СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО ФГОС -5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИЗО ФГОС -5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИВАТЬ

КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ с. Кивать

совета школы _____________ В.Ф. Лютина _________О.В. Мелешкина

протокол № 1_от 28 августа 2014 г. ____28.08.2014 г. __________ Приказ № 105/19 от 28 августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование учебного предмета Изобразительное искусство

Класс: 5

Уровень общего образования основное общее

Учитель биологии Дюлина Валентина Васильевна

Количество часов по учебному плану: всего в год - 35 часов ; в неделю - 1 ч.

Рабочая программа составлена на основе: Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

Учебник Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. - М.: Просвещение. 2013.




Рабочую программу составила _­­­­_________ В.В.Дюлина


Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы «Изобразительное искусство» для 5 класса являются:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного, общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897;

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденные Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 г. № 929 –р;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно;

- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство , 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 класс: проект. 2-е изд.- М.: Просвещение,2011 год (Стандарты второго поколения);

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы; пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС. –М; Просвещение,2013;

- учебник; Н.А.Горяева, О.В.Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека . 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского. -М.; Просвещение,2013.



Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.



Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»


- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведения искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитее способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения на основе его эмоционально- нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет единую образовательную структуру, практическую, художественно- творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей деятельности.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики ,скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративного прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального сбора как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условия современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно- эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 класс» создана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно - педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно - творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей деятельности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности им последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариантность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.


Место учебного предмета в учебном плане


ФГОС основного общего образования (п.11.6 и п.18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство»

Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за с вою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа , своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических традиционных ценностей многонацианального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного от ношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- развитее эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи по учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные , осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания и средства организации общения; развитие эстетического эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитее наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления , художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно - прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видиозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Художественно - эстетическое развитее учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания. Художественное образование формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к сознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально - целостный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживании е художественного опыта в форм е художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение от ношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники занимаются с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.



Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся


Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно - смысловой установки ученика, формируемой средствами предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов;

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно- познавательных задач на основе изучаемого учебного материала. Виды контроля учебных достижений по предмету «Изобразительное искусство»: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая творческая работа.





Учебный план:


Тема

Количество часов по рабочей программе

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

3

Декор - человек, общество, время.

11

4

Декоративное искусство в современном мире.

7

ИТОГО

34






































Содержание программы

Изобразительное искусство в жизни человека - 34часа

I четверть

«Древние корни народного искусства» (8 ч)


Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмами Мордовии и народно-праздничными обрядами.


Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.


1-2 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бу­мага.

3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.


4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.


5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.


6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.


7 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костю­ма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.



8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

II четверть

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)


Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла.  

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.


9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше­ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.


11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.


12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.


13 тема. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.


14 тема. Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

15 тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

16 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

III четверть

Декор – человек, общество, время. (11ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.


Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы Ульяновской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

17 тема. Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

18 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пектора­ли, браслета и др.), в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

19-20-21 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ­выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

22-23-24 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ульяновской области. История создания герба области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу герба своей семьи (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

25-26 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно - прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..

27 тема. Декор: человек, творчество, время. (Обобщение темы).

IV четверть

Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно)

28-29 тема. Современное выставочное искусство. Пластический язык материала.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Материалы: бу­мага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

32-33-34 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Материалы: материалы для аппли­кации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бу­мага,.

Выставка, презентация и защита творческих работ.

Календарно – тематическое планирование в 5 классе

Декоративное искусство в жизни человека.


№№

Тема урока

Кол.

час. (план/

Фа-кт)

Тип урока /форма проведе-

ния/




Планируемые результаты

Формы организации учебно-познава- тельной деятельности учащихся

Оборудование

Система контроля

Дата

прове-дения

(план/

факти-чески)

Дом.

зада-ние

Предметные (по элементам системы знаний)

метапредметные

личностные

1


2

3

4

5.1

5.2

5.3

6

7

8

9

10

Древние корни народного искусства - (8часов)

1

Древние образы в народ-ном искус-стве.

