Boldumsaz etrabynyň 5-nji orta mekdebiniň rus dili mugallymy N. Bekniýazowanyň sapak ýazgysy.
4 класс 28.02.2022 г.
Тема урока. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
«Урок дружбы».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
обучающая: закрепить знания об изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам,формировать языковые знания и умения;
воспитательная: воспитание культуры учебной деятельности,нравственное воспитание, развитие устной и письменной речи и культуры речи;
Наглядность: картины, слайды, ноутбук
Ход урока.
I.Орг. момент
- приветствие; проверка готовности уч-ся к уроку; заполнение журнала и отметка отсутствующих;
- новости страны:
II.Опрос пройденной темы.
1.проверка письменных заданий и замена тетрадей;
2.вопросы-ответы по тексту «Орёл и кошка», с. 149.
1.Как играла кошка с котятами?
2.Кто схватил котёнка?
3.Как старая кошка спасала котёнка?
4.Как вела себя мама-кошка?
5.Почему кошка была такой бесстрашной?
3. по заданию 6, с. 150 – Подберите к данным словам из текста антонимы (слова
с противоположным значением):
маленький- огромный, сильные - слабые, старая- молодая, длинный- короткий.
III.Обобщение пройденной темы. - Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово
Мы пришли сюда … (учиться)
Не лениться, а … (трудиться)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то … (достигает)
- Молодцы! Садитесь. Что можно сказать о добавленных словах? (Это всё глаголы)
- А что такое глагол?
Глагол
Ч
асть речи
Действие предмета
Что делать? Что сделать?
Мы знаем, что глаголы бывают настоящего, прошедшего, будущего времени . поговорим о прошедшем времени глагола. Слайд 1-2
IV.Новая тема. Работа с учебником. Чтение правила, с. 150.
Сказуемые могут быть выражены глаголами прошедшего времени. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали? Например: писал, писало, писала, писали.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс –л-.
У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде нет суффикса -л: нёс, вёз, рос.
1.Комментированное чтение текста сказки «Урок дружбы», с. 152-153.
Жили два воробья Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни слова не сказал своему приятелю.
«Если я всем пшено раздавать буду, то мне ничего не останется», – подумал он. Так и склевал всю посылку один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же упало на землю.
Случайно нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня десять зёрнышек нашёл. Давай их поровну разделим и склюём.
– Не надо…Зачем?... – Ты нашёл, ты и ешь! – ответил Чик.
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?»
Чику было очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена. Не поделился с другом, не дал ему ни зёрнышка. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок. Слайды 3,4,5,6
2.словарная работа. Слайд 7
- це́лый – bütin, - прия́тель, това́рищ, друг – dost - случа́йно неожи́данно – birdenkä, duýdansyz - склюём (склевать) – çokup gutaraly (çokmak) – съеди́м – iýeli - по́ровну – des-deň
3.По заданию 2, с. 153 – Произнесите правильно:
я́щик пшена́, склева́л, собра́л в паке́тик, по́ровну разде́лим, ста́ло сты́дно, ни зёрнышка.
4.Вопросы-ответы по тексту
1.Как звали друзей?
2.Кому пришла посылка от бабушки?
3.Что было в посылке ?
4.Почему Чик не сказал о посылке Чирику?
5.Что нашёл Чирик?
6.Что Чирик сказал Чику?
7.Почему Чику стало стыдно?
5.правила, с.154 слайд 8
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам:
мужской род – что делал? пел
ж
енский род – что делала? пела
средний род – что делало? пело
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Ожидаемые результаты от объяснения темы:
ученики должны знать
Ученики должны уметь определять число и род глагола в прошедшем времени
V.Закрепление темы. Записать в тетрадь.
1). По заданию 5, с. 154 – Выпишите из текста упражнения №1 3 предложения со
сказуемым – глаголом прошедшего времени. Образец. Жили два воробья: Чик и Чирик.
2). По заданию 6, с. 154 – Произнесите правильно: была, было, были, был. Определите, в каком роде стоят данные глаголы .
Слайд 9
3). По заданию 3, с. 153 – Прочитайте сказку по ролям (автор, Чик,Чирик).
4). По заданию 8, с. 155 – Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы к глаголам и помогите пчёлкам распределить их по родам. Слайд 10
VI.Домашняя работа. 1).по заданию 7, с. 154 – Спишите текст «Наш улов». Найдите глаголы прошедшего времени, определите в каком числе и роде они употреблены.
Вышла река из берегов. Она залила весь наш луг. Только кончики кустов были видны из воды. Дед Ильяс с внуком Ахмедом поплыли на лодке к кустам. Там они поставили сеть. В сеть заплыли два жирных леща и большой судак.
Хорош наш улов!
2.пересказ текста «Урок дружбы»
Выставление оценок
Barlandy. Sapak ýazgy kadaly. MMOIBO ______________