Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд №2)
2.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.
-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
(Слайд №3)
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой
А разрежешь - посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)
(Слайд №4)
-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).
Что общего у всех этих слов?( Имя прилагательное)
Для чего нужны имена прилагательные?(чтобы сделать нашу речь ярче)
-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).
-А слово сладкий? (Указывает на вкус).
-А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).
-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Яблоко).
(Слайд №5)
Давайте подберём к нему имена прилагательные
-Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).
-Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое).
Какое оно на вкус?
С какой проблемой мы столкнулись?
Давайте определим где находится наша проблема? Что общего у всех этих слов? (имена прилагательные, нет окончаний) Может кто-нибудь уже догадался . что мы будем исследовать сегодня?
4. Повторение о прилагательном.
Совсем недавно мы составляли с вами составили кластер. Давайте по нему повторим Что мы знаем о прилагательном?(По ходу повторения выставляю на доску карточки)
А как вы думаете почему имя прилагательное так сильно связанно с именем существительным?
Давайте посмотрим на наш следующий слайд. Всё ли мы свами назвали? Что нам незнакомо? (слайд №6)
5. Определите тему нашего урока (слайд №7)
Какие задачи мы свами поставим.: (слайд №8)
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.
Тема ясна, цели поставлены, пора приступить к исследованию. Объединитесь, пожалуйста в группы.(слайд №9)
Каждой группе даётся задания исследовать какие окончания могут иметь имена прилагательные. Работать вам нужно по плану(у каждой группы план выполнения работы)
(работа в группах)
Давайте сверим наш действия (проверка).По данному плану проанализируйте имена прилагательные.
(Выступление групп) ( По ходу выступления на доску выставляются карточки с окончанием)
К какому выводу мы пришли? Какое окончание может иметь имя прилагательное? От чего это зависит?( от рода?) Так что имя существительное даёт имени прилагательному? ( Род)От чего зависит вопрос? (От рода имени сущ.).
(составляем алгоритм нахождения окончаний имён прилагательных)Что вы сначала в группах писали? (Сушеств. ) Что делали потом?( Определяли род у существительного)
(слайд №10)
Давайте вернёмся к нашему яблоку?. Сможем ли мы теперь справиться с задачей.(запись в тетрадях (Слайд№11)
. Работа над таблицей.
-Прочитайте. Рассмотрите таблицу.
-Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике. Давайте проверь по учебнику всё ли мы делали правильно (с.72)2. Работа с правилом С.72
-Прочитайте правило.
-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).
-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.
4. Работа в паре
Запись словосочетаний. (слайд№12)
-Прочитайте словосочетания.
-Как определить род имён прилагательных? (по роду имён существительных).
-Спишите словосочетания. Обозначьте род имён существительных и прилагательных. Выделите окончания прилагательных.
Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных и прилагательных и окончания имён прилагательных.
Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
-Ребята, давайте ещё раз , какие родовые окончания бывают у прилагательных.
Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 2 столбика слов. (Слайд №14),
1 столбик – для детей первого варианта
2 столбик – для детей второго варианта
Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.
день (какой?) тёпл….. | шарф (какой?) син… |
ночь (какая?) тёпл…. | лента (какая?) син…. |
утро (какое?) тёпл…. | платье (какое?) син… |
-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).
-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)
-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).
-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).
Появляется таблица. (Слайд №10)
Мужской род. | Женский род. | Средний род |
какой? | какая? | какое? |
-ый-, -ий-, -ой-. | -ая-, -яя-. | -ое-, -ее-. |
Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-,
Составление рассказа по опорным словам
На доске записаны слова весна, солнце, воздух, ручьи.
7. Итог урока. Рефлексия.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
- Я узнал… (Слайд №11)
- Я повторил…(Слайд №12)
- Я запомнил…
4