Шевель Ур.№12 Технологическая карта урока
13.09.24 г. 5-д,е
Тема Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цели:
Предметные: систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой: через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну; научить обозначать точки и прямые на рисунке; ввести понятие отрезка; рассказать о практическом проведении (провешивании) прямых на местности.
Личностные: Привитие интереса к предмету. Расширение кругозора учащихся,
формирование умений формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии с учебным заданием
Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать выбор способов деятельности
Планируемые результаты: учащийся умеет обозначать точки и прямые на рисунке ;выполнять практические задания на построение прямой, отрезка, и определять принадлежность точки прямой или отрезку.
Оборудование учебник ,ПК, презентация
Основные понятия: геометрия, фигуры, аксиомы, теоремы, планиметрия, точка, прямая и плоскость, свойства.
Организационная структура урока.
Организационный этап. Приветсвие, проверка готовности к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка).
Проверка домашнего задания. Устный опрос учащихся. Вопросы: о чем мы говорили на прошлом уроке? Что такое геометрия? Из каких разделов она состоит? Как и где зародилась эта наука?
3.Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной
Сегодня мы начнем изучение геометрии с самых просты и очень знакомых нам геометрических фигур. Как вы думаете о каких фигурах идет речь?(ожидаемый ответ: Точка, прямая и ?. ) это планиметрия или стереометрия? ожидаемый ответ: планиметрия. А планиметрия – это фигуры на …. Плоскости. Запишите в тетрадях число и тему урока «Точка, прямая и плоскость.» 4. Актуализация знаний. Точка это…? Пряма –это…? А что такое плоскость? Где муже встречались с этим понятием?
4. Повторение ( актуализация)
1. Повторение известного учащимся материала о точках и прямых, их изображении и расположении относительно друг друга.
2. Прямая безгранична, а на рисунке изображается только часть прямой.
3. Обозначение прямых малыми буквами латинского алфавита или двумя большими буквами, соответствующими двум точкам, лежащим на прямой.
(Рисунки выполнять на доске и в тетрадях)
4. Выполнение практического задания. Символы ∈ и ∉.
5. Вопросы к учащимся:
1) Можно ли через данную точку провести прямую?
2) Сколько прямых можно провести через данную точку?
Учащиеся должны сделать вывод: «через данную точку можно провести сколько угодно прямых».
3) Сколько прямых можно провести через две данные точки? (Ответ: только одну.)
Учащиеся проводят прямую через две данные точки и находят в п. 1 учебника утверждение: «через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну».
Это утверждение выражает неискривленность прямой, то есть то свойство, которое отличает прямую от других линий (через две данные точки можно провести сколько угодно кривых линий, например окружностей, а прямых - только одну).
6. Рассмотрение различных случаев взаимного расположения двух прямых на плоскости (с помощью рисунков учебника, плакатов, таблиц, транспарантов для графопроектора).
Учащиеся делают вывод: две прямые не могут иметь более одной общей точки.
Точка может принадлежать или не принадлежать прямой.
Отрезок- часть прямой, заключённый между точками, которые называются концами отрезка.
Ломаная, звенья.
5. Изучение нового материала.(презентация)
6, Применение изученного материала
Выполнение практических заданий.
1. Учащиеся выполняют практические задания: построение геометрических элементов.
2. Вопросы к учащимся:
1) Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ? (Ответ: прямые ОА и АВ не могут быть различными, так как обе они проходят через точки А и О, а через две точки проходит только одна прямая.)
2) Даны две прямые а ив, пересекающиеся в точке С, и точка Д, отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка Д лежать на прямой в? (Ответ: точка Д не может лежать на прямой в, так как две прямые не могут иметь двух общих точек.)
3. Ввести понятие отрезка
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания : построение отрезка и его обозначение .
Первичная коррекция знаний и уменийПроверка усвоения изученного материала.
Самостоятельная работа проводится в форме диктанта:
1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой в.
1) Отметьте точку М, лежащую на прямой в.
2) Отметьте точку Д, не лежащую на прямой в.
3) Используя символы ∈ и ∉, запишите предложение: «Точка М лежит па прямой в, а точка Д не лежит на ней».
2. Начертите прямые а я в, пересекающиеся в точке К. На прямой а отметьте точку С, отличную от точки К.
1) Являются ли прямые КС и а различными прямыми? Ответ обоснуйте.
2) Может ли прямая в проходить через точку С? Ответ обоснуйте.
3*. Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки.
4*. На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Сколько прямых можно провести через две точки?
2. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
3. Какая фигура называется отрезком?
4. Как обозначаются точки и прямые на рисунке?
Информация о домашнем заданииДомашнее задание: знать определения
Рефлексия учебной деятельности на уроке Оцените свою работу на уроке и продолжите предложение одним из предложенных вариантом.
На уроке я:
1-активно работал(а) и все понял!
2-работал(а), но не активно, понял не все.
3-был(а) пассивен(на) ничего не понял.