Осложненное списывание. Слайд.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.4
(А.Плещеев)
Задание.
-
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.
-
Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использовал все времена глагола. Докажем это, подчеркнув грамматические основы и установив время глагола)
Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)
Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)
Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)
5.А сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Слайд.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
- Какова интонация стихотворения? (бодрая, жизнерадостная). Назовите непривычные слова. (Брег – берег, гласят (поют) – голос. В этих словах беглые гласные).
- Кто такие гонцы? (Оповестители, посыльные. Они предвещают весну. В стихотворении гонцами являются весенние воды, которые предвещают наступление весны).
- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие).
6.. Первичное усвоение учебного материала.
- Что такое глагол?
- Что мы нового узнали о глаголах? Выпишем из стихотворения несколько глаголов, определим их вид, время, число, лицо, род. Глаголы каких времен встретились в стихотворении? Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Все эти глаголы употребляются в изъявительном наклонении. (Учебник, пар.74).
5. Систематизация знаний и умений.
- Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявительном наклонении?
- Глаголы в каком времени изменяются по лицам?
- Глаголы в каком времени имеют родовые окончания?
- Можно ли по морфеме определить форму глагола?
(Суффикс – -л, окончание – -ешь)
7.Знакомство с таблицей, позволяющей осмыслить основные значения форм времени глагола.
Момент речи
Читал
Буду читать
Читаю

д о п о с л е с о в п а д а е т
8.Движение темы.
-
Интересный вопрос: как вы думаете, все ли глаголы имеют все три времени ( Подсказка: нужно вспомнить два вида глагола, вдумываясь в термины несовершенный вид и совершенный вид).
-
Посмотрим, как изменяется глагол по времени. Образуем все формы от глаголов трепетать, блистать, зазеленеть.
Время | Несовершенный вид | Совершенный вид |
Настоящее | Трепещет Блистает и блещет | - |
Прошедшее | Трепетал Блистал | Зазеленел |
Будущее | Будет трепетать Будет блистать | Зазеленеет |
9. Конструирование предложений.
Закончите предложения, добавив однородные глаголы-сказуемые. Глагол какого вида следует выбирать для каждого предложения?
В каком времени нужно его употребить?
-
Ребята сделали скворечники и …
-
Каждую весну ребята ремонтировали скворечники и … .
-
На заветной полянке в лесу каждую весну расцветают подснежники и … .
-
Скоро в лесу расцветут подснежники и … .
10. Применение знаний и умений.
- А теперь вернемся к наклонениям глаголов.
Буквенный диктант с заданием: определить наклонение глаголов.
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины! (А.Н. Майков)
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом. (А.А. Фет)
Чувств весенних – минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей. (И.А. Бунин)
11. Развитие речи.
- А вы знаете, какой у весны голос? Какие звуки у весны? Сейчас мы послушаем текст . Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, ее песню. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. А помогут вам это представить репродукции картин и ваши рисунки, на которых изображена весна.
Виталий Бианки «Лесной оркестр»
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
- Пофантазируйте. Представьте, что вы превратились в ручеек, подснежник, почку на дереве, проталинку. Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете? Каковы ваши действия? Запишите это в форме маленького рассказа, стихотворения, используйте глаголы в различных наклонениях.
Задание для слабой группы класса – напишите сочинение «Пришла весна».
12. Рефлексия. Выставление оценок.
13. Домашнее задание. Дописать сочинение.