СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с одной из ролей неопределенной формы глагола в предложении- частью сказуемого.Демонстрировать умение определять грамматические признаки глагола.

Просмотр содержимого документа
««Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода».»


ФИО учителя: Степанюк Мария Николаевна

МБОУ Соленоозерная СШ№12

Класс: 4

Урок: Русский язык.

Тема: «Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода».

Цель: познакомиться с одной из ролей неопределенной формы глагола в предложении – частью сказуемого. Демонстрировать умение определять грамматические признаки глагола.

Метапредметные задачи:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– находить разные способы решения учебной задачи с помощью учителя, класса;

Предметные задачи:

- различать глаголы неопределённой формы и глаголы в форме н.в, п.в.,б.в;

- учить определять грамматические признаки глаголов;

- учить образовывать разные формы глаголов;

- учить решать орфографические задачи;

- развивать устную и письменную речь;

О

Число.

Классная работа.

формление доски:




Оборудование: карточки для самостоятельной работы, учебник, тетрадь, наглядность на доске, книга В.Драгунского «Главные реки», распечатанный рассказ «Главные реки».

Структура урока:

  1. Орг.момент (2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

  3. Закрепление (27 мин.)

  4. Итог. Рефлексия (6 мин.)


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.


Актуализация опорных знаний.




































Закрепление.























































































Физминутка























































































Итог урока.
















Рефлексия.

Приветствие учеников.

-Здравствуйте.

-Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Верно - неверно». Я вам задаю вопросы, а вы если со мной согласны то ставите «+», а если не согласны «-».

1). Глаголы отвечают на вопросы «Кто?», «Что?».

(-) Глаголы отвечают на вопросы «Что делает?», «Что сделает?».

2). Глаголы – это слова, которые обозначают действие предметов.

(+)

3). У глаголов 3 времени – настоящее, будущее, предыдущее.

(-) У глаголов 3 времени – настоящее, прошедшее, будущее.

4). В предложении глагол всегда является сказуемым.

(+)

5). Частица (-НЕ) с глаголами всегда пишется слитно.

(-) Не с глаголами пишется раздельно.

6). Глагол «играла» – прошедшего времени.

(+)

7). Глагол «накопал» стоит во множественное число, в мужском роде.

(-) накопал – единственное число, мужской род.

8). Определить род можно у глагола единственного числа прошедшего времени.

(+)

9). Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «Что делать?» , «Что сделать?».

(+)

10). Прилетит, запишу, сфотографирую – это глаголы настоящего времени.

(-) это глаголы будущего времени.

-Проверяем.

Учитель открывает доску с правильными ответами, вместе с учениками проверяем, исправляем ошибки, комментируем.

1) –; 2) +; 3) –; 4)+; 5 )-; 6)+; 7) - ;8)+; 9)+; 10)- .

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки?

У кого есть две ошибки?

У кого есть три и больше ошибок?

-У вас на столах лежат карточки. На которых. стоят цифры, от 1 до 5 и напротив каждой цифры пустая клеточка. Оцените себя от 3 до 5 баллов, поставьте себе сами оценку напротив цифры 1. Как вы справились с первым заданием.

Сегодня у нас с вами урок закрепления, в тетрадях записываем «Восемнадцатое декабря. Классная работа». Откройте учебники на странице 160 упражнение 266.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

Записать начало рассказа, обсудить в состав какого члена предложения чаще всего входит неопределённая форма глагола.

-Что такое неопределённая форма глагола?

Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. У глаголов в неопределённой форме нельзя определить ни время, ни род, ни число.

-Прочитаем текст.

-Назовите автора рассказа?

Виктор Драгунский.

-До чего догадался герой этого рассказа?

Уроки надо учить.

-Почему герой рассказа не успел сделать уроки?

Запускал во дворе змея в космос?

-Как вы думаете, что дальше было с нашим героем?

-Ему поставили 2.

-Вам интересно, что было с ним на самом деле?

(Да)

-Я предлагаю вам дома прочитать этот рассказ, а потом поделиться друг с другом своими впечатлениями.

Учитель показывает ученикам книгу, предлагает заранее заготовленные распечатки рассказа Виктора Драгунского «Главные реки».

-Назовите сказуемое в первом предложении.

Надо учить.

