Тема: Измерение, разметка и резка проволоки
Практическая работа: изготовление скоб каркаса кузова макета автомобиля.
Цели урока: овладение знаниями и умениями выполнения гибки проволоки с помощью круглогубцев, плоскогубцев и оправок. Развитие представления о способах обработки металла, политехнического кругозора, мелкой моторики, глазомера. Воспитание терпеливости, упорства.
Оборудование урока и средства обучения: заготовка из проволоки, круглогубцы, плоскогубцы, оправки, линейка, чертилка, кусачки.
Ход урока:
Этап организации занятия.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Ответы на вопросы учителя.
- как называется круглый стержень относительно большой длины диаметром (толщины) до 5 мм? (проволока)
- как называется операция выравнивания проволоки? (правка)
- какие инструменты используются для правки и резки проволоки? (молоток, киянка, плита)
- чем разрезается тонкая и мягкая проволока? (кусачками)
- какие правила охраны труда и техники безопасности в выполнении технологических операций по обработке проволоки следует знать и соблюдать?
Примечание. На этом этапе данные и другие вопросы могут быть оформлены в виде теста как с вариантами, так и без вариантов ответов.
Этап изложения нового материала.
Демонстрация и комментарий выполнения технологической операции гибки проволоки рекомендуется выполнить в следующей последовательности:
Гибка проволоки как технологическая операция обработки металла.
Инструменты для гибки проволоки.
Приспособления для гибки проволоки.
Гибка проволоки плоскогубцами:
- разметка места гибки;
- установка губок плоскогубцев относительно линии (метки) разметки;
- поворот под прямым углом;
- поворот под другими углами.
5. Гибка проволоки круглогубцами:
- разметка места гибки;
- установка губок плоскогубцев относительно линии (метки) разметки;
- поворот под прямым углом;
- поворот под другими углами.
6. Гибка петель из проволоки.
7. Скручивание проволоки.
8. Гибка с помощью оправок.
9. Гибка с использованием слесарных тисков.
Примечание. Наибольшая эффективность усвоения предлагаемого учебного материала достигается при показе и рассказе выполнения конкретной детали, которую будут изготавливать учащиеся.
Этап контроля качества усвоения изложенного материала:
На данном этапе следует убедиться в готовности учащихся к выполнению практического задания.
Прочесть технологическую карту по изготовлению скобы:
- определить размеры элементов и места гибки;
- уяснить последовательность выполнения технологических операций и используемые инструменты и приспособления;
- назвать меры по охране труда (техника безопасного выполнения технологических операций).
На данном этапе контроль можно осуществить как фронтальным опросом, так и тестированием.
Этап выполнения практического задания.
Последовательность выполнения практического задания.
Разметка заготовки по чертежу.
Крепление (установка) заготовки в инструменте (оправке, тисках) по меткам разметки.
Гибка заготовки.
Контроль качества (по образцу, по чертежу детали в масштабе 1:1 методом накладывания).
Устранение недостатков.
Этап контроля и оценки выполнения практического задания.
Критерии и нормы оценки:
- точное соответствие размерам – 10 баллов;
- отклонение от заданных размеров не более чем на 1 мм на одном элементе – минус 1 балл, более чем на 1 мм – минус 2 балла.
Примечание. В случае больших трудностей при гибке проволоки по заданным размерам с помощью инструмента следует предложить учащимся гибку на оправке, которая в точности соответствует размерам получаемой детали и обеспечивает точность углов гибки и линейных размеров. Однако такая гибка не может оцениваться из 10 баллов, а, например, из 6, так как исключает демонстрацию и оценку наиболее важных и значимых операций – разметки и ручной гибки.
Такие условия оценки должны быть сообщены учащимся, что будет, при невозможности получения ими максимальной отметки в 10 баллов (таблица оценок вариант 7), стимулировать их к выполнению наиболее сложного варианта хода практических работ и тем самым к овладению знаниями и умениями в полном объеме.
Этап подведения итогов урока.
Этап рефлексии.
Этап завершения урока.