Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Русский язык
4 класс
В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы.
Мы ранее составляли обычные планы к изложению.
Что такое цитатный план?
Цитата – это точная дословная выдержка из какого-либо текста.
Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.
Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в него входят фразы, употребленные писателем в произведении.
Упр. 162, с.79 знакомство с текстом, беседа по содержанию:
- Прочитайте текст.
- Определите тип текста.
(Повествование – вопрос к тексту «Что произошло?»)
- Назовите его тему (О ком говорится в тексте?)
(Об уточке и учителе Николае Петровиче)
- Какова основная мысль текста? (Что хотел сказать нам автор?)
(Дикие животные должны жить в природе.)
- Подберите к тексту своё название по теме или по главной мысли).
( Например: Друзья или Помощь уточке)
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА
- Сколько частей в тексте?
- Как найти границы частей?
- Прочитайте первую часть. Что в этой части главное?
(У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Учитель и Утя привыкли друг к другу.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Объясните значение словосочетания приволок с речки,
привыкли друг к другу.
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА
- Прочитайте вторую часть.
- Что в этой части главное?
(Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)
- Что такое полынья?
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Уточка заволновалась.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Объясните значение словосочетания
уточка заволновалась,
проситься на волю.
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА
- Прочитайте третью часть.
- Что в этой части главное?
(Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Пришла разлука.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Объясните значение словосочетаний
вынес на волю,
пришла разлука,
махнул руками снизу вверх, сильно кинул.
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА
- Прочитайте четвёртую часть.
- Что в ней главное?
(Уточка радуется весне и воле.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Живи теперь на воле.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Объясните значение словосочетания
твоя весна пришла .
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН ( запиши его в тетрадь )
- 1. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
- 2. Уточка заволновалась.
- 3. Пришла разлука.
- 4. Живи теперь на воле.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Найдите в тексте упражнения (стр. 79 упр. 162) знакомые орфограммы.
- Объясните постановку знаков препинания в тексте (особенно в сложных предложениях или с однородными членами).
ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАММЫ
- С ре чк и П окши, уто чк а У тя, Н иколай Д митриевич.
- Крыл ышк о, вынырн ет , при выкли, по звал...
- Осе нью , полы нья , кры лья .
- За жи ло, ча ще, чу вст вовал, ши рокой, жи ви.
- Сверх у , сниз у .
- Л е чил, на р е ке, взл е тать, по г оло ве, в е сна...
Опорные слова
- 1) жила, приволок, ранена, лечил, зажило, назвали, привыкли (7 предложений)
- 2)пришла, появились, заволновалась, чаще стала…(4 предложения)
- 3)однажды…; чувствовал, что..; вынес; махнул и кинул (4 предложения)
- 4) скоро; то нырнет, то вынырнет; теперь (3 предложения).
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ
- Перескажи текст устно без учебника.
- Работа над изложением.
- Напиши изложение в тетради по цитатному плану и по опорным словам .
- Самопроверка - исправь ошибки в тексте, проверь количество частей текста по плану.
- Пусть проверят родители - исправь ошибки, которые ты сам не увидел.