СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изложение повествовательного текста по цитатному плану.»

Изложение повествовательного текста по цитатному плану Русский язык 4 класс

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Русский язык

4 класс

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы. Мы ранее составляли обычные планы к изложению. Что такое цитатный план?

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы.

Мы ранее составляли обычные планы к изложению.

Что такое цитатный план?

Цитата  – это точная дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста. Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в него входят фразы, употребленные писателем в произведении.

Цитата  – это точная дословная выдержка из какого-либо текста.

Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в него входят фразы, употребленные писателем в произведении.

 Упр. 162, с.79  знакомство с текстом,  беседа по содержанию: Прочитайте текст. Определите тип текста. (Повествование – вопрос к тексту «Что произошло?») Назовите его тему (О ком говорится в тексте?)  (Об уточке и учителе Николае Петровиче) Какова основная мысль текста? (Что хотел сказать нам автор?) (Дикие животные должны жить в природе.) Подберите к тексту своё название по теме или по главной мысли). ( Например: Друзья или Помощь уточке)

Упр. 162, с.79 знакомство с текстом, беседа по содержанию:

  • Прочитайте текст.
  • Определите тип текста.

(Повествование – вопрос к тексту «Что произошло?»)

  • Назовите его тему (О ком говорится в тексте?)

(Об уточке и учителе Николае Петровиче)

  • Какова основная мысль текста? (Что хотел сказать нам автор?)

(Дикие животные должны жить в природе.)

  • Подберите к тексту своё название по теме или по главной мысли).

( Например: Друзья или Помощь уточке)

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА Сколько частей в тексте? Как найти границы частей? Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.) Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Учитель и Утя привыкли друг к другу.)

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА

  • Сколько частей в тексте?
  • Как найти границы частей?
  • Прочитайте первую часть. Что в этой части главное?

(У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)

  • Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Учитель и Утя привыкли друг к другу.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Объясните значение словосочетания приволок с речки,  привыкли друг к другу.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Объясните значение словосочетания приволок с речки,

привыкли друг к другу.

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА Прочитайте вторую часть. Что в этой части главное? (Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.) Что такое полынья? Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Уточка заволновалась.)

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА

  • Прочитайте вторую часть.
  • Что в этой части главное?

(Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)

  • Что такое полынья?
  • Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Уточка заволновалась.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Объясните значение словосочетания  уточка заволновалась,  проситься на волю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Объясните значение словосочетания

уточка заволновалась,

проситься на волю.

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА Прочитайте третью часть. Что в этой части главное? (Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.) Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Пришла разлука.)

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА

  • Прочитайте третью часть.
  • Что в этой части главное?

(Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)

  • Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Пришла разлука.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Объясните значение словосочетаний вынес на волю, пришла разлука, махнул руками снизу вверх, сильно кинул.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Объясните значение словосочетаний

вынес на волю,

пришла разлука,

махнул руками снизу вверх, сильно кинул.

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА Прочитайте четвёртую часть. Что в ней главное? (Уточка радуется весне и воле.) Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Живи теперь на воле.)

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА

  • Прочитайте четвёртую часть.
  • Что в ней главное?

(Уточка радуется весне и воле.)

  • Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Живи теперь на воле.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Объясните значение словосочетания твоя весна пришла .

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Объясните значение словосочетания

твоя весна пришла .

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН  ( запиши его в тетрадь ) 1. Учитель и Утя привыкли друг к другу. 2. Уточка заволновалась. 3. Пришла разлука. 4. Живи теперь на воле.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН ( запиши его в тетрадь )

  • 1. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
  • 2. Уточка заволновалась.
  • 3. Пришла разлука.
  • 4. Живи теперь на воле.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Найдите в тексте упражнения (стр. 79 упр. 162) знакомые орфограммы. Объясните постановку знаков препинания в тексте (особенно в сложных предложениях или с однородными членами).

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  • Найдите в тексте упражнения (стр. 79 упр. 162) знакомые орфограммы.
  • Объясните постановку знаков препинания в тексте (особенно в сложных предложениях или с однородными членами).
ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАММЫ  С ре чк и П окши, уто чк а У тя, Н иколай Д митриевич. Крыл ышк о, вынырн ет , при выкли, по звал... Осе нью , полы нья , кры лья . За жи ло, ча ще, чу вст вовал, ши рокой, жи ви. Сверх у , сниз у . Л е чил, на р е ке, взл е тать, по г оло ве, в е сна...

ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАММЫ

  • С ре чк и П окши, уто чк а У тя, Н иколай Д митриевич.
  • Крыл ышк о, вынырн ет , при выкли, по звал...
  • Осе нью , полы нья , кры лья .
  • За жи ло, ча ще, чу вст вовал, ши рокой, жи ви.
  • Сверх у , сниз у .
  • Л е чил, на р е ке, взл е тать, по г оло ве, в е сна...
Опорные слова 1) жила, приволок, ранена, лечил, зажило, назвали, привыкли (7 предложений) 2)пришла, появились, заволновалась, чаще стала…(4 предложения) 3)однажды…; чувствовал, что..; вынес; махнул и кинул (4 предложения) 4) скоро; то нырнет, то вынырнет; теперь (3 предложения).

Опорные слова

  • 1) жила, приволок, ранена, лечил, зажило, назвали, привыкли (7 предложений)
  • 2)пришла, появились, заволновалась, чаще стала…(4 предложения)
  • 3)однажды…; чувствовал, что..; вынес; махнул и кинул (4 предложения)
  • 4) скоро; то нырнет, то вынырнет; теперь (3 предложения).
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ   Перескажи текст устно без учебника. Работа над изложением. Напиши изложение в тетради по цитатному плану и по опорным словам . Самопроверка - исправь ошибки в тексте, проверь количество частей текста по плану. Пусть проверят родители - исправь ошибки, которые ты сам не увидел.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ

  • Перескажи текст устно без учебника.
  • Работа над изложением.
  • Напиши изложение в тетради по цитатному плану и по опорным словам .
  • Самопроверка - исправь ошибки в тексте, проверь количество частей текста по плану.
  • Пусть проверят родители - исправь ошибки, которые ты сам не увидел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!