РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Учитель _______________
Дата ___________________
Урок № .
Тема: Изменение имён существительных по падежам.
Цель: познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится: распознавать имя существительное на основе усвоенных признаков (в объёме программы); находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число); правильно писать существительные с шипящими на конце; изменять имена существительные по числам; уметь изменять имена существительные по падежам, определять падеж имени существительного.
Оборудование: карточка.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
Лл Мм ЛлМ лимон Лилия
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. (карточка)
Лиса, лисы, лисе, лисой.
— Это однокоренные слова?
(Нет. Это формы одного слова.)
— Поставьте к каждому слову вопрос.
— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам?
(Окончание.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1). Упр. 64 (с. 36).
— Прочитайте текст.
— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили?
(Изменяется окончание слова.)
— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.
2). Сведения о языке (с.36, 37)
— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.
— Что такое склонение?
(Изменение по падежам.)
— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
3). Упр. 65 (с. 37). – (Коллективное устное выполнение.)
4). Сведения о языке (с.38)
— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.
5). Упражнение в склонении имён существительных
— Просклоняйте имена существительные школа, школьник. Выделите окончания.
(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена
существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)
6). Самостоятельная работа
— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза.
(Взаимопроверка.)
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1). Упр. 68 (с. 39).
— Прочитайте.
— Найдите словосочетания. Прочитайте.
— Найдите предложения. Прочитайте.
— Чем отличается словосочетание от предложения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и предложения и называют падеж имён существительных.)
2). Упр. 69 – фронтальная работа
-Выписать словосочетания со словом змея, поставив вопрос и определив падеж этого имени существительного.
3). Запись под диктовку
— Запишите. Определите падеж имён существительных.
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.
VI. Рефлексия
- Послушайте весёлые стихи про падежи.
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
— Того, — сказал Родительный,
— Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто.
— Тому, — ответил Дательный,
— Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
— Того, — сказал Винительный,
— Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
— С тем, — заявил Творительный,
— Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
— О том, — сказал Предложный,
— Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
А. Тетивкин
- Назовите падежи по порядку с вопросами.
- Оцените свою работу на уроке.
- Что такое склонение имён существительных?
VII. Домашнее задание
Просклонять слова стрела, гроза.
1). Упр. 66 (с. 38).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Упр. 67 (с. 38).
— Прочитайте стихотворение.
— Объясните значение слова полынья.
(Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)
— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
— Прочитайте первое предложение.
— Найдите в предложении слова свинья и полынья.
(Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?
(Шла свинья, попалась полынья.)
— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья.
(Шла (кто ?) свинья.)
— Какой падеж имеет вопрос кто?
(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом свинья.
— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья.
(Попалась (что?) полынья.)
— Какой падеж имеет вопрос что?
(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом полынья.
— Прочитайте второе предложение.
— Найдите в предложении слова, которые вы добавили.
(Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?
(Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи.
(Торчит (из чего?) из полыньи.)
— Какой падеж имеет вопрос чего?
(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом полыньи.
— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи.
(Хвостик (кого?) свиньи.)
— Какой падеж имеет вопрос кого ?
(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом свиньи.
Приложение
лиса
лисы
лисе
лисой
10