Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки ОГЭ по русскому языку»
Цель урока:
учиться писать
сжатое изложение, используя
различные приёмы
компрессии текста.
Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему.
Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА : 1. Исключение подробностей и деталей. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. 3. Упрощение синтаксических структур.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: - слов; - словосочетаний; - повторов; - цитат; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагментов предложений, целых предложений.
ОБОБЩЕНИЕ: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением; - замена простых предложений сложными.
УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена СПП простым; - замена прямой речи косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приёмов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.
ИК2. Сжатие исходного текста
Баллы
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.
2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
0
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.
Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
План работы с текстом
1. Внимательно прочитайте текст.
2. К какому типу речи относится текст?
3. Определите тему текста.
4. Сформулируйте основную мысль текста.
5. Выделите микротемы.
6. Озаглавьте каждый абзац.
7. Напишите план.
План:
1. «Мама» - особое слово.
2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.
3. Благодарные дети – лучший подарок.