1

Беседа, рисова-ние

солярных знаков

Сравнивать, сопоставлять, анализировать

декоративные решения традиционных образов, видеть в них многообразное варьирование трактовок

Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетический и личностно значимой ценности.

Активное участие в обсуждении темы. Осмысленное и эмоционально-целостное восприятие визуальных образов

Индивиду-альное выполнение рисунка на тему древних образов

Гуашь, кисть или восковые мелки, акварель

Бумага, наглядные пособия

Общее обсужде-ние творчес-ких работ


с.12-19,

вопр.и зад.с.19.

2

Древние образы в народ-ном искус-стве.

1

Беседа, рисова-ние

солярных знаков

Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетический и личностно значимой ценности.

Умение дать оценку своей работе. Осмысленное и эмоционально-целостное восприятие визуальных образов

Индивиду-альное выполнение рисунка

Гуашь, кисть или восковые мелки, акварель

Бумага, наглядные пособия

Оценка творчес-ких работ Самосто-ятельное выявле-ние ошибок


Подбор матери-ала о русской избе.

3

Убран-ство русской избы.

1

Беседа, рисова-ние,

Изучение аналогов

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Умение определять и характеризовать отдельные детали жилища как проявление конструктивной ,декоративной и изобразительной деятельности

Воспитание уважения к искусству и куль туре своей Родины, выраженной в ее архитектуре

Умение дать оценку чужой работе. Понимание эмоционального смысла визуально-пространственной формы

Изучение аналогов. Создание эскиза.

Знакомство с сюжетно-декоративной композицией

Наглядные пособия, карандаши, краски , бумага

Оценка и обсужде-ние работ


с.20-29,

вопр.и зад.с.29,

подбор иллюст-ратив-ного матери-ала.

4

Внутрен-ний мир русской избы.

1

Беседа. Рисова-ние интерьераИзучение аналогов. Коллек-тивная работа.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Умение сравнивать и сопоставлять интерьер избы и современного жилища; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды.

Активность и инициативность во время работы. Коммуникабель-ность.

Работа в группе. Знакомство учащихся с понятием «интерьер»

Карандаши, краски , бумага

Устный опрос.


с.30-35,

вопр.и зад.с.35,

подбор матери-ала об орнамен-тальных символах.

5

Конст-рукция и декор предме-тов народ-ного быта.

1

Беседа.

Выполнение эскиза декора-тивного убранства предме-тов крестьян-ского быта

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Умение отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам- умельцам; сравнивать, находить общее и особенное в конструкции; понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды.

Умение творчески подойти к работе. Овладение средствами художественного изображения.

Совместное с учителем изучении е аналогов. Знакомство с утварью, предметами быта.

Наглядные пособия, карандаши, краски , бумага

Выставка


с.36-43,

вопр.и зад.с.43,

подбор матери-ала о вышив-ках.

6

Русская народная вышивка.

1

Беседа, чтение учебника. Создание эскиза узора.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения. Осваивать навыки декоративного обобщения.

Умение анализировать и понимать особенности образного языка, разнообразие трактовок традиционных образов.

Умение оценить собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Знакомство с основными видами орнамента. Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных

мастеров.

Гуашь, цветные карандаши или мелки, акварель

бумага, ножницы.

Устный опрос по теме «Элемен-

ты народной вышив-

ки»


с.44-49,

вопр.и зад.с.49,

подбор

материала о народном костюме,

эскизы в альбоме закон-чить.

7

Народ-ный празд-ничный костюм.

1

Беседа. Создание эскизов народных празд-ничных костюмов (женско-го или мужс-кого)

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов; выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.



Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. Развитие художественно- образного мышления.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления искусства. Овладение средствами художественного изображения.

Знакомство учащихся с особенностями народного праздничного костюма. Изучение аналогов. Выполнение эскиза.

Бумага, ножницы, ткань, клей, карандаши, кисти, бумага

Выставка и общее обсужде-ние работ


с.50-59,

вопр.и зад.с.59,

работа с эскиза-ми в тетрадях.

