Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайд презентации (Запись на доске, в тетрадях | УУД |
1.Организацион- ный момент (1 мин.) Цель – активизация учащихся. | – Порядок на столе, порядок в голове. – Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний. | Проверяют готовность к уроку, встают, чтобы поприветствовать учителя. Садятся. |  | Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД) |
2. Минутка чистописания (3 мин) Цель – формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма | – Откройте тетради. – Запишите число, классная работа. Сегодня 14 марта. – Вспомним, как правильно пишется заглавная и строчная буква Лл. – Запишем её в тетрадь целую строчку. Проверим ваше внимание. –Запишем предложение. Ласковое слово и кошке любо. – Какую закономерность вы заметили? | Записывают число, классная работа. Прописывают заглавную и строчную буквы Лл, записывают предложение. Отвечают на вопросы. | | Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД) |
3. Актуализация знаний (3 мин) Цель – актуализировать изученные способы действий. | – Какую часть речи мы исследуем в ходе последних уроков? – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Поиграем в игру «Да – нет-ка». – Имя прилагательное – это часть речи. –Имя прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что? – Имя прилагательное обозначает предмет. – Имя прилагательное является главным членом предложения. – Имя прилагательное обозначает признак предмета. – Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? и др. – Имя прилагательное в предложении является определением. – Имя прилагательное согласуется с именем существительным? (составление кластера) | Отвечают на вопросы игры, в ходе которой конкретизирует понятие «имя прилагательное» Указывает объект наблюдения. | | Проявление интереса к изучению нового материала (личностные УУД) Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД) Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные УУД) Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД) Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) |
4.Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. (5 мин) Цель – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | – Вот такое испытание – Это первое задание: В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну». Мы с вами знаем, что имя прилагательное согласуется с именем существительным. Но вот как они согласуются? Какие признаки имена прилагательные берут у имен существительных? И как они при этом изменяются? Выдвинете своё предположение. Работаем в парах. Составьте и запишите словосочетания. Найдите и проанализируйте имена прилагательные. Ясн… день Ясн.. утро Ясн.. погода – Какие словосочетания у вас получились? Что вы можете сказать об именах прилагательных? Они изменились? – Посмотрите на существительные. В чём их отличие? О каком признаке существительного идёт речь? – Сформулируйте тему, цель и задачи урока: что вы хотите узнать, чему научиться. – Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить? Используем игру «Хочу спросить». узнать (какого рода бывают имена прилагательные) составить (алгоритм определения рода имён прилагательных) научиться (классифицировать имена прилагательные по родам) применить (новое знание в выполнении заданий) | Отвечают на вопросы. ясный день ясное утро ясная погода Род имени существительного. Формулируют тему, цель и задачи урока |      | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Развитие познавательных интересов учебных мотивов (коммуникативные УУД) |
5. Открытие нового знания (7 мин) Цель – использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся | – Остров, на который мы отправимся, называется «Имя прилагательное». Нас ждет много интересного, но чтобы нам попасть на остров, нужно построить мостик, а для этого надо выполнить задание вместе с соседом по парте. – Прочитайте текст, подумайте и посовещайтесь с соседом по парте, что здесь не так. Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждало интересная приключение. – Почему Вы улыбнулись? – Как вы думаете, что нам нужно сделать в тексте? Но пройти мы дальше не можем, так как не исправили ошибки в тексте. Погода (ж.р.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р.). Вокруг было синее море (ср.р.). Нас ждало интересное приключение (с.р.). – Запишите только словосочетания, выделите окончания у прилагательных. – Какая пара готова, соедините руки, сделайте мостик. Мостик построен, и мы с вами оказались на острове «Имя прилагательное». – Сверьте с работой на доске. – Оцените свою работу. Если все выполнили верно - нарисуйте зеленый кружок на полях, допустили ошибки – красный. – Что вам помогло записать верные окончания у прилагательных? Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересное приключение. – Как вы думаете, почему окончания у прилагательных оказались разными? – Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода? (на доске таблица) – От чего зависит род имени прилагательного? – Как же определить род у имени прилагательного? – Давайте составим алгоритм. – Что мы должны сделать сначала? – Что дальше? – А затем? – Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? Алгоритм Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род, число имени существительного. По роду имени существительного определить род имени прилагательного | Изменить окончания. Погода – ж.р. Море – ср.р.. Парусник – м.р. Вопрос от существительного к прилагательному Потому что разный род у имен существительных. Ж.р.: -ая, -яя. М.р.: -ой, -ий, -ый. Ср.р.: -ое, -ее. От рода имени существительного. 1. Найти существительное, определить его число и род. 2. Задать вопрос от существительного к прилагательному. 3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного. 4. Выделить окончание. |     | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (регулятивные УУД) Выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства (познавательные УУД) – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. – знание основных моральных норм работы в паре (личностные УУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) |