-В этом случае подчёркнуто сразу два слова, как такое сказуемое называется?

Составное сказуемое.

-Чем оно выражено?

Глаголами.

-Назовите сказуемое второго предложения.

Надо учить.

-В этом случае сказуемое как называется и чем оно выражено?

Составное сказуемое выражено глаголами.

-Не любишь, не хочешь, какой части речи эти слова?

Глаголы.

Как они пишутся с частицей –не?

Правило: «Не с глаголами пишется раздельно».

-Назовите ещё слова в этом тексте, с которыми –не пишется раздельно.

Не узнаешь, не успел.

-Назовите мне остальные подчёркнутые сказуемые в тексте.

Можно вляпаться, не успел сделать.

-Какой формы эти глаголы?

Неопределённой формы.

-Как вы это узнали?

По вопросам. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

-Запишите у себя в тетради первые два предложения с упражнения 266.

-В состав какого члена предложения чаще всего входит неопределённая форма глагола?

В сказуемое.

-Чем выраженное?

Глаголами.

-Поставьте себе в карточках оценку. Как вы справились со вторым заданием.

Переходим к упражнению 267.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

Выписать глаголы, определяя грамматические признаки.

Какими грамматическими признаками обладает глагол?

У глагола можно определить время, число. У глагола в прошедшем времени можно определить род.

-Разберём пример с упражнения 267, для образца.

Наколол (что сделал?) – глагол, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.

-По данному образцу есть желающие выполнить упражнение у доски?

Стеречь (что делать?) – гл. в неопределённой форме.

Беречь (что делать?) – гл., в неопределенной форме.

Несёт (что делает?) – гл., в наст.вр., в ед.ч.

Копать (что делать?) – гл., в неопределенной форме.

Молчит (что делает?) – гл., в наст.вр., в ед.ч.

Спит (что делает?) – гл., в наст.вр., в ед.ч.

Привести (что сделать?) – гл.,в неопределенной форме.

-Проверяем! Сравните то, что записали вы у себя в тетрадках, с тем, что выполнили у доски. Есть те, у кого получилось по-другому? Проверяйте внимательно, исправляйте.

-У всех ли глаголов мы определили грамматические признаки?

Нет.

-Почему?

Потому что у глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число.

-Как определить стоит ли глагол в неопределённой форме?

По вопросам.

-Поставьте себе оценку, за это упражнение.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь. 

Следующее упражнение 268. Устно.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

К глаголу нужно подобрать соответствующий ему глагол в форме настоящего или будущего времени во второй группе, дописать глагол в форме прошедшего времени.

-Что значит настоящее время?

Это значит действие происходит сейчас.

-Что значит будущее время?

Это значит, что действие будет происходить потом, позже, не сейчас.

-Что значит прошедшее время?

-Это значит, что действие уже произошло, прошло.

Писать (что делать?) – (что делаю?) пишу – (что делал?) писал.

Списать (что сделать?) – (что сделаю?) спишу – (что сделал?) списал.

Играть (что делать?) – (что делаю?) играю – (что делал?) играл.

Выиграть (что сделать?) – (что сделаю?) выиграю – (что сделал?) выиграл.

Смотреть (что делать?) – (что делаю?) смотрю – (что делал?) смотрел.

Посмотреть (что сделать?) – (что сделаю?) посмотрю – (что сделал?) посмотрел.

Улыбаться (что делать?) – (что делаю?) улыбаюсь – (что делал?) улыбался.

Помогать (что делать?) – (что делаю?) помогаю – (что делал?) помогал.

Жечь (что делать?) – (что делаю?) жгу – (что делал?) жег.

Зажечь (что сделать?) – (что сделаю?) зажгу – (что сделал?) зажег.

-Как могут изменяться глаголы?

По времени.

-На что важно обращать внимание, когда образуем новую форму какого-либо времени?

На вопросы.

-Поставьте себе оценку за упражнение №4.

Упражнение 269. (Упражнение записано на карточке, которые заранее выданы ученикам).

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записан текс и задания. Прочитайте его.

-Что вы увидели?

Глаголы стоят в неопределенной форме.

-Самостоятельно впишите в пропущенные строчки глагол в нужной форме.

-Кораблёв, к доске!

