СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен прилагательных по числам и родам.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен прилагательных по числам и родам.»

Урок русского языка

Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; развивать умение определять род и число имён прилагательных;

развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

Задачи:

1) сформировать умение определять род имён прилагательных;

2) совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

3) воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным - сказочным: мы продолжим изучать тему «Имена прилагательные», посмотрим, как вы подружились с этой частью речи.

2. Психологический настрой. Отрывок из учебного фильма «Сказка о художнике и море»

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза .

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

3. Работа с тестом

- Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном.

- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.

Ну что ж поплыли?

Тест.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет;

б)признак предмета;

в)действие предмета;


2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а) с прилагательным;

б) с глаголом;

в) с существительным;


3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) что делает? что сделает?;

б) какой?, какая?, какое?, какие?

в) кто? что?


4. Имена прилагательные подчёркиваем:

а) волнистой линией;

б) одной чертой;

в) двумя чертами.


5. Имена прилагательные:

а) не изменяются по числам;

б) изменяются по числам;

в) никак не изменяются


Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону.

Ученики меняются и проверяют тест соседа. ( 2-3 работы проверяются учителем на оценку).

4. Объяснение нового материала.

- Посмотрите нас встречает гномик, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.

- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).

- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).

И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)

Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).

- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.

Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.

- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?

Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).

- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?

Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. - ый, -ий, -ой; Ж.р. - ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).

Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

Флеш - родовые окончания.

Образуй от существительных прилагательные:

Солнце - солнечный

Ночь - ночной

Холод – холодная


5. Разминка для глаз.

6. Работа с текстом.

На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.

- Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. ( Один ученик выполняет задание за доской, один - на планшете, один на оценку в тетради).

7. Работа с учебником.

Найдите упр.71 на с.35.

- Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.

8. Физминутка.

- Что изменилось?

-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)

- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)

9. Игра «Соединяйка».

Семья Мелкое

Озеро Маленькая

Лодка Дружная

Друзья Песчаный

Берег Высокое

Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам.

Добрый, холодная, весёлая,

глубокое, белый, тёмное .

- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).

- Как вы догадались? Объясните.

11. Обобщение об имени прилагательном.

- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.

12. Итог урока. Рефлексия .