СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имён прилагательных по родам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение  имён  прилагательных  по  родам

Просмотр содержимого документа
«Изменение имён прилагательных по родам»

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд №2)

2.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

(Слайд №3)

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий

С полосатой кожей гладкой

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

(Слайд №4)

-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).

Что общего у всех этих слов?( Имя прилагательное)

Для чего нужны имена прилагательные?(чтобы сделать нашу речь ярче)

-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).

-А слово сладкий? (Указывает на вкус).

-А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Яблоко).

(Слайд №5)

Давайте подберём к нему имена прилагательные

-Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).

-Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое).

Какое оно на вкус?

С какой проблемой мы столкнулись?

Давайте определим где находится наша проблема? Что общего у всех этих слов? (имена прилагательные, нет окончаний) Может кто-нибудь уже догадался . что мы будем исследовать сегодня?



4. Повторение о прилагательном.

Совсем недавно мы составляли с вами составили кластер. Давайте по нему повторим Что мы знаем о прилагательном?(По ходу повторения выставляю на доску карточки)

А как вы думаете почему имя прилагательное так сильно связанно с именем существительным?

Давайте посмотрим на наш следующий слайд. Всё ли мы свами назвали? Что нам незнакомо? (слайд №6)

5. Определите тему нашего урока (слайд №7)

Какие задачи мы свами поставим.: (слайд №8)

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.

Тема ясна, цели поставлены, пора приступить к исследованию. Объединитесь, пожалуйста в группы.(слайд №9)

Каждой группе даётся задания исследовать какие окончания могут иметь имена прилагательные. Работать вам нужно по плану(у каждой группы план выполнения работы)

(работа в группах)

Давайте сверим наш действия (проверка).По данному плану проанализируйте имена прилагательные.

(Выступление групп) ( По ходу выступления на доску выставляются карточки с окончанием)

К какому выводу мы пришли? Какое окончание может иметь имя прилагательное? От чего это зависит?( от рода?) Так что имя существительное даёт имени прилагательному? ( Род)От чего зависит вопрос? (От рода имени сущ.).

(составляем алгоритм нахождения окончаний имён прилагательных)Что вы сначала в группах писали? (Сушеств. ) Что делали потом?( Определяли род у существительного)

(слайд №10)

Давайте вернёмся к нашему яблоку?. Сможем ли мы теперь справиться с задачей.(запись в тетрадях (Слайд№11)

. Работа над таблицей.

-Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

-Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике. Давайте проверь по учебнику всё ли мы делали правильно (с.72)2. Работа с правилом С.72

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

4. Работа в паре

Запись словосочетаний. (слайд№12)

-Прочитайте словосочетания.

-Как определить род имён прилагательных? (по роду имён существительных).

-Спишите словосочетания. Обозначьте род имён существительных и прилагательных. Выделите окончания прилагательных.

Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных и прилагательных и окончания имён прилагательных.

Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте ещё раз , какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 2 столбика слов. (Слайд №14),

1 столбик – для детей первого варианта

2 столбик – для детей второго варианта

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

платье (какое?) син…



-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица. (Слайд №10)

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.



Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-,

Составление рассказа по опорным словам

На доске записаны слова весна, солнце, воздух, ручьи.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Я узнал… (Слайд №11)

- Я повторил…(Слайд №12)

- Я запомнил



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!