8

Народ-ные празд-ничные обряды.

1

Группо-вая работа (готовит-ся заранее)

Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Понимать и объяснять ценность и уникальность крестьянского искусства как живой традиции,

Питающей современное декоративно- прикладное искусство

Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действия, живого общения и красоты

Коллективная работа. Посиделки. Знакомство с русским фольклором.

ИКТ

Выступ-ление перед классом, защита творчес-ких проектов


с.60-63,

вопр.и зад.с.63,

поиск информа-ции по теме.

Связь времен в народном искусстве - (8 часов)

9

Древние образы в совре-менной народной игрушке.

1

Практи-ческая работа. Роспись.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды

Овладение основами культуры практической творческой работы.

Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью. Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом.

Трафареты, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Устный опрос.


с.66-75,

вопр.и зад.с.75 ,

записи в тетрадях,изготов-ление игрушки.

10

Древние образы в современной народной игрушке.

1

Практическая работа. Роспись.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды

Овладение основами культуры практической творческой работы.

Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью. Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом.

Трафареты, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Выставка и общее обсужде-ние работ.


Завер-шить работу над созда-нием игрушки.

11

Искус-ство Гжели.

1

Практи-ческая работа. Роспись.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка. Создавать композицию росписи.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах

Эмоционально воспринимать, выражать свое от- ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Краски, бумага, наглядные пособия

Самоа-нализ выпол-ненной работы, поиск и устране-ние ошибок


с.76-81,

вопр.и зад.с.81,

подбор материала о городецкой росписи.

12

Городец-кая роспись.

1

Практи-ческая работа. Роспись.

Осваивать приемы кистевой росписи Городца. Создавать композицию росписи.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах

Эмоционально воспринимать, выражать свое от- ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Краски, бумага, наглядные пособия

Само-анализ выпол-ненной работы, поиск и устра-нение ошибок


с.82-85 ,

вопр.и зад.с.85,

подбор материала о хохломе,

упраж-нения в альбоме.

13

Хохлома.

1

Практи-ческая работа. Роспись.

Иметь представление о видах хохломской росписи, различать их.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах

Эмоционально воспринимать, выражать свое от- ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Краски, бумага, наглядные пособия

Само-анализ выпол-ненной работы, поиск и устране-ние ошибок


с.86-91 ,

вопр.и зад.с.91,

подбор материала о жостовых подносахупраж-нения в альбоме.

14

Жостово.Роспись по металлу.

1

Практи-ческая работа. Роспись.

Осваивать основные приёмы жостовского письма.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национ. образах

Эмоционально воспринимать, выражать свое от- ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Краски, бумага, наглядные пособия

Само-анализ выпол-ненной работы, поиск и устранение ошибок


с.92-95 ,

вопр.и зад.с.95,

упраж-нения в альбоме.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте.


1

Беседа, Создание эскиза одного из предметов промысла

Понимание того, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национ. образах

Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия русских мастеров.

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Краски, бумага, наглядные пособия

Устный опрос. Оценка умения высказывать своё мнение и предложения по ходу работы.


с.96-103 ,

вопр.и зад.с. 103,

упраж-нения в альбоме.

16

Роль народ-ных художественных промыс-лов в совре-менной жизни.

1

Диалог. Контроль-ная работа.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в презентации выставочных работ.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах

Умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной культуры», «Промыслы как искусство художествен-ного сувенира».

ИКТ, наглядные пособия.

Выставка, презента-ция и защита творчес-ких работ.


Повто-рение пройден-ного матери-ала.

Декор – человек, общество, время - (11часов)

17

Зачем людям украше-ния.

1

Беседа .

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно- прикладного искусства древнего Египта

Понимают учебную задачу урока, обобщают собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог.

Умение выявлять и объяснять связь содержания с формой воплощения в предметах украшения.


Коллективная работа

Краски, бумага, наглядные пособия

Устный опрос по теме «Роль де-коратив-ного украше-ния в общест-ве»


с.106-107

поиск информа-ции по теме.