6.Первичное закрепление. (10 мин) Цель – выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку. | Задание по вариантам. 1 вариант дальний лес дальняя дорога дальнее поле 2 вариант долгожданное время долгожданный вестник долгожданная пора Работа по учебнику. – Откройте учебники на стр.72 упр. 124. Оцените выполнение упражнения с помощью трёх шкал: 1 – понятность задания; 2 – трудность выполнения; 3 – правильность. – А теперь выделите окончания. Какой вывод вы можете сделать? Проверьте свои предположения по таблице на с. 73. (дополнение кластера) – Запишите словосочетания. Высокие сосны, высокие деревья, высокие дубы. Выделите окончания. Определите число имен существительных. – Можем ли мы определить род имен прилагательных? – А сейчас задание еще сложнее. Запишите предложения, определите род имен существительных, выделите окончания. Розовел восточный край неба. Чиста небесная лазурь. | Работа в парах. Производят предварительную оценку работы. Записывают слова.  |   | Владение монологической и диалогической формами речи (коммуникативные УУД) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) – Ориентация в социальных ролях и отношениях; – умение выделить нравственный аспект поведения; – готовность к сотрудничеству и дружбе (личностные УУД) Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (регулятивные УУД) |
7. Физкультминутка (1 мин) Цель – обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности. | А сейчас немного потренируемся. Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх. Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик. | Учащиеся выполняют соответствующие движения. |  | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин) Цель – формирование личной ответственности за результат своего труда | – Идем дальше. Перед нами появилась гора Препятствий. Чтобы ее обойти надо выполнить следующее задание. 1. Работа по учебнику. с. 74, упр. 127. – Прочитайте загадки. Отгадайте. – Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончание. – Выполните упражнение самостоятельно по вариантам. – Как определить род имени прилагательного? 2. Упражнение в определении рода имен прилагательных. – Спишите. Укажите род имен прилагательных. (Смотрите на существительное, к которому относится прилагательное, и по нему определяется род). Шёл Вася ранним утром по берёзовой роще. На ближней кочке он заметил зелёный огонёк. В пахучей зелени мальчик разглядел крохотного червячка. На ночь Вася положил маленькое чудо в коробочку. Утром червячка не оказалось на прежнем месте. По Л. Воронковой. | Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы. |   | – Развитие самооценки личности, – формирование адекватной позитивной самооценки, – формирование границ собственного «знания» и «незнания». (личностные УУД) – планирование своих действий в соответствии с задачей, – учёт правил в контроле способа решения, – осуществление итогового и пошагового контроля по результату. (регулятивные УУД) |
9. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин) Цель – повторение и закрепление изученного | – Отправляемся в путь. И перед нами появляется водопад Ошибок. Как вы думаете, почему он так называется? – Делимся на команды. Каждые две парты (4 человека) одна команда. У каждой команды – картинка. Нужно подобрать имена прилагательные, которые описывают эту картинку и написать внизу под картинкой 5-6 имен прилагательных. Разобрать по составу одно прилагательное. Вспомним правила работы в группе. Защищаем свою работу. Объясняем почему выбрали эти имена прилагательные. Называем окончание, род. | Можно сделать много ошибок. Уважай своего товарища. Умей выслушать каждого Не согласен – предлагай! |  | – Формулирование проблемы; – поиск и выделение необходимой информации; – анализ объекта с целью выделения признака. (познавательные УУД) – умение слушать собеседника (коммуникативные УУД) |
10. Подведение итогов урока ( 2 мин) Цель – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. | – Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы: – Понравился вам урок? – Научились ли вы чему-то новому? – Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному) – Сформулируйте вывод по следующему плану: Как изменяются имена прилагательные? Как определяется род имени прилагательного? На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода? | Отвечают на поставленные вопросы |  | Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
11. Рефлексия ( 2 мин) Цель – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить предложение по итогам своей деятельности во время урока: «Сегодня на уроке я узнал …» «Больше всего мне понравилось…» «Сегодня на уроке я научился…» Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося. | Продолжают предложения по итогам своей деятельности во время урока. |  | Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
12. Домашнее задание (1 мин) Цель – обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | – А теперь открываем свои дневники и записываем домашнее задание. Упр. 126 стр. 73, правило стр. 72. | Записывают домашнее задание |  | личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |