Человек живёт в непрерывно меняющемся мире.
Где количество людей постоянно увеличивается, где влияние интернета на человека с каждым днем все больше, а информация стремительно устаревает.
Оставаться в стороне от происходящего мало кому удается. Так и Система образования в России не может не реагировать.
Ответом на эти бурные изменения стало введение ФГОС 2 поколения. Где центральной фигурой является учитель.
А значит и учитель не сможет игнорировать происходящие изменения. Ему необходимо быть современным и конкурентно способным.
Ситуация сейчас сложилась так, что учитель перестал быть авторитетом для учащихся с информационной точки зрения. Школа, и учитель, занимает не первое место среди источников информации.
На первом месте, мы это видели, стоят СМИ и интернет.
В результате Учитель – не является основным источником знания и поэтому становится неинтересным для ребёнка.
Подрастающее поколение меняется намного стремительнее, чем учителя
Просмотр содержимого документа
«Презентация Изменение позиции учителя в условиях введения ФГОС второго поколения.»
Изменение позиции учителя в условиях введения ФГОС второго поколения
Это значит, что мы живем и работаем в условиях, когда:
- Численность людей на планете постоянно увеличивается
- Интернет Глобально влияет на человека
- Информация стремительно устаревает
Мастерству может научить только мастер.
Творчеству – только художник.
Изобретательству – только изобретатель.
А позитивному социальному опыту –
только учитель
с собственным позитивным социальным опытом (который включает владение социальными компетенциями и осуществление жизненных функций)
Барьеры, препятствующие успешной реализации ФГОС
- страх работать по ФГОС;
- преобладание ЗУНовских стереотипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов;
- недостаточное знакомство большинства педагогов с технологиями развивающего обучения;
- трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, в разработке технологической карты урока и его методического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
- гетерогенный (разнородный) состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состоянию здоровья;
- низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей .
«Адаптационный синдром »
- стадия тревоги
- стадия сопротивления
- стадия стабилизации состояния
( или, напротив, стадия истощения).
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности
- Готовность принять разных детей
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами
- Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
- Знание общих закономерностей развития личности
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
- Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность.
- Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога)
- Вера в силы и возможности обучающихся. (гуманистическая позиция педагога).
- Интерес к внутреннему миру обучающихся
- Открытость к принятию других позиций, точек зрения
- Общая культура. (Определяет характер и стиль педагогической деятельности)
- Эмоциональная устойчивость. (Психоэмоциональное состояние)
- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. ( В основе данной компетенции - вера в собственные силы, собственную эффективность (самовосприятие).
- Уверенность в себе (Высокая профессиональная самооценка).
Методика «Психологический портрет учителя» (автор – Резапкина Э.В.)
- Приоритетные ценности учителя в системе «учитель-ученик»;
- Психоэмоциональное состояние учителя;
- Самооценка (степень принятия себя и других);
- Стиль преподавания;
- Уровень субъективного контроля.
«Обобщенный Психологический портрет учителя»
- Для педагогов характерна концентрация на своих переживаниях и проблемах . В отношениях преобладает сдержанность, отчужденность.
- Психоэмоциональное состояние большинства учителей нестабильное .
- Самооценка неустойчива и может меняться в зависимости от ситуации. При благоприятных обстоятельствах – эмоциональный и творческий подъем. При неблагоприятных – затрудняется взаимодействие с окружающими, решение профессиональных и жизненных проблем.
- Стиль преподавания четко не выражен: проявляются как черты демократического стиля, так и черты авторитарного Стиля . В каких-то ситуациях педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность, в других - использует свои права, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией.
- Не всегда берет на себя ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. Причины одних событий, учитель видит в себе, других – во внешних обстоятельствах,
Сохранение психологического здоровья педагогов – важный аспект образовательного процесса (который подразумевает):
• формирование психологической
устойчивости,
• профилактику эмоционального выгорания,
• обучение переживанию конфликтных
и стрессовых ситуаций .
Решение:
- Психологу Приказчиковой Н.А. провести семинар для учителей школы по вопросу сохранения психологического здоровья педагога. Срок – апрель 2016.
- Психологу Приказчиковой Н.А. организовать индивидуальные консультации по запросу учителей школы по вопросу сохранения психологического здоровья педагога. Срок – до конца учебного года.
- Рекомендовать учителям (Пироговой С.И., Горшковой О.Ю., Зарубиной К.Н., Серегиной Е.С.) повысить категорийность с целью создания условий для более успешной реализации ФГОС второго поколения.