18

Роль декора-тивного искус-ства в жизни древнего общества.

1

Беседа. Выпол-нение эскизов украше-ний

Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно- прикладного искусства древнего Египта

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. Развитие художественно- образного мышления.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно- прикладному искусству Древнего Египта.

Практическая работа. Выполнение эскиза

Цветные мелки, гуашь, кисти, бумага, фольга, пластилин

Устный опрос. Оценка умения высказы-вать свое мнение и предложения по ходу работы.


с.108-117

вопр.и зад.с.117

эскизы в альбоме, изготов-ление украше-ния.

19

Одежда «гово-рит» о человеке.

1

Беседа,

рисунок, индивиду-альная и коллекти-вная работа

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое решение одежды людей Древнего Китая.

Понимают учебную задачу урока, обобщают собственные представления, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Участвовать в индивидуальной, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы

Знакомство учащихся с особенностями китайского праздничного костюма. Изучение аналогов. Выполнение эскиза.

Краски, бумага, наглядные пособия

Оценка и обсужде-ние работ


с.118-122

эскизы в альбоме, изготов-ление украше-ния.

20

Одежда «гово-рит» о человеке.

1

Беседа, рисунок, индивиду-альная и коллекти-вная работа

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое решение одежды людей Древнего Китая.

Понимают учебную задачу урока, обобщают собственные представления, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Участвовать в индивидуальной, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Знакомство учащихся с особенностями китайского праздничного костюма. Изучение аналогов. Выполнение эскиза.

Краски, бумага, наглядные пособия

Оценка и обсужде-ние работ


с.124-129

работа над проектом

21

Одежда «гово-рит» о человеке.

1

Беседа, рисунок, индивиду-альная и коллекти-вная работа

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое решение средневековой одежды людей

Понимают учебную задачу урока, обобщают собственные представления, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Участвовать в индивидуальной, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы

Знакомство учащихся с особенностями бального костюма средневековья. Изучение аналогов. Выполнение эскиза.

Краски, бумага, наглядные пособия

Самоанализ выполненной работы, поиск и устранение ошибок


с.130-133

вопр.и зад.с.133

работа над проектом

22

О чём расска-зывают гербы и эмблемы.

1

Беседа, конспектирование. Рисунок в альбоме

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения в цветовом решении.

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. Развитие художественно- образного мышления.

Умение определять, называть символические элементы .

Индивидуальное выполнение рисунка

ИКТ


с.134-139,

вопр.и зад.с.139

подбор информации о гербах.

23

О чём расска-зывают гербы и эмблемы.

1

Беседа.

Индивиду-альная и творческая работа.


Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элемента.

Умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение определять, называть символические элементы герба, использовать при создание собственного герба.

Индивидуальное выполнение рисунка

Наглядные пособия, карандаши, краски, бумага

Устный опрос. Оценка умения высказы-вать свое мнение и предло-жения по ходу работы


Работа над созданием герба семьи.

24

О чём расска-зывают гербы и эмблемы.

1

Беседа.

Индивиду-альная и творческая работа.

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения в цветовом решении.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения.



Умение определять, называть символические элементы герба, использовать при создание семейного герба.

Защита работ

Белая цветная бумага, ножницы, клей, гуашь и кисти.

Выставка и общее обсуждение работ.



повторение материала.

25

Роль декоративного искусства в жизни человека.

1

Диалог. Игра - викторина

Распознавать и систематизировать материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. Развитие художественно- образного мышления.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку.

Выполнение практической творческой работы

ИКТ

Устный опрос



Подготовить презентацию или бумажный буклет.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека.

1

Просмотр

презентации или бумажных буклетов

Соотносить костюм, украшения, их образный строй с владельцем.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка.

Выполнение практической творческой работы

Наглядные пособия, карандаши, краски, бумага

Оценка и обсуждение работ


Повторение матери-ала

27

Декор: человек, творчество, время. Обобщение темы.

1

Беседа.

Обобщение пройденного материала. Тест

Использовать в речи новые художественные термины.

Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.

Участвовать в игре – викторине, использовать термины.

