СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение ОГЭ. Виды сокращения текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовка к общему государственному экзамену по русскому языку. Задание 1 - изложение.

Просмотр содержимого документа
«Изложение ОГЭ. Виды сокращения текста.»

Тема:   «Подготовка к написанию сжатого изложения  в рамках подготовки ОГЭ по русскому языку»

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки ОГЭ по русскому языку»

 Цель урока:   учиться писать  сжатое изложение, используя  различные приёмы  компрессии текста.

Цель урока:

учиться писать

сжатое изложение, используя

различные приёмы 

компрессии текста.

 Грызя гранит науки неустанно,  Давая пищу здравую уму,  Опять очередное испытанье  Нам выдержать бы вопреки всему.

Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему.

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА :    1.  Исключение подробностей и  деталей.  2.  Обобщение конкретных,  единичных явлений.   3.  Упрощение синтаксических  структур.

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА : 1. Исключение подробностей и деталей. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. 3. Упрощение синтаксических структур.

  ИСКЛЮЧЕНИЕ:  -  слов;  - словосочетаний;  - повторов;  - цитат;  - одного или нескольких синонимов;  - уточняющих и поясняющих конструкций;  - фрагментов предложений,  целых предложений.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: -  слов; - словосочетаний; - повторов; - цитат; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагментов предложений, целых предложений.

   ОБОБЩЕНИЕ:   -  замена однородных членов  обобщающим наименованием;   -  замена слов с менее широким  значением словом с более  широким значением;   -  замена простых предложений  сложными.

ОБОБЩЕНИЕ: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением; - замена простых предложений сложными.

   УПРОЩЕНИЕ:   - слияние нескольких предложений в одно;  - замена предложения или его части указательным местоимением;  - замена СПП простым;  - замена прямой  речи  косвенной;  - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена СПП простым; - замена прямой  речи  косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

 Критерии оценивания изложения    ИК1 – точная передача основного    содержания прослушанного текста,  отражение всех важных микротем  исходного текста;   ИК2 – использование приёмов сжатия   текста;   ИК3 – смысловая цельность, речевая   связность, логичность и      последовательность изложения,    наличие абзацного членения.

Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приёмов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

ИК2. Сжатие исходного текста Баллы  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1  Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0

ИК2. Сжатие исходного текста

Баллы

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

 Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.  Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

 И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.     И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

 Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.  Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

 Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.  Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

 Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.  Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

 План работы с текстом  1. Внимательно прочитайте текст.  2. К какому типу речи относится  текст?  3. Определите тему текста.  4. Сформулируйте основную мысль  текста.  5. Выделите микротемы.  6. Озаглавьте каждый абзац.  7. Напишите план.

План работы с текстом

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста.

5. Выделите микротемы.

6. Озаглавьте каждый абзац.

7. Напишите план.

 План:  1. «Мама» - особое слово.  2. Материнская любовь нужна в  сложных жизненных ситуациях.  3. Благодарные дети – лучший  подарок.

План:

1. «Мама» - особое слово.

2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!