СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО Хохлова 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИЗО Хохлова 5 класс»







Конспект урока ИЗО в 5-А классе

Тема: «Хохлома»




Учитель Иванова Полина Анатольевна










с. Холмовка,2023

Тема: "Хохлома"

Класс 5-А

Учитель Иванова П.А.

Предмет ИЗО

Дата 17.01.2023

Урок № 12

Тип урока Освоение новых знаний.

Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России Хохломская роспись.

УУД:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам изобразительного искусства, к школе, ориентация на содержательные мотивы школьной жизни и принятие образа «хорошего ученика»;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

Познавательные:

  • находить необходимую информацию для выполнения для выполнения учебных заданий в учебной, справочной и дополнительной литературе;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование: учебник, листы бумаги формата А 4, краски и кисти, проектор, компьютер, презентация к уроку, разрезные пазлы, тематические картинки, палитра, непроливайка, шаблон тарелки, ватные палочки.

Ход урока

I.Организационный момент. (Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.)

-Здравствуйте. Все готовы к уроку? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

-Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаем вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшних уроков с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.

II. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Связь времён в народном искусстве», вспомним, о тех народных промыслах, которые мы изучали и познакомимся с еще одним видом художественного народного промысла.Но чтобы познакомиться с новым видом художественного промысла,давайте повторим то,что мы с вами изучали. Но перед этим разделимся на три группы.

-У вас на парте есть конверты с пазлами, в них росписи, которые мы с вами уже изучали. Давайте соберем пазл, затем назовем русский народный промысел и в чем его особенность.(Собирают пазл,отвечают)(слайд 1)

(Городецкая роспись- Отличительная особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов, придающих композиции законченный и объёмный вид.

Гжель- Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают» неповторимые геометрические и растительные формы и орнаменты

Филимоновская игрушка- вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается.)

-Итак, сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока скрыта в загадке. Дав правильный ответ вы узнаете тему урока.

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

 Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

 Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома. Что же это? …(Хохлома) (Слайд №2).

-Молодцы!Правильно!

-Определите, пожалуйста, цель сегодняшнего урока. С чем сегодня мы должны познакомится на уроке?( Узнать, что такое хохлома, и какие виды хохломы существуют.)

-Сегодня на уроке мы знакомимся с историей и особенностями хохломской росписи. И, на один урок, мы превратимся в мастеров по росписи посуды.

III.Объяснение нового материала.

-Хохломская роспись- это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусстава. . (Слайд №3).

-Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. .

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд № 4).

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №5).

Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами. (Слайд №6).

В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. (Слайд №7). Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”. (Слайд №8).

-В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства. (Слайд №9).

Стадии производства изделий хохломской росписи.

1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд 10).

2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №11).

3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд № 12).

4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски.(слайд 13)

- В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".

В учебнике найдите как происходит верховая роспись стр. 88(Слайд №14 и 15).

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.

В учебнике найдите как происходит фоновая роспись стр. 89

Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

IV.Физкультминутка. (Слайд № 16)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

 Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

 Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

V. Практическая работа.

-В нашу мастерскую поступил заказ на посуду. Основы есть. Вы должны расписать их по мотивам хохломской росписи. Но перед таким ответственным заданием нужно немного поупражняться. Перед вами листочки с элементами росписи. Для начала немного вместе потренируемся выполнять некоторые элементы росписи: осочку,травинки,завиток,смородинку.
-Не забывайте, что элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть руки расслаблена, ею мы можем делать вращательные движения в любую сторону. Ничего специально вырисовывать не надо, рука все сделает сама.(слайд 17)

*Осочка - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

* Завиток – выполняется с легким нажимом в середине элемента;
* Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с небольшим плавным утолщением.
* Для смородинки используем печатку - ватную палочку.
Смородинку начинаем рисовать с травинки.

-Самостоятельная работа.(Украшение тарелки под музыку)

VI. Закрепление полученных знаний.

Рефлексия.

Выставка рисунков.

Вопросы:

1. Какой город считают столицей золотой хохломы?

2. Назовите стадии производства изделий хохломской росписи.

VII. Домашняя работа.

Повторить элементы Хохломской росписи.