СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение с элементами сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Просмотр содержимого документа
«Изложение с элементами сочинения»

Р/р. Изложение с элементами сочинения.

Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Какие стили и типы речи вы знаете?

— Какая связь предложений в тексте характерна для текста-описания?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых...

IV. Чтение текста изложения.

7 августа 1782 года после полудня народ сходился к Сенатской площади на открытие памятника Петру Первому. 15 лет готовилось в Петербурге это торжество. И вот этот день наступил. Вокруг памятника, еще закрытого покрывалом, стоят гвардейские полки, зрители заполняют трибуны и даже крыши ближних зданий. Наконец на главной трибуне у здания Сената появилась императрица. Ударил артиллерийский салют, и покрывало упало. Перед глазами зрителей появился один из самых удивительных монументов 18 столетия: всадник на скале, железной рукой поднявший на дыбы горячего коня.

В противоположность традиции того времени композиция скульптуры основана на встрече противоборствующих сил: движение коня и покой всадника, минутность позы и вечность монумента, свобода природы и власть человеческой воли.

На гранитной скале пьедестала императрица приказала написать: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Она хотела, чтобы в ней видели продолжательницу дела Петра.

Создатель памятника – Э. Фальконе – писал: «Называя Петра Великого созидателем, реформатором, законодателем, я соглашусь с общим мнением, но я не считаю, что Россия до него была варварской… Чтобы возвеличить государя, не следует унижать нацию, того не заслуживающую».

Толпа на площади криками приветствовала появление Медного всадника…

V. Вопросы и задания.

  1. Как можно озаглавить этот текст?

  2. К какому стилю относится этот текст?

  3. Какой тип речи является основным?

  4. Составьте план текста. (1) На Сенатской площади в ожидании открытия памятника Петру Первому. 2) Торжественный момент открытия. 3) Перед глазами зрителей появляется всадник на скале. 4) Особенность композиции скульптуры. 5) Надпись на пьедестале. 6) Высказывание создателя памятника Э. Фальконе о России и русском народе.)

  5. Объяснить значение и написание слов скульптурный монумент, композиция скульптуры, пьедестал, традиция. Обратите внимание на использование прописной буквы в именах и названиях (Петр Первый, Екатерина Вторая, Петр Великий, Сенатская площадь, Медный всадник).

  6. Какое цитирование, использованное в исходном тексте, вы передадите точно (как предложение с прямой речью), а какое – приблизительно, сохранив только его смысл (в виде придаточного предложения)?

VI. Дополнительные сведения. (Из романа Валентина Пикуля «Фаворит».)

1. О заказе памятника.

Екатерина:

  • Вы покажите Петра, который гонит перед собой варварство с полуразметанными волосами, накрытое звериными шкурами. Варварство, оборачиваясь, еще грозит герою, но уже попрано копытами его коня. Пусть я увижу любовь народов, простерших длани к Петру, осыпая его благословениями. А сбоку пусть лежит могучая фигура, олицетворяющая Россию, которая наслаждается спокойствием и довольством. А потоки светлой воды струятся из расщелин камня…

Фальконе:

  • Петр – сам по себе сюжет, и он не нуждается в атрибутах, объясняющих его дела потомству.

2. Путешествие Екатерины в Финляндию для осмотра камня.

Екатерина с громадною свитой тронулась санным поездом в Лахту, за двенадцать верст от столицы, где колоссальный Гром-камень – постамент будущего памятника Петру I – медленно катили к побережью Финского залива на громадных шарах из бронзы, уложенных в желоба. Зрелище, увиденное в Лахте, было дерзновению подобно.

Екатерина даже похлопала в ладоши, сказав:

  • Что эта суетная Европа? Вот у нас – чудеса!

Четыреста мужиков с песнями влекли на тяжах колоссальную гору, поверх которой трудились каменщики, обтесывая лишние углы, работали кузница и канцелярия, а барабанщики играли неустанную дробь, руководя усилиями такелажников. На глазах гостей артель передвинула Гром-камень сразу на двести сажен. Екатерина не могла взять в толк: откуда такая легкость в движении? Инженеры объяснили ей, что тут секрет кабестанов и такелажных блоков:

  • Сия работа допреж выверена на модели, и один рабочий одной лишь рукой свободно передвигает 75 пудов…

Екатерина, держа руки в муфте, зашагала к карете.

