СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение по тексту. Урок развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изложение по тексту. Урок развития речи»

5 класс русский язык

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Логинова Е. В.

Тема: Р.р. 15. Подготовка и к контрольному изложению и написание его по рассказу

К. Паустовского «Первый снег» (2ч)

Цель. Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить, соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; определять систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею, композицию, роль художественной детали; развивать творческие возможности школьников.- Задачи: предметные: знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.- метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка, как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Ход урока

I . Оргмомент.

II. Работа по новой теме.

  1. Вступительное слово учителя.

Вы сейчас прослушаете текст. Во время чтения закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую рисует автор. Постарайтесь услышать звуки, увидеть цвета.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.



Наглядный материал

Или

Музыкальное сопровождение



  1. Составление плана.

Задание 1. Определите число микротем и обозначьте их цифрами. Озаглавьте микротемы.

План.

Странное ощущение

Необыкновенная тишина.

Снежное бедствие

Одинокая луна.

Большая серая птица на ветке клёна

Нарядная земля.

  1. Работа по усвоению содержания текста. Определение темы, идеи текста.

Задание 1. К каждому пункту плана выпишите из предложений, входящих в текст, грамматические основы.

План. Грамматические основы

  1. Странное ощущение.

Я проснулся ночью, показалось, что оглох. Я лежал, прислушивался. Понял, наступила тишина.

  1. Необыкновенная тишина.

Умер (дождь, ветер, сад), посапывал кот.

  1. Снежное безмолвие.

Я открыл глаза, увидел свет, наполнял, встал и подошел.

  1. Одинокая луна.

Стояла луна, переливается круг.

  1. Большая серая птица на ветке клёна.

Я увидел, птица села, посыпался снег, птица улетела.

  1. Нарядная земля.

Снег сыпался. Все стихло.

Опираясь на грамматические основы, определите тему текста. ( Тема текста совпадает с названием).

Тема текста – первый снег.

Задание 2. Прочитайте текст. Постарайтесь ответить на вопросы.

Вопросы для беседы.

  1. Что такое изложение?

  2. Какую картину вы представили во время чтения текста?

  3. От какого лица ведется повествование? (от 1-го лица)

  4. Какое странное ощущение было у героя? (Я оглох во сне)

  5. Почему рассказчик называет тишину необыкновенной? («Мертвая тишина»)

  6. Какие действия совершает рассказчик? (Лежал, прислушивался, понял)

  7. Что понял рассказчик? (наступила «мертвая тишина»)

  8. В каком значении в этом словосочетании употребляется слово «мертвая»? (переносное значение)

  9. О чем говорится в предложении «Умер дождь…»? (Дождь, ветер, сад

( шумливый, беспокойный)

  1. Что было слышно в этой тишине? (как посапывает кот)

  2. Как вы представляете картину «Снежное безмолвие»?

  3. Как автор описывает ночное небо? Оно какое? (туманное) 

На какой высоте находится луна? (на головокружительной)

  1. Кто нарушил необыкновенную тишину?

  2. С чем автор сравнивает снег, падающий с ветки клёна?

  3. Что было после того, как улетела птица, и осыпался снег? (потом снова всё стихло)

  4. С кем автор сравнивает землю?

  5. Охарактеризуйте название текста.

  1. Анализ изобразительно – выразительных средств языка.

Задание 1. К данным существительным выпишите из текста прилагательные, назовите эпитеты.

Тишина - необыкновенная, «мертвая» (Эпитет)

Сад - шутливый, беспокойный » (Э)

Свет - белый и ровный (Э)

Было - снежно и безмолвно (Э)

В небе - туманном (Э)

Высота - головокружительная (Э)

Луна - одинокая (Э)

Круг - желтоватый (Э)

Птица - большая серая

Дождь - стеклянный (Э)

Земля - нарядная (Э)

Невеста - застенчивая (Э)

Задание 3. Выпишите слова и словосочетания, употребленные в переносном значении.

Мертвая тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. Свет наполнял комнату. Стояла одинокая луна.

Снег, как стеклянный дождь (сравнение).

Земля, как застенчивая невеста (сравнение).

Определите идею текста.

Идея – автор показал прекрасное преображение земли, после того как выпал первый снег.

  1. Повторное чтение текста.

Задание 1. Во время повторного слушания текста постарайтесь запомнить следующее:

- «Что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце»?

- подготовьтесь к устному пересказу текста по плану.

  1. Устный пересказ текста.

Несколько обучающихся устно пересказывают текст

  1. Письменное изложение текста учащимся.

Задание:

- Запишите текст, не нарушая логики изложения.

- Прочитайте текст. Проверьте орфографию.

- Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте правильность постановки знаков препинания.


Домашнее задание. Повторить типы и стили речи





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!