У меня сразу (испортиться) ________ настроение, потому что я (вспомнить)_______, что (забыть)________ приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей парты. Я прямо к ней как будто (приклеиться)__________. Но Раиса Ивановна (стать)______ меня торопить:

-Кораблёв! Что же ты? Я тебя (звать) _______ или нет?

И я (пойти)________ к доске.

-Теперь давайте прочитаем вслух, что у вас получилось. Ученик читает текс, остальные проверяют и исправляют ошибки.

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить:

-Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?

И я пошёл к доске.

-Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руки, у кого есть одна ошибка, у кого две ошибки. Поднимите руки у кого больше трёх ошибок.

Молодцы!

- Соотносится ли вопрос к глаголу в неопредёлённой форме с вопросом к глаголу, который от неё образован?

Да.

- Как выделены обращения в этом тексте?

Запятыми.

-Найдите в тексте как еще выражено обращение?

Восклицательным знаком.

-Значит, чем такое обращение является?

Предложением.

-Как ты поступишь, если не подготовишься к уроку? Например, не выучишь стихотворение. Как исправить положение?

Попрошу учителя рассказать стихотворение на следующий урок.

-К урокам нужно каждый день готовиться, или только тогда, когда тебе захочется?

Всегда.

-Поставьте себе оценку за последнее упражнение.

Записываем домашнее задание.

-Что такое неопределённая форма глагола?

Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. У глаголов в неопределённой форме нельзя определить ни время, ни род, ни число.

-Как частица НЕ пишется с глаголами?

Раздельно.

-Как на письме выделяются обращения?

Запятыми, восклицательными знаками.

-Как вы понимаете, что значит настоящее, прошедшее, будущее время?

Настоящее время – действие происходит сейчас.

Прошедшее время – действие уже произошло.

Будущее время – действие, которое должно произойти.

-Нужно ли выполнять домашнюю работу?

Да.

-Вы её всегда будите выполнять?

Да.

Теперь в ваших карточках, где вы сами себе ставили баллы, поставьте итоговую оценку, в пустой клеточке.

Кто оценил себя на три балла?

Кто оценил себя на четыре балла?

Кто оценил себя на пять?

-Молодцы! Готовимся к следующему уроку. Подойдите ко мне с дневниками те ребята, которые получили оценки на сегодняшнем уроке.

Приветствие учителя.


Ученики играют вместе с учителем в игру «Верно – неверно».


Самостоятельно отвечают на вопросы, каждый у себя в тетради.






















Проверяют себя.

Ученики вместе с учителем проверяют, исправляют ошибки, комментируют.


Отвечают на вопросы учителя.


Слушают учителя.




Записывают в тетрадях число, классная работа.

Открывают учебники на странице 160. Упражнение 266. Читают задание.

Один ученик читает задание вслух, остальные слушают и следят по тексту.

Отвечают на вопросы учителя.



Один ученик читает вслух текст, остальные следят по тексту, слушают.

Устно работают по тексту, отвечают на вопросы учителя.







Слушают учителя.






Называют сказуемое в первом предложении.

Отвечают на вопросы.





Называют сказуемое второго предложения.

Отвечают на вопросы.






Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.






Записывают в тетради два предложения из упр. 266.




Отвечают по поднятой руке на вопросы учителя.



Один ученик читает задание, остальные следят и слушают.


Ученики отвечают на вопрос.






Один ученик к доске, работает на оценку. Остальные у себя в тетрадях выполняют упражнение по образцу.






Проверяют каждый сам себя, при необходимости исправляют ошибки.


Отвечают по поднятой руке на вопросы учителя.







Выполняют физминутку.









Один ученик вслух всему классу читает задание.

Устная работа с упражнение 268.




Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.



















Отвечают на вопросы учителя.





Работают по карточкам.


Один ученик читает, остальные следят и слушают.



Выполняют самостоятельную работу в карточках.









Проверяю. Ученик читает текст, уже с правильно вставленными глаголами и комментирует, остальные проверяют свою выполненную работу и при необходимости исправляют ошибки..








Отвечают на вопросы учителя.





Ищут в тексте чем выражено обращение.

Отвечают на вопрос учителя.





Рассуждают, думают, высказывают свои ответы.


Оценивают свою работу.

Дети записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог вместе с учителем.















Ученики оценивают самостоятельно свою работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!