СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение позиции учителя в условиях введения ФГОС второго поколения.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек живёт в непрерывно меняющемся мире.

 Где количество людей постоянно увеличивается, где влияние интернета на человека с каждым днем все больше, а информация стремительно устаревает.

Оставаться в стороне от происходящего мало кому удается. Так и Система образования в России не может не реагировать.

 Ответом на эти бурные изменения стало введение ФГОС 2 поколения. Где центральной фигурой является учитель.

А значит и учитель не сможет игнорировать происходящие изменения. Ему необходимо быть современным и конкурентно способным.

Ситуация сейчас сложилась так, что учитель перестал быть авторитетом для учащихся с информационной точки зрения. Школа, и учитель, занимает не первое место среди источников информации.

На первом месте, мы это видели, стоят СМИ и интернет.

В результате Учитель – не является основным источником знания и поэтому становится неинтересным для ребёнка.

Подрастающее поколение меняется намного стремительнее, чем учителя.

Просмотр содержимого документа
«Изменение позиции учителя в условиях введения ФГОС второго поколения.»

Изменение позиции учителя в условиях введения ФГОС второго поколения.


«Известно ли вам?» (Видео о меняющемся мире, об информации, которая стремительно устаревает, об увеличении численности населения)


А это значит, что человек живёт в непрерывно меняющемся мире.

Где количество людей постоянно увеличивается, где влияние интернета на человека с каждым днем все больше, а информация стремительно устаревает.

Оставаться в стороне от происходящего мало кому удается. Так и Система образования в России не может не реагировать.

Ответом на эти бурные изменения стало введение ФГОС 2 поколения. Где центральной фигурой является учитель.

А значит и учитель не сможет игнорировать происходящие изменения. Ему необходимо быть современным и конкурентно способным.

Ситуация сейчас сложилась так, что учитель перестал быть авторитетом для учащихся с информационной точки зрения. Школа, и учитель, занимает не первое место среди источников информации.

На первом месте, мы это видели, стоят СМИ и интернет.

В результате Учитель – не является основным источником знания и поэтому становится неинтересным для ребёнка.

Подрастающее поколение меняется намного стремительнее, чем учителя.


Принципиальное отличие новых стандартов, как вы знаете, заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат.

Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Вы знаете, что особенностью ФГОС 2 поколения является его деятельностный характер. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт указывает на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.


Это универсальные учебные умения, главное из которых - умение самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.


Кто сможет этому научить?

Только тот, кто сам готов совершенствоваться в ответ на происходящие изменения.

Мастерству может научить только мастер, творчеству только художник, изобретательству только изобретатель.

А позитивному социальному опыту для успешной самостоятельной жизни (см. портрет выпускника), только учитель с собственным позитивным социальным опытом (владеющим социальными компетенциями и успешно осуществляющим жизненно важные функции).


Готов современный учитель соответствовать этим требованиям? Сможет он подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно сегодня и завтра?

К сожалению, многие из учителей оказываются не готовы.

И отчасти это не их вина. Дело в том, что в педагогических ВУЗах этому не учат.


В настоящий момент основными барьерами, препятствующими успешной реализации ФГОС являются:

страх работать по ФГОС;

преобладание ЗУНовских стереотипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов;

недостаточное знакомство большинства педагогов с технологиями развивающего обучения;

трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, в разработке технологической карты урока и его методического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

гетерогенный (разнородный) состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состоянию здоровья;

низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей и др.


Чтобы восполнить методические пробелы организуются курсы повышения квалификации для педагогов. К сожалению и они помогают лишь отчасти.

А дальше учитель самостоятельно адаптируется к происходящим изменениям работая каждый день с реальными учениками.

Способность к адаптации здесь оказывается ключевым умением педагога. Если есть у человека внутренний ресурс, то этот процесс пройдет более менее гладко. Если ресурса нет, то, к сожалению, неизбежны потери в здоровье, в работе, в отношениях и т.д. Надо сказать, что в похожей ситуации находятся сейчас представители и многих других профессий.

Это черта нашего времени так называемый экспоненциальный рост (о котором говорилось в ролике «Известно ли вам?» вначале) Для любой экспоненциально растущей величины (в нашем случае, это информация и население планеты) чем большее значение она принимает, тем быстрее растёт.

Человек приспосабливается как может.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов и снижением адаптивных свойств нервной системы.


В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии:

стадия тревоги,

стадия сопротивления,

стадия стабилизации состояния, (а, если она не наступает, то стадия истощения).

Кто-то из нас сейчас на стадии тревоги по поводу введения ФГОС. Отсюда и нарушения в состоянии здоровья, ухудшения в качестве профессиональной деятельности. У кого-то она уже прошла и наступила стадия сопротивления. Мы не хотим меняться, не хотим изменять сложившийся уклад нашего труда, поэтому отторгаем многие новшества.


Для нас сейчас важно осознать, что эта тревога и это сопротивление нормально для человека. И оно должно пройти. После чего наступит стадия стабилизации состояния при наличии определенных усилий с нашей стороны.


Мы знаем, что нельзя ученика наполнить знаниями, словно налить сосуд раз и навсегда, так и учитель остаётся учителем, пока он учится, обновляя и дополняя свои знания и умения. В том числе и те, которые касаются его психологического здоровья.


