Муниципальная бюджетная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Альметьевска
План-конспект
открытого урока в 7 А классе по теме:
«Измерение силы.
Международная система единиц».
Провела: учитель физики
Горбунова Т.А.
20 марта 2014 года.
Тема урока: Измерение силы. Международная система единиц.
Цели урока:
образовательные: ознакомление с понятием деформация, с прибором динамометром; показать связь между силой и ускорением как векторными величинами;
развивающие: формирование умений у учащихся сравнивать, обобщать, выделять главное, работать с физическим прибором;
воспитательные: воспитание внимания, положительной мотивации к обучению, умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: грузы, динамометры.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
Демонстрация: измерение силы динамометром.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о таком физическом понятии как сила и познакомимся с прибором для измерения силы.
Актуализация знаний:
Опрос учащихся:
Что такое сила? (Сила – это мера взаимодействия тел).
Чем она характеризуется? (Сила характеризуется числовым значением, направлением и точкой приложения).
Как обозначается и в чём измеряется сила? (Обозначается буквой F, измеряется в ньютонах).
По какой формуле можно вычислить силу? (F=m*a).
Изучение нового материала:
Я хочу вас познакомить с новым прибором. Как вы думаете, что это за прибор? Как он называется? (Медицинский динамометр). Для чего его применяют? (Для измерения силы). Вот вы и сформулировали тему сегодняшнего урока: «Измерение силы. Международная система единиц». Запишем число и тему урока в тетрадях.
3.1. Знакомство с динамометром (демонстрация динамометра).
Сила — физическая величина, значит ее можно измерить. Для измерения силы используют специальные приборы — динамометры (от греч. динамис – сила, метрео – измеряю). Основной его частью является пружина, растяжение которой в результате деформации характеризует значение действующей силы. Пружина динамометра в верхней части закреплена. В нижней части имеется индикатор (стрелка), который показывает удлинение пружины под действием растягивающей силы. Основным условием работы динамометра является упругая деформация пружины.
3.2. Раскрытие содержания понятия деформации.
Деформация – результат взаимодействия тел. Деформация тел, возникающая под действием силы, может быть разной. Чтобы убедиться в этом, достаточно изменить действующую на линейку или мяч силу. Она соответственно увеличится или уменьшится.
3.3. Практическая работа на измерение силы с помощью динамометра.
Практическая работа на измерение силы с лабораторными динамометрами (определить цену деления, предел измерения и произвести простейшие измерения сил), подвешивая грузы массой 100 г, 200 г и 300 г.
3.4. Международная система единиц, единицы силы.
Температуру, длину, скорость, силу в физике называют физическими величинами. Для каждой величины приняты свои единицы измерения. С 1963 года применяется в России и других странах Международная система единиц – СИ. Единицы физических величин бывают основные и производные. С тремя основными единицами вы уже знакомы – единицы длины, времени и массы. Это – 1 м, 1 с, 1 кг. Все остальные – производные, то есть они могут быть выражены через основные единицы. Производной является и единица силы. 3а единицу силы в системе СИ принимают 1 ньютон (1 Н) - в честь великого английского ученого И.Ньютона. 1 Н — это сила, которая действует на тело массой 1 кг, изменяя его скорость каждую секунду на 1 м/с.
Учитель: Почему единица измерения силы не входит в число семи основных единиц СИ?
(1 Н = 1 кг*1м/с2 = 1 кг*м/с2 ; единица силы выражается через основные единицы СИ –
1 кг, 1 м, 1 с).
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
5.1.Решение задач (на доске и в тетрадях).
№1. Под действием какой силы тело массой 500 г приобретает ускорение 5 м/с2. (Ответ: 2,5 Н).
№2. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какова масса этого тела? (75 кг).
5.2. Самостоятельная работа по вариантам (на листочках)
I вариант
1. Тело массой 3 кг приобрело ускорение 3 м/с2. Чему равна сила, действующая на тело?
А. 1 Н.
Б. 3 Н.
В. 9 Н.
2. Может ли тело без действия на него других тел увеличить свою скорость?
А. Может.
Б. Не может.
В. Может, но не каждое тело.
3. Под действием силы 10 Н тело движется с ускорением 5 м/с2. Какова масса тела?
А. 2 кг.
Б. 0,5 кг.
В. 50 кг.
II вариант
1. Тело массой 6 кг приобрело ускорение 2 м/с2. Чему равна сила, действующая на тело?
А. 3 Н.
Б. 12 Н.
В. 6 Н.
2. Может ли тело двигаться без действия на него других тел?
А. Может.
Б. Не может.
В. Может, но не каждое тело.
3. Под действием силы 8 Н тело движется с ускорением 4 м/с2. Какова масса тела?
А. 2 кг.
Б. 0,5 кг.
В. 8 кг.
6. Подведение итогов урока.
Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся).
С каким прибором познакомились? (Ответы учащихся).
Какие единицы измерения вы знаете? (Ответы учащихся).
7. Домашнее задание
§21-22 пересказ, страница 68 ответить на вопросы.
Заключительное слово учителя: Сегодня вы познакомились с физическим понятием деформация, с прибором динамометром. Вспомнили, какие бывают единицы физических величин и как с помощью прибора можно измерять силу. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке сегодня, вам пригодятся в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности.
Выставление оценок за урок.
До свидания, урок окончен.
Самоанализ
проведённого урока физики в 7 А классе
по теме: «Измерение силы. Международная система единиц».
Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Мною были поставлены следующие цели:
познакомить с понятием «деформация», с прибором динамометром; показать связь между силой и ускорением как векторными величинами;
сформировать умения у учащихся сравнивать, обобщать, выделять главное, работать с физическим прибором;
Используемые в ходе урока формы, методы и приёмы были направлены на решение следующих методических задач:
1. выявить уровень усвоения полученных знаний;
2. развивать познавательную активность, навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
3. развивать умение формулировать задачу и решать её.
Структура урока соответствует целям урока и его типу. Этапы урока логически связаны между собой. Проверка знаний служит основой для дальнейшего изучения темы. Закрепление материала способствует его лучшему усвоению. В конце урока были подведены его итоги, было дано домашнее задание. Активно работающим ученикам были поставлены оценки за урок.
Я думаю, что мне удалось реализовать замысел урока и достичь поставленные мною цели.
Повторение пройденного материала (Кроссворд «ЛесенкА»).
Кроссворд вычерчивается на доске, и учитель читает задания к кроссворду. Заметьте, что каждое слово должно кончаться на букву «А».
1. Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Мера инертности тела.
3. Единица массы, содержащая 1000кг. 4. Наука о неживой природе. 5. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 6. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Величина, характеризующая степень нагретости тела.
Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3. Тонна. 4. Физика. 5. Рулетка. 6. Мензурка. 6. Проволока. 7. Температура.