Тема урока: Изменение имён существительных по падежам. | Тип урока: Повторение изученного материала. |
Цель урока: - Совершенствовать умения определять падежи, - Формировать у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имён существительных. -Повторить и закрепить знания об изменении имён существительных по падежам. | Задачи: Образовательные: . отличать имена существительные от других частей речи; . уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; . уметь находить связь падежей с членами предложения (дополнение, подлежащее). Развивающие: • способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать свои мысли в процессе подведения итогов; • учить учиться целеполаганию. Воспитательные: • воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, • прививать любовь к произведениям русской литературы, интерес к русскому языку, • способствовать воспитанию |
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
определять падеж имён существительных; Различать имена существительные в начальной форме и формах косвенных падежей; Различать падежные и смысловые вопросы. | понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; обосновывать правильность выполнения задания; находить и преобразовывать информацию, представленную в таблице; составлять сообщение на основе табличной информации; активно включаться в диалог для решения учебной задачи; самостоятельно оценивать выполнение задания; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; делать выводы на основе наблюдений, проверять их правильность. | проявлять интерес к русскому языку; осознавать себя частью учебного коллектива; внимательно слушать собеседника, уважать его точку зрения; вырабатывать стремление к достижению высокого результата деятельности; использовать навыки сотрудничества для достижения цели. |
Основные понятия |
П Мастер класс Словарно-орфографическая работа онятия: - падежи - предлог Устаревшие слова |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Словарно-орфографическая пауза |
Объявляю, что работаем по правилу 7-ми, т.е. 5 слов даю я, устанавливаем орфограмму и два дописываем самостоятельно. Читаю стихи «Доскажи словечко» слайд1,2,3. | Один человек у доски, пишет с комментированием, остальные в тетради. Комментированное письмо. Дети выделяют орфографический момент . Работающий у доски возвращается на место и дописывает 2 слова. «Загляни к соседу» - сомневаюсь (!?) -уверен (!) |
| | |
«Диктант значений» Экстрактивное обучение. Читаю словесное описание предмета, дети отгадывают и записывают | выходит к доске, работаем на доске и в тетради. Отмечаем контрольные моменты. После второй отгадки определяем, на какую орфограмму данные слова. Проговариваем правило: Разделительный ь (мягкий знак) пишется: внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга; в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон. Учащийся, работающий у доски садится на свое место и работает по правилу 7-ми вместе с классом. Снова взаимопроверка «Загляни к соседу» !? ! | Направлен на: активизацию полученных знаний, использование жизненного опыта, умение наблюдать. |
Кто встретил слово, которое мы уже не употребляем в речи. Как называются эти слова? | ученик работает у доски, определяя слово по его лексическому значению взятому из словаря. Комментированное письмо с определением орфограммы. Правило7-ми -слова, ранее употреблявшиеся неограниченно, как правило, во всех сферах речи, а сейчас известные скорее по языку худож. произведений или из специальной литературы называют устаревшими. | Формирует универсальное учебное действие как умение употреблять те или иные слова в речи, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, расширяют интерес к русскому языку. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выдаю задание Слайд 13 Скажите, а есть слова на орфограммы, которые мы повторили…? Давайте найдем и подчеркнем их. Здесь же повторяем главные и второстепенные члены предложения | Объединяются в группы, решают для чего им дано данное задание, высказывают свои предположения, выполняют и объявляют результат. |
Мотивация познавательной деятельности |
Слайд 1. Медведица, от, защищать, готова, детёныши, опасность, всегда, своих. В, середине, зима, у, берлога, в, рождаются, медведица, медвежата. Медвежата, мать, питаются, молоко. Слайд 2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Медвежата питаются молоком матери. Медведица всегда готова защищать своих детенышей от опасности. Почему изначально смысл написанного был непонятен? Какая часть слова изменялась? Как называется изменение имен существительных по вопросам? Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имен существительных? Предлагает открыть содержание учебника, найти и сформулировать тему урока. Предлагает выбрать учебные задачи, которые будут решаться на уроке (задачи показаны на слайде 3). Определять род имен существительных. Научиться различать признаки падежных форм имён существительных. Формировать умение изменять имена существительные по падежам. Развивать умения определять падеж имён существительных. | Ищут и формулируют тему урока: «Изменение имён существительных по падежам». Открывают страницу 80. Определяют учебные задачи урока. Выбирают 3 задачи из 4 (4 – не подходит к теме урока). Доказывают свою точку зрения. |
Актуализация необходимых знаний |
И.п. кого? что? Р. п. (нет) кем? чем? Д. п. (дам) о ком? о чем? В. п. (виню) кому? чему? Т. п. (творю) кого? чего? П.п. (говорю) кто? что? | |
Организация познавательной деятельности |
Прочитайте. Просклоняйте имена существительные стриж и заря. И.п. кто? стриж что? заря Р.п. ________________________ Д.п.________________________ В.п.________________________ Т.п.________________________ П.П._______________________ Предлагает выполнить самопроверку. Организует работу в группах. Предлагает прочитать текст на доске (слайд 4), определить падеж имен существительных, выписать из каждого предложения словосочетания выделенных имен существительных с теми словами, с которыми они связаны по смыслу. 1. Муравей тащит хвоинку. 2 Шмели перелетали с цветка на цветок. 3. В вышине парили огромные ястребы. 4. Над водой кружились белые чайки. 5. Корабль плыл к берегу. | Знаю V Новое + Не понял - Работают в группах. Читают текст. Совместно находят имена существительные и определяют их падеж, выписывают из каждого предложения словосочетания выделенных имен существительных с теми словами, с которыми они связаны по смыслу. По окончании предоставляют результаты. Доказывают правильность выполнения задания. |
Подведение итогов |
| Рисуют «Лесенку успеха» (я узнал, я могу рассказать, я могу применить). |
Диагностика достижения планируемых результатов: выбрать и показать какой вариант ответа верный (карточки с буквами А; Б; В на каждого ученика). Слайд 5. Какая часть слова изменяется при склонении имен существительных? а) корень; б) основа; в) окончание. 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кого? что? а) в дательном падеже; б) в винительном падеже; в) в родительном падеже. 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? а) 5 падежей; б) 3 падежа; в) 4 падежа 6. В каком падеже стоит выделенное имя существительное? Бабушка сварила варенье из малины. а) в винительном падеже; б) в именительном падеже; в) в родительном падеже. |
Дополнительное творческое задание: Нарисовать имя существительное и указать изученные признаки |