Тестовые задания

Наглядные пособия, карандаши, краски, бумага

Итоговая игра-викторина


Повторение матери-ала

Декоративное искусство в современном мире - (7часов)

28

Совре-менное выста-вочное искус-ство.

1

Беседа

Находить и определять в произведениях декоративно– прикладного искусства связь конструктивного , декоративного и изобразительного видов деятельности.

Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, отстаивать своё мнение.

Умение ориентироваться в широком разнообразии современного искусства.

Совместное с учителем изучение аналогов. Знакомство с

современными видами искусства.

ИКТ

Устный опрос.


с.142-167,

вопр.и зад.с.167

поиск информа-ции по теме.

29

Пластический язык материала.

1

Беседа

Определять неразрывное единство материала, формы и декора.

Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, отстаивать своё мнение.

Воспитание художественного вкуса как особенности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления искусства.

Коллективная работа

ИКТ

Устный опрос.


Поиск информа-ции по теме.

30

Витраж.

1

Беседа, практи-ческая работа: придумы-вание эскизов, выреза-ние и склеива-ние

Владеть навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания декоративной композиции

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений, осуществление осознанного выбора.

Эмоционально воспринимать, выражать свое от- ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Трафареты, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Самоана-лиз выпол-ненной работы, поиск и устране-ние ошибок


Работа над витра-жом.

31

Витраж.

1

Беседа, практи-ческая работа: придумы-вание эскизов, выреза-ние и склеива-ние

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. работать по принципу «от простого к сложному»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений, осуществление осознанного выбора.

Эмоционально воспринимать, выражать свое от ношение, давать эстетическую оценку

Выполнение практической работы на основе изучения аналогов.

Трафареты, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Выставка, презента-ция и защита творчес-ких работ.


Завер-шение работы над витра-жом.

32

Ты сам – мастер.

1

Индивиду-альная или коллекти-вная работа

Владеть навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания декоративной композиции

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности.

Умение оценить собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Выполнение практической творческой работы

Бумага, ножницы, ткань, клей, карандаши, кисти, бумага

Оценка и обсужде-ние работ


Работа над панно.

33

Ты сам – мастер.

1

Обсуж-дение процесса работы над панно. Подго-товка к выставке

Понимать, что произведения искусства- творческая деятельность мастера.

Определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать деятельность.

Умение оценить собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Выполнение практической творческой работы

Ножницы, ткань, клей, шпагат, лента.

Выставка работ в классе


Работа над панно.

34

Ты сам – мастер.

1

Выставка творчес-ких проектов

Овладеть навыками работы с декоративным материалом в процессе выполнения работы.

Определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать деятельность.

Овладение основами культуры практической творческой работы.

Защита проектов.

Бумага,

ножницы, ткань, клей, карандаши, кисти.

Выставка, презента-ция и защита творчес-ких работ.


Повто-рение прой-денного матери-ала






НЕ МОЁ

Учебно – тематический план к рабочей программе для 5 класса




1 четверть. Декоративное искусство в жизни человека. Древние корни народного искусства.


урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма изучения

Содержание

Задачи

Оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Древние образы в народном искусстве

1

Беседа, рисование,

солярных знаков

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву в орнаментах народной вышивки

Знакомство с ДПИ

Гуашь, кисть восковые мелки, акварель

бумага, наглядные пособия

Стр.12-20 учебника. Чтение

2

Древние образы в народном искусстве

1

Беседа, рисование,

солярных знаков

Традиционные образы в народном искусстве. Солярные знаки. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца. Неба. Земли нашими далекими предками

Знакомство с ДПИ

Гуашь, кисть, акварель,

бумага, наглядные пособия


3

Декор русской избы

1

Беседа, рисование,

Изучение аналогов

Декоративное убранство крестьянского дома. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русской избы.

Знакомство с сюжетно- декоративной композицией.

Наглядные пособия, карандаши , краски , бумага.


