Новое в демоверсии — 2018
1) Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления).
2) Введена четвертая тема сочинения (17.4).
3) Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
4) Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
За правильный ответ на каждое из заданий 1–7 и 10–14 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Ответы к заданиям 1–7; 10–14
№ | Ответы | Баллы |
1 | роман | 1 |
2 | нигилизм ИЛИ нигилистическое | 1 |
3 | Белинский | 1 |
4 | 341 | 1 |
5 | деталь | 1 |
6 | антитеза ИЛИ контраст | 1 |
7 | Штольц Обломов ИЛИ Обломов Штольц | 1 |
10 | символизм | 1 |
11 | шестая | 1 |
12 | разбойная ИЛИ разбойную | 1 |
13 | 245 | 1 |
14 | ямб | 1 |
| Итого: | 12 |
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 8 и 15,требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2выставляется 0 баллов.
Если по Критерию 2 («Аргументированность, привлечение текста произведения») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая и речевая точность ответа») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.
Оценка по Критерию 1 задания 8 выставляется в колонку №1 протокола, по Критерию 2 – в колонку №2, по Критерию 3 – в колонку №3.Оценка по Критерию 1 задания 15 выставляется в колонку №7 протокола, по Критерию 2 – в колонку №8, по Критерию 3 – в колонку №9.
Баллы | Критерии |
Соответствие ответа заданию |
1 | Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей |
0 | Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей |
Аргументированность, привлечение текста произведения |
2 | Суждения аргументируются анализом элементов текста произведения |
1 | Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом |
0 | Суждения не аргументируются, текст произведения не привлекается или грубо искажено содержание произведения |
Фактологическая, логическая и речевая точность ответа |
2 | Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида: фактическая, и/или логическая, и/или речевая (суммарно не более 3 ошибок) |
0 | Допущено две или более ошибок одного вида |
5 | Максимальный балл |
НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом
( задания № 8, 15)
Увеличилось количество критериев- с двух до трёх.
В прошлые годы критерий 1и 2 были объединены, за них можно было получить 2 балла. В 2018 году отдельно выделены критерии: соответствие ответа заданию ( 1 балл) и аргументированность, привлечение текста произведения( 2 балла).Таким образом., количество балов за задание увеличилось до 5-ти.
В критерий по оцениванию речевой точности ответа добавлен критерий по фактологической и логической точности ответа.
Выводы:
Критерии оценивания ответов на вопросы 8, 15 более конкретизированы
Особое внимание уделено аргументации
Подчёркнута необходимо выпускникам обращать на недопустимость фактических ошибок( например. в написании фамилий героев, названий произведений, авторов и т.д.), а также на продумывание логики изложения, то есть каждая мысль должна продолжать следующую, текст ответа должен быть связным. Это, по сути, мини-сочинение.
Увеличилось количество баллов за ответы- до
Оценка выполнения заданий 9 и 16,требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1 («Подбор произведений для выполнения задания») и Критерий 2(«Сопоставление произведений») являются основными. Если хотя бы по одному из этих критериев ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).
Оценка по Критерию 1 задания 9 выставляется в колонку №4 протокола, по Критерию 2 – в колонку №5, по Критерию 3 – в колонку №6. Оценка по Критерию 1 задания 16 выставляется в колонку №10 протокола, по Критерию 2 – в колонку №11, по Критерию 3 – в колонку №12.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимообращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).
Баллы | Критерии |
Подбор произведений для выполнения задания |
4 | Указаны названия двух произведений и их авторов, выборкаждого произведения соответствует заданию |
3 | Указаны названия двух произведений и автор только одного из них, выбор каждого произведения соответствует заданию,или указаны названия двух произведений без указания авторов, выбор каждого произведения соответствует заданию |
2 | Указаны названия двух произведений и их авторов, но выбор одного из произведений не соответствует заданию,илиуказано название одного произведения и его автор, выбор произведения соответствует заданию |
1 | Указано название одного произведения без указания автора, выбор произведения соответствует заданию,или указан(-ы) автор(-ы) без указания произведения, выборавтора(-ов) соответствует заданию |
0 | Не указаны произведения и их авторы,или указанное(-ые) для сопоставления произведение(-я) несоответствует(-ют) заданию |
Сопоставление произведений |
4 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом двух привлекаемых для сопоставления произведений |
3 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом одного из привлекаемых для сопоставления произведений |
2 | Сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом привлекаемого для сопоставления произведения |
1 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы текстом ни одного из привлекаемых произведений, или сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы текстом привлекаемого для сопоставления произведения |
0 | Не проведено сопоставление произведения(-ий) с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
Фактологическая, логическая и речевая точность ответа |
2 | Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида: фактическая,и/или логическая, и/или речевая (суммарно не более 3 ошибок) |
0 | Допущено две или более ошибок одного вида |
10 | Максимальный балл |
НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом
(задания № 9,16)
Увеличилось количество балов до 10 за каждый ответ( было 4 балла)
Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления).
В 2017 г. был один критерий — включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов. Высший балл был — 4
В 2018 г. планируется, как видите, ТРИ критерия, увеличено количество баллов.
Критерии 1 и 2- основные. Если хотя бы одному из них 0 баллов, то весь ответ не засчитывается.
ВЫВОДЫ
Отвечая на вопросы заданий 9 и 15 помните, что главное — верно подобрать ДВАпроизведения для анализа, правильно их сопоставить с тем, о котором идёт речь в вопросе.
Допускается в качестве одного из двух аргументов привести произведения того же автора, чьё произведение дано в вопросе для анализа.
В выигрыше останутся те выпускники, которые умеют связно, логично излагать мысли, не допускают фактических и речевых ошибок. Грамотность ценится всегда!
Общая таблица баллов
№ задания | Баллы |
1. | 1 |
2. | 1 |
3. | 1 |
4. | 1 |
5. | 1 |
6. | 1 |
7. | 1 |
8. | 5 |
9. | 10 |
10. | 1 |
11. | 1 |
12. | 1 |
13. | 1 |
14. | 1 |
15. | 5 |
16. | 10 |
17. | 15 |
ИТОГО: | 57 |