Измерение информации
Цель: научить измерять объем информации и рассчитывать количество информации сообщения.
Объяснение нового материала

Содержательный подход. Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение получающему его человеку.
Сообщение содержит информацию для человека, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными и, следовательно, пополняют его знания.
При содержательном подходе возможна качественная оценка информации: полезная, безразличная, важная, вредная ... Одну и ту же информацию разные люди могут оценить по разному.
Единица измерения количества информации называется бит.
Сообщение, уменьшающее неопределенность знании человека в два раза, песет для него 1 бит информации.
Пусть в некотором сообщении содержатся сведения о том, что произошло одно из N равновероятных событий (равновероятность обозначает, что ни одно событие не имеет преимуществ перед другими). Тогда количество информации, заключенное в этом сообщении, — х бит и число N связаны формулой:
2х = N.
Данная формула является показательным уравнением относительно неизвестной х. Из математики известно, что решение такого уравнения имеет вид:
X=log2N
логарифм от N по основанию 2. Если N равно целой степени двойки (2, 4, 8, 16 и т\д), то такое уравнение можно решить «в уме». В противном случае количество информации становится нецелой величине, и, и для решения задачи придется воспользоваться таблицей логарифмов, которая приведена в Приложении 1.
Пример 1. При бросании монеты сообщение о результате жребия (например, выпал орел) несет 1 бит информации, поскольку количество возможных вариантов результата равно 2 (орел или решка). Оба эти варианта равновероятны.
Ответ может быть получен из решения уравнения: 2х = 2, откуда, очевидно, следует: х = 1 бит.
Вывод: в любом случае сообщение об одном событии из двух равновероятных несет 1 бит информации.
Пример 2. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)? Поскольку вытаскивание любого из 32 шаров равновероятно, то количество информации об одном выпавшем номере находится из уравнения:
2х = 32.
Но 32 = 25. Следовательно, х = 5 бит. Очевидно, ответ не зависит от того, какой именно выпал номер.
Пример 3. При игре в кости используется кубик с шестью гранями. Сколько бит информации получает игрок при каждом бросании кубика? Выпадение каждой грани кубика равновероятно. Поэтому количество информации от одного результата бросания находится из уравнения:
2х = 6.
Решение этого уравнения: х = log2 6.
Из таблицы в Приложении 1 следует (с точностью до 3-х знаков после запятой):
х = 2,585 бит.
3 а д а ч и
№ 1
Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.
— Площадь Тихого океана — 179 млн. кв. км.
— Москва — столица России.
— Вчера весь день шел дождь.
— Завтра ожидается солнечная погода.
— Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.
— Dog— собака (по-английски).
— 2x2 = 4.
№ 2
Дайте следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная» информация.
— Сейчас идет дождь.
— Занятия элективного курса по информатике проводятся каждую субботу.
— IВМ — это первые буквы английских слов, которые звучат как «интернешнел бизнес мэшинз», что по-русски означает «машины для международного бизнеса».
— Завтра будет контрольная работа по химии.
— Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника.
— Лед — это твердое состояние воды.
— Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин.
— Номер телефона скорой помощи 02.
№ 3 «Вы выходите на следующей остановке?» — спросили человека в автобусе. «Нет», — ответил он. Сколько информации содержит ответ?
№ 4 Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
№ 5 Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
№ 6 Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?
№ 7 Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
№ 8 В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
№ 9 Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?