4

Внутренний мир русской избы

1

Беседа. Рисование интерьера. Изучение аналогов. Коллективная работа. Рассказ учителя, обращение к наглядности. Рисунок. Изображение крестьянского быта.

Знакомство с интерьером крестьянского дома: потолка, стен, печи, духовного центра дома, женской и мужской половиной дома, конника.

Знакомство учащихся с понятием «интерьера». Формирование навыков создания единого художественного образца в конструкции.

Карандаши , краски , бумага.


5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Беседа .Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта

Знакомство с утварью, предметами быта. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор - не только украшение предмета, но и выражение представлений об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь- образ.

Знакомство учащихся с основными видами орнамента.

Карандаши акварель, гуашь, бумага, наглядные пособия и аналоги


6

Русская народная вышивка

1

Беседа, чтение учебника. Создание эскиза узора.

Выполнение эскиза узора вышивки полотенце в традиции народных мастеров. Выполнение эскиза народного праздничного костюма . Особенности орнаментальных построений в вышивках. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Символика цвета.

Знакомство учащихся с основными видами орнамента.

Гуашь, цветные карандаши или мелки, акварель

бумага, ножницы, наглядные пособия и аналоги.

Найти аналоги. Эскизы в альбоме закончить.

7

Народный праздничный костюм

1

Беседа. Создание эскизов

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма

Знакомство учащихся с особенностями народного праздничного костюма

Бумага, ножницы, ткань, клей, карандаши, кисти, бумага

Эскизы закончить

8

Народные праздничные обряды

1

Групповая работа (готовится заранее)

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, осенние праздники), их символическое значение.

Знакомство с русским фольклором

ИКТ

Поиск информации по теме


Связь времен в народном искусстве


9

Древние образы в современной народной игрушке

1

Практическая работа. Роспись.

Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью

Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом

Трафареты, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Записи в тетрадях. Изготовление игрушки

10

Древние образы в современной народной игрушке

1

Практическая работа. Роспись.

Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью

Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом

Пластилин, краски, кисти, карандаши, наглядные пособия.

Завершить работу над созданием игрушки.

11

Искусство Гжели

1

Практическая работа. Роспись.

Выполнение фрагмента росписи

Знакомство с промыслом

Краски, бумага, наглядные пособия

Упражнения в альбоме

12

Городецкая роспись

1

Практическая работа. Роспись.

Выполнение фрагмента росписи

Знакомство с промыслом

Краски, бумага, наглядные пособия

Упражнения в альбоме

13

Хохлома

1

Практическая работа. Роспись.

Выполнение фрагмента росписи

Знакомство с промыслом

Краски, бумага, наглядные пособия

Упражнения в альбоме

14

Жостово. Роспись по металлу.


1

Практическая работа. Роспись.

Выполнение фрагмента росписи

Знакомство с промыслом

Краски, бумага, наглядные пособия

Упражнения в альбоме

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Беседа. Создание эскиза одного из предметов промысла.

Береста. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод. Разное узорочье берестяных изделий

Понимание того, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари

Карандаши, краски, бумага, наглядные пособия

Эскизы композиции в альбоме

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Диалог. Контрольная работа.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Промыслы как искусство художественного сувенира»


Обучение обобщению и самоанализу

ИКТ, наглядные пособия.

Повторение пройденного материала


Декор : человечество , общество, время.


17

Зачем людям украшение

1

Беседа, показ иллюстраций

Обувь, пояс, головной убор, ансамбль костюма. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Особенности украшений воинов , древних охотников, вождя племени. Царя.

Формирование понятия социальной функции декоративного искусства в обществе

ИКТ, наглядные пособия.

Поиск информации по теме и аналогов

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

Беседа. Выполнение эскизов украшений

Мифология. Египет, Древняя Греция. Символика элементов декора. Различие одежд людей высших и низших сословий

Знакомство с ювелирным искусством и его стилистическими особенностями

Цветные мелки, гуашь, фольга, пластилин

Эскизы в альбоме, изготовление украшения.