Давайте обратимся к тексту самого образовательного стандарта.

Какие требования он предъявляет к учителю? (покажу лишь некоторые)


4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

  • Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

  • Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

  • Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

  • Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

  • Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

  • Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

  • Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.



Как мы видим, Стандарт говорит о таких видах деятельности учителя, которые требуют определенных качеств и свойств личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта. Именно личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, влияет на результаты обучения.

Базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога) в системе современных требований следующие:

Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетенция является выражением гуманистической позиции педагога.

Интерес к внутреннему миру обучающихся. Предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные возможности обучающихся. Построить индивидуальную образовательную программу, показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога). Готовность гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не только одна.

Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.

Эмоциональная устойчивость. (Психоэмоциональное состояние) Педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетенции лежит вера в собственные силы, собственную эффективность (самовосприятие).

Уверенность в себе. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка.


Это требования ФГОС к личности педагога.


Моей целью в ходе проведенного психологического исследования было проанализировать наличие этих качеств у педагогов нашей школы. И увидеть возможные причины профессиональных затруднений у педколлектива в целом и по желанию индивидуально.


Была предложена методика «Психологический портрет учителя» ( Э.В. Резапкиной).

Методика позволила исследовать пять параметров личности (это именно те профессиональные компетенции, о которых я сейчас говорила):

1) Приоритетные ценности учителя в системе «учитель-ученик»;

профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.

2) Психоэмоциональное состояние учителя;

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

3) Самооценка (степень принятия себя и других);

Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.

4) Стиль преподавания;

На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.

5) Уровень субъективного контроля.

Уровень субъектного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.


Всего в исследовании приняли участие 20 человек,


1. Приоритетные ценности

1.3. преобладание 3-го варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.


Гуманистическая направленность

Ориентация на отношения с коллегами

Концентрация на собственных проблемах и переживаниях

5%

25%

70%

1

5

14



2. Психоэмоциональное состояние

2.2. преобладание 2-го варианта ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.


Стабильно неблагополучное

Нестабильное

Стабильно благополучное

-

80%

20%

-

15

5




3. Самооценка.

3.2. преобладание 2-го варианта ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.



Стабильно позитивное самовосприятие

Неустойчивое (в зависимости от ситуации)

Стабильно негативное самовосприятие

25%

55%

20%

5

10

4


4. Стиль преподавания

4.1. Преобладание 1-го варианта в ответах говорит о демократичном стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.3. преобладание 3-го варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.


Демократический стиль

«Попустительский» стиль

Авторитарный стиль

40%

20%

40%

8

4

8




5. Уровень субъективного контроля.

5.2. преобладание 2-го варианта говорит о средней степени сформированности субъектного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.

Существует прямая зависимость между уровнем субъектного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъектного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».


Высокий

Средний

Низкий

35%

65%

-

7

13

-



Таким образом, по результатам проведенного исследования можно представить следующий «Психологический портрет учителя нашей школы».

Для педагогов характерна концентрация на своих переживаниях и проблемах. В отношениях преобладает сдержанность, отчужденность.

Психоэмоциональное состояние большинства учителей нестабильное.

Самооценка неустойчива и может меняться в зависимости от ситуации. При благоприятных обстоятельствах – эмоциональный и творческий подъем. При неблагоприятных – затрудняется взаимодействие с окружающими, решение профессиональных и жизненных проблем.

Стиль преподавания четко не выражен: проявляются как черты демократического стиля, так и черты авторитарного. В каких-то ситуациях педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность, в других - использует свои права, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией.

Не всегда берет на себя ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. Причины одних событий, учитель видит в себе, других – во внешних обстоятельствах,


Проблемные моменты, которые мешают нам соответствовать требованиям ФГОС я выделила на слайде подчеркиванием.

Вы видите учитель сосредоточен на себе, своих проблемах, тогда как приоритетной ценностью должно было быть общение с детьми.

Психоэмоциональное состояние у нас – нестабильное (дети его могут перенимать на себя, что сказывается на процессе обучения).

Стиль преподавания – все-таки большое присутствие авторитарного, а стандарт требует от нас преобладания скорее демократического, чтобы мотивировать детей на самостоятельное добывание знаний.


Проведенное исследование помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога и принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть» (но тогда иметь ясное понимание, почему что-то не получается).

Всем известно, что между психологическое состояние учителя влияет на продуктивность его труда.


В связи с этим важное место в образовательном процессе должно занимать сохранение психологического здоровья педагогов.

Работа в этом направлении подразумевает:


  • формирование психологической устойчивости,

  • профилактику эмоционального выгорания,

  • обучение переживанию конфликтных и стрессовых ситуаций.


С моей стороны предусмотрено проведение обучающего семинара-тренинга на соответствующую тематику.


Полученные результаты могут стать началом работы над собой.

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на пересмотр своих методов и приемов в своей профессиональной деятельности и ответственного подхода к своему психологическому здоровью.

В заключении предлагаю вам посмотреть еще один видеоролик. (Мотиваторы)



Решение педсовета:

1.Психологу Приказчиковой Н.А. провести семинар для учителей школы по вопросу сохранения психологического здоровья педагога.

2.Психологу Приказчиковой Н.А. организовать индивидуальные консультации по запросу учителей школы по вопросу психологического здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!