СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имён существительных по падежам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята познакомятс с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имён существительных по падежам.»

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 класс

Учитель _______________

Дата ___________________

Урок № .

Тема: Изменение имён существительных по падежам.

Цель: познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь;
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:

Обучающийся научится: распознавать имя существительное на основе усвоенных признаков (в объёме программы); находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число); правильно писать существительные с шипящими на конце; изменять имена существительные по числам; уметь изменять имена существительные по падежам, определять падеж имени существительного.

Оборудование: карточка.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Минута каллиграфии

Лл Мм ЛлМ лимон Лилия


III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. (карточка)

Лиса, лисы, лисе, лисой.

— Это однокоренные слова?

(Нет. Это формы одного слова.)

— Поставьте к каждому слову вопрос.

— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам?

(Окончание.)

— Сформулируйте тему урока.


IV. Работа по теме урока

1). Упр. 64 (с. 36).

— Прочитайте текст.

— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили?

(Изменяется окончание слова.)

— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.


2). Сведения о языке (с.36, 37)

— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.

— Что такое склонение?

(Изменение по падежам.)

— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.


Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:

Именительный,

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.


3). Упр. 65 (с. 37). – (Коллективное устное выполнение.)


4). Сведения о языке (с.38)

— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.


5). Упражнение в склонении имён существительных

— Просклоняйте имена существительные школа, школьник. Выделите окончания.

(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена

существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)


6). Самостоятельная работа

— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза.

(Взаимопроверка.)


Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1). Упр. 68 (с. 39).

— Прочитайте.

— Найдите словосочетания. Прочитайте.

— Найдите предложения. Прочитайте.

— Чем отличается словосочетание от предложения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и предложения и называют падеж имён существительных.)


2). Упр. 69 – фронтальная работа

-Выписать словосочетания со словом змея, поставив вопрос и определив падеж этого имени существительного.


3). Запись под диктовку

— Запишите. Определите падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.


VI. Рефлексия

- Послушайте весёлые стихи про падежи.

Воскликнул Именительный:

— Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познаёт!

Того, — сказал Родительный,

— Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть себе пальто.

Тому, — ответил Дательный,

— Плохое имя дам,

Кто не любит старательно

Уроки делать сам.

Того, — сказал Винительный,

— Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

С тем, — заявил Творительный,

— Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

О том, — сказал Предложный,

— Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

А. Тетивкин


- Назовите падежи по порядку с вопросами.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что такое склонение имён существительных?


VII. Домашнее задание

Просклонять слова стрела, гроза.

1). Упр. 66 (с. 38).


ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Упр. 67 (с. 38).

— Прочитайте стихотворение.

— Объясните значение слова полынья.

(Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

— Прочитайте первое предложение.

— Найдите в предложении слова свинья и полынья.

(Из полыньи, от свиньи.)


— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

(Шла свинья, попалась полынья.)

— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья.

(Шла (кто ?) свинья.)

— Какой падеж имеет вопрос кто?

(Именительный.)

— Подпишите падеж над словом свинья.

— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья.

(Попалась (что?) полынья.)

— Какой падеж имеет вопрос что?

(Именительный.)

— Подпишите падеж над словом полынья.

— Прочитайте второе предложение.

— Найдите в предложении слова, которые вы добавили.

(Из полыньи, от свиньи.)

— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

(Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи.

(Торчит (из чего?) из полыньи.)

— Какой падеж имеет вопрос чего?

(Родительный.)

— Подпишите падеж над словом полыньи.

— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи.

(Хвостик (кого?) свиньи.)

— Какой падеж имеет вопрос кого ?

(Родительный.)

— Подпишите падеж над словом свиньи.
































Приложение

лиса

лисы

лисе

лисой

10