19

Одежда говорит о человеке

1

Беседа, рисунок, индивидуальная и коллективная работа

Одежда и костюм. Черты торжественности, парадности. Костюмы разных эпох .Коллективная творческая работа «Бал во дворе»

Знакомство с понятиями: «форма», «цветовая гамма», «декор», «дизайн». Совместное творчество. Умение презентовать и защитить своей проект

Большой лист бумаги гуашь, кисти ,кусочки ткани, клей, ножницы.

Работа над совместным проектом

20

Одежда говорит о человеке

1

Беседа, рисунок, индивидуальная и коллективная работа

Одежда и костюм. Черты торжественности, парадности. Костюмы разных эпох .Коллективная творческая работа «Бал во дворе»

Знакомство с понятиями: «форма», «цветовая гамма», «декор», «дизайн». Совместное творчество. Умение презентовать и защитить своей проект

Большой лист бумаги гуашь, кисти ,кусочки ткани, клей, ножницы.

Работа над совместным проектом

21

Одежда говорит о человеке

1

Беседа, рисунок, индивидуальная и коллективная работа

Одежда и костюм. Черты торжественности, парадности. Костюмы разных эпох .Коллективная творческая работа «Бал во дворе»

Знакомство с понятиями: «форма», «цветовая гамма», «декор», «дизайн». Совместное творчество. Умение презентовать и защитить своей проект

Большой лист бумаги гуашь, кисти ,кусочки ткани, клей, ножницы.

Работа над совместным проектом

22

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Беседа. Конспектирование. Рисунок в альбоме.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Основные части классического герба. Символика цвета. Символы и эмблемы в современном обществе

Знакомство с понятием «символика цвета и образа»

Наглядные пособия, таблицы, гуашь, бумага, карандаши, линейка

Записи в тетрадях

23

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Беседа. Индивидуальная творческая работа

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Основные части классического герба. Символика цвета. Символы и эмблемы в современном обществе. Работа над созданием семейного герба .

Знакомство с понятием «символика цвета и образа»

Наглядные пособия, таблицы, гуашь, бумага, карандаши, линейка

Работа над созданием герба семьи

24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Беседа. Индивидуальная творческая работа Защита работ.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Основные части классического герба. Символика цвета. Символы и эмблемы в современном обществе

Знакомство с понятием «символика цвета и образа». Умение презентовать и защитить свою работу

Наглядные пособия, таблицы, гуашь, бумага, карандаши, линейка

Посторенние материала

25

Роль декоративного искусства в жизни человека

1

Диалог. Игра- викторина

Игра- викторина с привлечением учебно - творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных эпох

Готовность и умение работать в команде

Художественные открытки, репродукции , ИТК

По желанию подготовка компьютерной презентации или бумажного буклета

26

Роль декоративного искусства в жизни человека

1

Просмотр компьютерной презентации или бумажных буклетов

Аналитически- творческая работа. Просмотр творческих работ

Уметь анализировать материал. Умении е презентовать и защитить свой проект

ИКТ

Повторение материала

27

Декор: человек, творчество, время. Обобщение темы

1

Беседа. Обобщение пройденного материала

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Умение анализировать, обобщать. Подводить итоги и делать выводы из изученного материала

ИКТ

Повторение материала


Декоративное искусство в современном мире


28

Современное выставочное искусство

1

Беседа

Современный подход к декоративному искусству. Керамика, художественное стекло,

Изделия из металла, гобелен, батик. Значение выставочного искусства . Современное понимание красоты художниками. Насыщенность произведений яркой образностью

Знакомство с современным выставочным искусством

ИТК

Поиск информации по теме

29

Пластический язык материала

1

Беседа

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фурнитура) в построении декоративной композиции в конкретном материале

Умение находить и определить в произведениях декоратвно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности , а также неразрывное единство материала, формы , декора

Наглядные пособия

Поиск информации по теме

30

Витраж

1

Беседа, практическая работа: придумывание эскизов, вырезание и склеивание

Работа со светофильтрами. Выполнение эскиза декоративной композиции для техники витража.