  • А где же наши поэты? – говорила она. – О чем они, тунеядцы, думают? Виденное здесь в одах должно запечатлеться…

Навстречу придворным каретам спешили саночки с петербуржцами, желавшими видеть каменный колосс, медленно, но верно следующий к тому месту, где ему и стоять вечно.

3. Прибытие камня в Россию.

В самом конце сентября 1770 г. из Малой Невки в Большую Неву вплыла странная флотилия: два парусных фрегата вели меж своих бортов чудовищный плашкоут, поверх которого лежала гигантская глыбища Гром-камня. Медленно обогнув крепость, флотилия проплыла мимо Зимнего дворца и Адмиралтейства, тихо причалив к берегу возле Сената… Было столь непомерно скопление горожан на набережной, что многие боялись, как бы не случилось смертельной давки. Гром-камень с плашкоута съехал на берег. Офицеры и матросы, штурманы и такелажники, водолазы и бурлаки – этот народ умел работать! Петербуржцы в их честь кричали: «Ура!», а Вася Рубан, принаряженный ради такого дня, раздавал в толпе листки со своими стихами:

Нерукотворная здесь Русская гора, / Вняв гласу божию из уст Екатерины,

Прешла во град Петров чрез Невские пучины / И пала под стопы Петра…

4. О создателе памятника.

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) – выдающийся французский скульптор. Приобрел широкую известность как автор изящных, виртуозно выполненных аллегорических и мифологических статуй и групп, в которых чувственность, унаследованная от искусства рококо, сочетается с жизненным обаянием и классической чистотой форм. Среди них особенно известны «Музыка», «Амур», «Купальщица», «Нимфа источника», группа «Пигмалион», надгробная статуя «Нежная грусть». Все эти произведения находятся в Лувре (Париж). Но в полную силу талант Фальконе проявился в монументальных произведениях. Самое известное из них он создал в период своего пребывания в России (1766-1778). Это знаменитый памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге. В 1766 Фальконе начал работу над моделью памятника, в 1768-1770 выполнил модель в натуральную величину. Голову Петра I моделировала под руководством Фальконе его ученица Колло. Сложнейшая отливка бронзовой конной статуи высотой 5 м 30 см была блестяще произведена  в 1775 г. русскими рабочими и литейым пушечным мастером Хайловым. В 1778 г. отделка статуи была закончена. Пьедесталом памятника послужила гранитная скала («Гром-камень»), высотой 5 м 10 см, доставленная в Петербург из окрестностей Лахты; скале, символизирующей, по мысли скульптора, побежденные Петром трудности, была придана форма, напоминающая морскую волну. Гениальное произведение Фальконе, один из лучших когда-либо созданных памятников, замечательно глубиной идейного содержания и значительностью образа, необычайной для того времени смелостью композиционного и технического решения, простотой, строгостью и лаконизмом формы. В духе просветительской мысли своей эпохи Фальконе, по его словам, представил Петра I, как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная фигура всадника, осадившего и вздернувшего на дыбы стремительно скачущего коня, полна героического пафоса и торжественного величия. Сложное содержание памятника, хорошо рассчитанного на размеры большой площади, раскрывается при осмотре его со всех сторон благодаря продуманному богатству аспектов. Ум, непреклонная воля, дерзновение сочетаются в образе Петра I с выражением властности и грозной беспощадной силы. Идеи могучего подъема страны, растущей силы русского государства, драматические сложности переломного момента в судьбе народа нашли в памятнике блестящее воплощение. Фальконе прекрасно справился с техническими трудностями: фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов.

Памятник был открыт в 1782 г. и стал значительным явлением в истории русской культуры. А. Н. Радищев посвятил ему «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…». А. С. Пушкин воспел его в поэме «Медный всадник», название которой осталось прочно связано с памятником.

VII. Творческие задания.

1. Включите известные вам сведения о создателе памятника Петру Первому Э. Фальконе в текст изложения.

2. Дополните описание памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. Какое символическое значение придается отдельным деталям памятника?

3. Какие мысли и чувства рождает у вас этот памятник? Расскажите о них в заключительной части изложения

VI. Повторное чтение теста изложения.

VII. Написание изложения.

Домашнее задание: дописать изложение.

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.

Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.