Знакомство с искусством витража. Формирование понимания поэтичности создания декоративной работы

Аналоги, цветная бумага, клей бумаги краски, ножницы, цветные карандаши

Работа над витражом

31

Витраж

1

Беседа, практическая работа: придумывание эскизов, вырезание и склеивание

Рисование эскиза коллективного панно для украшения интерьера школы

Знакомство с искусством мозаики. Формирование понимания поэтичности создания декоративной работы

Аналоги, цветная бумага, клей бумаги краски, ножницы, цветные карандаши

Завершение работы над витражом

32

Ты сам - мастер

1

Индивидуальная или коллективная работа

Работа над панно . Понятия: «колорит», «хроматические и ахроматические цвета», «полутень», «тень», «рефлекс». Технология работы с выбранным материалом , постепенное, поэтапное выполнение задуманного

Повторение законов цветоведения, умение составлять композицию

Материалы для аппликации или коллажа, цветная бумага, кусочки тканей, ленты, бусинки и т.д.

Работа над панно

33

Ты сам - мастер

1

Обсуждение процесса работы над панно. Подготовка к выставке

Работа над панно . Понятия: «колорит», «хроматические и ахроматические цвета», «полутень», «тень», «рефлекс». Технология работы с выбранным материалом , постепенное, поэтапное выполнение задуманного

Повторение законов цветоведения, умение составлять композицию. Умение собирать отдельно выполненные детали в единое целое

Материалы для аппликации или коллажа, цветная бумага, кусочки тканей, ленты, бусинки и т.д.

Работа над панно

34

Ты сам - мастер

1

Выставка творческих проектов

Отчетная выставка работ по декоративно- прикладному искусству

Уметь анализировать материал. Умение презентовать и защитить свой проект

Творческие проекты

Повторение пройденного материала






























Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса



Данная программа обеспечена учебно- методическим комплектом, в который входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.


Учебники

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс/

Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.


Пособия для учащихся

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс /

Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.


Пособие для учителей


Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство. Методическое пособие 5 класс/

Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.


Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского

5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений . ФГОС. – М.:Просвещение, 2011.


Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,5 - 7 классы. Музыка 5 – 7 классы.

Искусство 8 – 9 классы: проект.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)






Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Примерные программы по учебным предметам. . Изобразительное искусство,5 - 7 классы. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы: проект.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений . ФГОС. – М.:Просвещение, 2011.

4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева,О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

5. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская . Рабочая тетрадь. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

6. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство. Методическое пособие 5

класс /Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

7. Методические журналы по искусству.

8. Учебно- наглядные пособия.

9. Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

10. Энциклопедии по искусству, справочные издания.

11. Альбомы по искусству.

12. Книги по искусству.

13. Книги о художниках и художественных музеях.


2.Печатные пособия

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.



3.Информационно – коммуникативные средства

1.Аудио - видиоматериалы.

2.Фотографии.


4.Технические средства обучения

1.Мультимедийный компьютер

2.Экран

3.Фотоаппарат

5. Экранно – звуковые пособия

1.DVD – фильмы по искусству

2.Презентация по искусству

6. Учебно – практическое оборудование

1. Краски акварельные.

2. Краски гуашевые.

3. Бумага.

4. Цветные карандаши.

5. Фломастеры.

6. Кисти.

7. Емкости для воды.

8. Клей.

9. Ножницы.


7. Модели и натуральный фонд


  1. Муляжи фруктов и овощей.

  2. Изделия декоративно – прикладного искусства.

  3. Гипсовые орнаменты.

  4. Керамические изделия.

  5. Предметы быта.

Планируемые результаты образовательного процесса



Личностные результаты:


- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

- овладение средствами художественного изображения;

- развитее способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать

визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;

- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;


Метапредметные результаты:


- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

- умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

- обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;


Предметные результаты:


-знание истоков и специфики образного языка декоративно – прикладного искусства;

- знание особенностей уникального крестьянского искусства, значения традиционных образов, мотивов;

- знание нескольких народных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- умение различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства;

- умение выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

- умение выстраивать декоративные орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- умение создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

- владение практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владение навыком работы в конкретном материале.